ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Шерстобитова Елена Ивановна
Учитель географии МБОУ «ООШ с. Татищево»
Предмет: География
Класс: 9
УМК (Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И.) Уровень обучения (базовый)
Тема урока: « Машиностроение.»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2
Цели урока: формирование знаний по отраслям промышленности на примере машиностроительного комплекса, формирование знаний о значении отрасли, видов машиностроительного комплекса и особенности отрасли.
Планируемые результаты
а) Личностные:
1. Интеллектуальная активность – интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.
2. Коммуникативные навыки – владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.
3. Ответственность и адаптивность – личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.
б) Метапредметные:
1. Познавательные действия – включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.
2. Коммуникативные действия – обеспечивают возможность сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя.
3. Учебно-информационные умения – находить, управлять, оценивать и предоставлять информацию.
в) Предметные :
1.Определить значение машиностроительного комплекса России.
2.Определить главную задачу МСК и найти пути её решения.
3.Познакомиться с отраслевым составом машиностроительного комплекса России.
4.Познакомиться с факторами размещения машиностроительных мероприятий.
5.Выявить особенности размещения машиностроительного комплекса России.
6.Знакомство со специализацией различных экономических районов России.
7. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, атлас, таблицы).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды, учебник, дидактические карточки и атласы.
Тип урока: актуализация знаний, изучение нового материала.
Ход урока
-
Организационный момент. -
Актуализация опорных знаний. (Беседа по теме )
С детства мы привыкли , что машина –это средство передвижения. На самом же деле это понятие намного шире. К машинам относят и все транспортные средства, и все бытовые приборы (телевизор, мобильный телефон, компьютер и т.д), и лифт. И все это и многое другое выпускается на предприятиях машиностроения.
Значит, МСК – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и оборудование.
1).Перечислите продукцию МСК и заполните схему в тетради:
2).Докажите, что предприятия МСК связаны с другими межотраслевыми комплексами. Укажите, какой продукцией они обмениваются.
3).Подумайте! Машиностроение больше использует продукцию других отраслей и секторов хозяйства или само в первую очередь поставляет им свою продукцию?
4).Попробуйте, сформулировать значение МСК в хозяйстве России.
5).Цель: определить главную задачу МСК и найти пути её решения.
Ответьте на вопросы:
- Какова главная задача МСК в хозяйстве России?
- Какие условия необходимы для выполнения главной задачи?
Подумайте! Какие трудности развития МСК характерны, на ваш взгляд, на современном этапе? С чем это связано?
Ответы на вопросы запишите в тетрадь.
6).Цель: познакомиться с отраслевым составом МСК России.
1.Рассмотрите предложенные две схемы «Отраслевой состав МСК России», рис 61,с 124 учебника (Е.М Домогацких, Н.И. Алексеевский) и схему на листах
2. Подумайте! По каким признакам подразделены отрасли МСК?
3. Как должны соотноситься темпы развития МСК и всего народного хозяйства?
4. Какие отрасли внутри МСК должны развиваться наиболее динамично?
Схема на листах
7).Цель: познакомиться с факторами размещения машиностроительных предприятий.
1.Прочитайте в учебнике с.127 (в разделе главное) факторы размещения. Ответьте на вопросы:
- Какие факторы влияют на размещение МСК по территории России?
- Какова роль различных факторов в размещении отдельных отраслей МСК?
2.Составьте список терминов, относящихся к параграфам 22-23. Всем ли терминам вы можете дать определение? Проверьте себя.
3.Заполните таблицу, используя карту атласа «Машиностроительный комплекс России».
Отрасль машиностроения | Факторы размещения | Примеры районов и центров |
Автомобилестроение | | |
Станкостроительная и инструментальная промышленность | | |
Энергетическое машиностроение | | |
Сельскохозяйственное машиностроение | | |
4. В чём особенности размещения МСК по территории России?
5. Почему машиностроительные заводы имеются во всех регионах России?
6. В какой части России машиностроение достигло наивысшего уровня развития? Почему?
8).Цель: выявить особенности размещения МСК России.
Учитель: Верно. Я вижу вы устали, что же настало время отдохнуть, все внимание на экран, писать в тетрадях ничего не надо. Ваша задача: сесть правильно и следить за движением бабочки.
Физкультминутка
Практическая работа.
А.Используя текст параграфов 22-23 учебника, карту атласа «Машиностроительный комплекс», самостоятельно выполните следующие задания:
Б.Какие отрасли относятся к трудоёмкому машиностроению?
В.По карте определите центры развития трудоёмкого машиностроения.
Г.Сопоставьте размещение крупнейших центров трудоёмкого машиностроения и населения России.
Д.Какие отрасли относятся к металлоёмкому машиностроению?
Е.По карте определите центры развития металлоёмкого машиностроения.
Ж.В чём различие машиностроения европейской и азиатской частей России?
З.Какие отрасли относятся к наукоёмкому машиностроению?
И.Назовите районы, в которых, по-вашему мнению, будут развиваться наукоёмкие отрасли, докажите правильность своего ответа.
