Файл: Машиностроение..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шерстобитова Елена Ивановна

Учитель географии МБОУ «ООШ с. Татищево»

Предмет: География

Класс: 9

УМК (Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И.) Уровень обучения (базовый)

Тема урока: « Машиностроение.»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2

Цели урока: формирование знаний по отраслям промышленности на примере машиностроительного комплекса, формирование знаний о значении отрасли, видов машиностроительного комплекса и особенности отрасли.

Планируемые результаты

а) Личностные:

1. Интеллектуальная активность – интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.

2. Коммуникативные навыки – владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.

3. Ответственность и адаптивность – личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.

б) Метапредметные:

1. Познавательные действия – включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.

2. Коммуникативные действия – обеспечивают возможность сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя.

3. Учебно-информационные умения – находить, управлять, оценивать и предоставлять информацию.

в) Предметные :

1.Определить значение машиностроительного комплекса России.

2.Определить главную задачу МСК и найти пути её решения.

3.Познакомиться с отраслевым составом машиностроительного комплекса России.

4.Познакомиться с факторами размещения машиностроительных мероприятий.

5.Выявить особенности размещения машиностроительного комплекса России.

6.Знакомство со специализацией различных экономических районов России.

7. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, атлас, таблицы).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды, учебник, дидактические карточки и атласы.


Тип урока: актуализация знаний, изучение нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний. (Беседа по теме )

С детства мы привыкли , что машина –это средство передвижения. На самом же деле это понятие намного шире. К машинам относят и все транспортные средства, и все бытовые приборы (телевизор, мобильный телефон, компьютер и т.д), и лифт. И все это и многое другое выпускается на предприятиях машиностроения.

Значит, МСК – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и оборудование.

1).Перечислите продукцию МСК и заполните схему в тетради:



2).Докажите, что предприятия МСК связаны с другими межотраслевыми комплексами. Укажите, какой продукцией они обмениваются.



3).Подумайте! Машиностроение больше использует продукцию других отраслей и секторов хозяйства или само в первую очередь поставляет им свою продукцию?

4).Попробуйте, сформулировать значение МСК в хозяйстве России.

5).Цель: определить главную задачу МСК и найти пути её решения.

Ответьте на вопросы:

- Какова главная задача МСК в хозяйстве России?

- Какие условия необходимы для выполнения главной задачи?

Подумайте! Какие трудности развития МСК характерны, на ваш взгляд, на современном этапе? С чем это связано?

Ответы на вопросы запишите в тетрадь.

6).Цель: познакомиться с отраслевым составом МСК России.

1.Рассмотрите предложенные две схемы «Отраслевой состав МСК России», рис 61,с 124 учебника (Е.М Домогацких, Н.И. Алексеевский) и схему на листах

2. Подумайте! По каким признакам подразделены отрасли МСК?

3. Как должны соотноситься темпы развития МСК и всего народного хозяйства?

4. Какие отрасли внутри МСК должны развиваться наиболее динамично?

Схема на листах



7).Цель: познакомиться с факторами размещения машиностроительных предприятий.

1.Прочитайте в учебнике с.127 (в разделе главное) факторы размещения. Ответьте на вопросы:



- Какие факторы влияют на размещение МСК по территории России?

- Какова роль различных факторов в размещении отдельных отраслей МСК?

2.Составьте список терминов, относящихся к параграфам 22-23. Всем ли терминам вы можете дать определение? Проверьте себя.

3.Заполните таблицу, используя карту атласа «Машиностроительный комплекс России».

Отрасль машиностроения

Факторы размещения

Примеры районов и центров

Автомобилестроение







Станкостроительная и инструментальная промышленность







Энергетическое машиностроение







Сельскохозяйственное машиностроение







4. В чём особенности размещения МСК по территории России?

5. Почему машиностроительные заводы имеются во всех регионах России?

6. В какой части России машиностроение достигло наивысшего уровня развития? Почему?

8).Цель: выявить особенности размещения МСК России.

Учитель: Верно. Я вижу вы устали, что же настало время отдохнуть, все внимание на экран, писать в тетрадях ничего не надо. Ваша задача: сесть правильно и следить за движением бабочки.

Физкультминутка

Практическая работа.

А.Используя текст параграфов 22-23 учебника, карту атласа «Машиностроительный комплекс», самостоятельно выполните следующие задания:

Б.Какие отрасли относятся к трудоёмкому машиностроению?

В.По карте определите центры развития трудоёмкого машиностроения.

Г.Сопоставьте размещение крупнейших центров трудоёмкого машиностроения и населения России.

Д.Какие отрасли относятся к металлоёмкому машиностроению?

Е.По карте определите центры развития металлоёмкого машиностроения.

Ж.В чём различие машиностроения европейской и азиатской частей России?

З.Какие отрасли относятся к наукоёмкому машиностроению?

И.Назовите районы, в которых, по-вашему мнению, будут развиваться наукоёмкие отрасли, докажите правильность своего ответа.