К.Сравните карты, отражающие размещение отраслей машиностроения и чёрной металлургии. Сделайте выводы о зависимости в размещении этих отраслей. Всегда ли они совпадают?
Л.Подумайте! Почему отрасли станкостроения, электротехнической и инструментальной промышленностей обычно размещаются в районах с квалифицированными кадрами.
М.Запишите в тетрадь общий вывод о принципах размещения металлоёмких, трудоёмких и наукоёмких отраслей.
Самоконтроль.
Определите уровень полученных знаний по теме «Машиностроительный комплекс России».
-
Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей
А) использующих разнообразные машины;
Б) производящих разнообразные машины;
В) осуществляющих ремонт и проектирование машин. -
Для всех отраслей машиностроения важным фактором размещения является:
А) высококвалифицированные кадры;
Б) транспортные магистрали;
В) потребитель.
3. Установите соответствие:
Отрасль машиностроения: | Главный принцип размещения: |
1. Тяжёлое машиностроение. | А) Близость металлургической базы. |
2. Автомобилестроение. | Б) Близость потребителя. |
3. Сельскохозяйственной машиностроение | В) Наличие транспортных путей. |
4. Установите соответствие:
Отрасль машиностроения: | Центры: |
1. Автомобилестроение. | А) Москва, Санкт - Петербург, Новосибирск. |
2. Тяжёлое машиностроение. | Б) Екатеринбург, Новокузнецк, Абакан. |
3. Станкостроение. | В) Тольятти, Ульяновск, Нижний Новгород. |
4. Тракторостроение. | Г) Волгоград, Челябинск, Владимир. |
5. Машиностроительные заводы России расположены:
А) во всех экономических районах;
Б) только на западе страны;
В) в основном в Центральной России.
Критерий оценки:
-
Максимальное количество баллов -10. -
«5» - 10 баллов. -
«4» - 8-9 баллов. -
«3» - 6-7 баллов.
Домашнее задание – параграфы 22-23, решить задачу:
Коммерсант-посредник, занимающийся покупкой и продажей легковых автомобилей, за минувший год совершил командировки в следующие города СНГ: Брест, Екатеринбург, Запорожье, Ижевск, Москву, Находку, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт – Петербург, Тольятти.
Какие операции (закупку или продажу) осуществлял коммерсант в каждом из городов? Назовите марки интересовавших его в каждом городе автомобилей?
Оценки за урок.
Приложение №1
Таблица «Машиностроение. Специализация экономических районов России».
Экономический район | Важнейшие центры | Отрасли специализации | Факторы развития |
Северный | Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Северодвинск | Оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, трелёвочные трактора, судостроение | Ориентация на потребителя, металлургия |
Северо-Западный | Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Тихвин | Тяжёлое, общее, энергетическое машиностроение, электротехника, судостроение, радиоэлектроника, оптика, приборостроение. | Высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, ориентация на потребителя, металлургия |
Централь- ный | Москва, Ярославль. Брянск, Калуга, Владимир, Тула, Муром, Ковров, Александров | Автомобилестроение, электротехника и радиоэлектроника, приборостроение, авиационно-космическое, станкостроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение оборонная промышленность | Выгодное ЭГП, высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, концентрация основной части потребителей, металлургия |
Центрально- Черно-зёмный | Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск | Радиоэлектроника, авиастроение, приборостроение, горно-рудное машиностроение, станкостроение, тракторостроение | Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), мощная металлургия |
Волго – Вятский | Нижний Новгород, Киров, Саранск, Чебоксары, Арзамас | Автомобилестроение, авиастроение, судостроение, электротехника и радиоэлектроника, станкостроение, тракторостроение, оборонная промышленность | Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, ориентация на потребителя |
Северо – Кавказский | Ростов-на-Дону, Краснодар, Таганрог, Вогодонск, Новочеркасск, Ставрополь | Сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое, транспортное машиностроение | Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), трудовые ресурсы. |
Поволжский | Самара, Саратов, Волгоград, Казань, Ульяновск, Пенза, Астрахань, Тольятти, Набережные Челны, Энгельс | Автомобилестроение, авиационно-космическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, электротехника. | Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, ориентация на потребителя |
Уральский | Екатеринбург, Челябинск, Орск, Пермь, Уфа, Курган, Нижний Тагил, Оренбург | Энергетическое, тяжёлое, транспортное и химическое машиностроение, автомобилестроение, оборонная промышленность | Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитая металлургия |
Западно- Сибирский | Новосибирск, Омск, Барнаул, Киселёвск, Прокопьевск, Томск, Новокузнецк, Рубцовск, Бердск | Энергетическое, горно-шахтное, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, радиоэлектроника, оборонная промышленность | Ориентация на потребителя, высокая обеспеченность энергией, развитая металлургия. |
Восточно- Сибирский | Красноярск, Иркутск, Абакан, Минусинск | Сельскохозяйственное и тяжёлое машиностроение, судостроение, вагоностроение. | Высокая обеспеченность энергией |
Дальне-восточный | Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амурк | Судостроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение | Ориентация на потребителя |