К.Сравните карты, отражающие размещение отраслей машиностроения и чёрной металлургии. Сделайте выводы о зависимости в размещении этих отраслей. Всегда ли они совпадают?


Л.Подумайте! Почему отрасли станкостроения, электротехнической и инструментальной промышленностей обычно размещаются в районах с квалифицированными кадрами.

М.Запишите в тетрадь общий вывод о принципах размещения металлоёмких, трудоёмких и наукоёмких отраслей.

Самоконтроль.

Определите уровень полученных знаний по теме «Машиностроительный комплекс России».

  1. Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей
    А) использующих разнообразные машины;
    Б) производящих разнообразные машины;
    В) осуществляющих ремонт и проектирование машин.

  2. Для всех отраслей машиностроения важным фактором размещения является:
    А) высококвалифицированные кадры;
    Б) транспортные магистрали;
    В) потребитель.

3. Установите соответствие:

Отрасль машиностроения:

Главный принцип размещения:

1. Тяжёлое машиностроение.

А) Близость металлургической базы.

2. Автомобилестроение.

Б) Близость потребителя.

3. Сельскохозяйственной машиностроение

В) Наличие транспортных путей.

4. Установите соответствие:   

Отрасль машиностроения:

Центры:

1. Автомобилестроение.

А) Москва, Санкт - Петербург, Новосибирск.

2. Тяжёлое машиностроение.

Б) Екатеринбург, Новокузнецк, Абакан.

3. Станкостроение.

В) Тольятти, Ульяновск, Нижний Новгород.

4. Тракторостроение.

Г) Волгоград, Челябинск, Владимир.

5. Машиностроительные заводы России расположены:

А) во всех экономических районах;
Б) только на западе страны;
В) в основном в Центральной России.

Критерий оценки:

  • Максимальное количество баллов -10.

  • «5» - 10 баллов.

  • «4» - 8-9 баллов.

  • «3» - 6-7 баллов.

Домашнее задание – параграфы 22-23, решить задачу:

Коммерсант-посредник, занимающийся покупкой и продажей легковых автомобилей, за минувший год совершил командировки в следующие города СНГ: Брест, Екатеринбург, Запорожье, Ижевск, Москву, Находку, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт – Петербург, Тольятти.
 Какие операции (закупку или продажу) осуществлял коммерсант в каждом из городов? Назовите марки интересовавших его в каждом городе автомобилей?
Оценки за урок.

Приложение №1

Таблица «Машиностроение. Специализация экономических районов России».

Экономический район

Важнейшие центры

Отрасли специализации

Факторы развития

Северный

Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Северодвинск

Оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, трелёвочные трактора, судостроение

Ориентация на потребителя, металлургия

Северо-Западный

Санкт-Петербург, Новгород,

Псков, Тихвин

Тяжёлое, общее, энергетическое машиностроение, электротехника, судостроение, радиоэлектроника, оптика, приборостроение.

Высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, ориентация на потребителя, металлургия

Централь- ный

Москва,

Ярославль. Брянск, Калуга, Владимир, Тула, Муром, Ковров, Александров

Автомобилестроение, электротехника и радиоэлектроника, приборостроение, авиационно-космическое, станкостроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение оборонная промышленность

Выгодное ЭГП, высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, концентрация основной части потребителей, металлургия

Центрально- Черно-зёмный

Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск

Радиоэлектроника, авиастроение, приборостроение, горно-рудное машиностроение, станкостроение, тракторостроение

Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), мощная металлургия

Волго – Вятский

Нижний Новгород, Киров, Саранск, Чебоксары, Арзамас

Автомобилестроение, авиастроение, судостроение, электротехника и радиоэлектроника, станкостроение, тракторостроение, оборонная промышленность

Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, ориентация на потребителя

Северо – Кавказский

Ростов-на-Дону, Краснодар, Таганрог, Вогодонск, Новочеркасск, Ставрополь

Сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое, транспортное машиностроение

Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), трудовые ресурсы.

Поволжский

Самара, Саратов, Волгоград, Казань, Ульяновск, Пенза, Астрахань, Тольятти, Набережные Челны, Энгельс

Автомобилестроение, авиационно-космическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, электротехника.

Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, ориентация на потребителя

Уральский

Екатеринбург, Челябинск, Орск, Пермь, Уфа, Курган, Нижний Тагил, Оренбург

Энергетическое, тяжёлое, транспортное и химическое машиностроение, автомобилестроение, оборонная промышленность

Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитая металлургия

Западно- Сибирский

Новосибирск, Омск, Барнаул, Киселёвск, Прокопьевск, Томск, Новокузнецк, Рубцовск, Бердск

Энергетическое, горно-шахтное, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, радиоэлектроника, оборонная промышленность

Ориентация на потребителя, высокая обеспеченность энергией, развитая металлургия.

Восточно- Сибирский

Красноярск, Иркутск, Абакан, Минусинск

Сельскохозяйственное и тяжёлое машиностроение, судостроение, вагоностроение.

Высокая обеспеченность энергией

Дальне-восточный

Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амурк

Судостроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение

Ориентация на потребителя