ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольная работа
Налоги и налогообложение
Вариант 6
Содержание
1.Теоретическая часть 3
2.Практическая часть 30
3.Декларация 44
Список использованных источников 51
-
Теоретическая часть
-
Теоретические основы налогообложения по налогам
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования [1, ст. 8].
Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть отношений производства через изъятие определенной доли национального дохода у хозяйствующих субъектов, граждан, накопленного государством для выполнения своих функций и обязанностей. Все виды налогов, собираемых государством, формы и методы их взимания, органы налоговой службы образуют налоговую систему государства.
Основным документом налогового законодательства в России является Налоговый кодекс Российской Федерации. Налоговая система Российской Федерации основана на следующих принципах, закрепленных в статье 3 Налогового кодекса:
-
принцип универсальности налогообложения и принцип равноправия налогоплательщиков - каждое лицо должно платить налоги и сборы, установленные законом; -
принцип недискриминации (нейтралитета) налогообложения в отношении форм экономической деятельности - налоги и сборы не должны быть дискриминационными и могут применяться на основе социальных, расовых, национальных, религиозных и других аналогичных критериев; -
принцип недопустимости создания препятствий гражданам в реализации их конституционных прав - налоги и сборы, препятствующие осуществлению гражданами своих конституционных прав, не допускаются; налоги и сборы должны быть экономически обоснованными и не должны быть произвольными; -
принцип единства экономического пространства - не допускается взимание налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых ресурсов на территории Российской Федерации или иным образом ограничивающих или затрудняющих экономическую деятельность лиц и организаций, не запрещенных законом; -
принцип окончательных правил налогообложения - все элементы налогообложения определяются в момент определения налогов; акты законодательства о налогах и сборах сформулированы таким образом, что каждый точно знает, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке они должны быть уплачены; никто не может быть обязан уплачивать налоги, сборы и иные отчисления и платежи, имеющие признаки налогов или сборов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации или установленных в порядке, отличном от установленного Налоговым кодексом; -
принцип толкования всех неясностей налогового законодательства в пользу налогоплательщика - все сохраняющиеся сомнения, противоречия и неясности правовых актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика или плательщика сборов.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
-
объект налогообложения; -
налоговая база; -
налоговый период; -
налоговая ставка; -
порядок исчисления налога; -
порядок и сроки уплаты налога [1, ст. 17].
Согласно ст. 38 Налогового кодекса объект налогообложения – это реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Кодексом [1, ст. 53].
Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (рис. 1). В современной теории и практике налогообложения наиболее существенное значение имеют следующие основания классификации налогов:
Рисунок 1 – Классификация налогов
1. По субъекту налогообложения:
-
налоги, уплачиваемые исключительно физическими лицами (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на имущество физических лиц); -
налоги, уплачиваемые исключительно юридическими лицами (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций); -
смешанные налоги – объект налогообложения может находитьсякак у физических лиц, так и у юридических. Здесь следует отметить, что индивидуальные предприниматели рассматриваются налоговым законодательством как физические лица. Следовательно, те налоги, которые определяют в качестве субъекта налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, признаются смешанными.
2. По ставкам:
-
пропорциональный налог – налог, устанавливаемый в абсолютной фиксированной сумме или в фиксированных процентах, размер которых не зависит от величины налоговой базы. Основная масса налогов, взимаемых на территории РФ, относится к этой категории – это и НДФЛ, и налог на прибыль организаций, НДС и пр.; -
прогрессивный налог – ставки налога повышаются по мере увеличения налоговой базы. К этой категории из российской практики следует отнести, например, транспортный налог; -
регрессивный налог – ставки такого налога понижаются по мере увеличения налоговой базы. В качестве примера можно привести пониженные ставки страховых взносов.
3. По способу обложения и изъятия:
-
прямые налоги – налоги, взимаемые непосредственно с имущества мили доходов налогоплательщика. При прямом налогообложении между государством и налогоплательщиком возникают прямые денежные отношения. -
косвенные налоги – налоги на товары и услуги, установленные в виде надбавки к цене или тарифу. В случае обложения косвенным налогом, в отличие от прямого, между государством и налогоплательщиком в денежных отношениях имеется посредник (продавец). К косвенным налогам относятся: акцизы и НДС.
4. По территории охвата. В России применяется трехуровневая система налогообложения, в которой выделяются федеральные, региональные и местные налоги (рис. 2).
-
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральным законодательством и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. -
Региональными считаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. -
Местными называют налоги и сборы, устанавливаемые федеральным законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
5. По способу уплаты выделяют:
-
налоги, удерживаемые у источника. Налог исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджетную систему за налогоплательщика налоговым агентом. Налогоплательщик получает доход уже за вычетом налога; -
налоги, уплачиваемые по декларации. Декларация – документ, в котором налогоплательщик самостоятельно отражает объект налогообложения, исчисляет размер налоговой базы и определяет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет; -
налоги, уплачиваемые по уведомлению, – определение величины налоговой базы и исчисление налога производится уполномоченным на то органом. Исчисленная сумма налога отражается в уведомлении, высылаемом в адрес налогоплательщика, на основании которого и производится непосредственно уплата налога. На современном этапе уведомления высылаются в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.
ОСС
ОМС
ОПС
Страховые взносы
Отраслевые налоги
Регулярные платежи за пользование недрами
Сбор за пользование объектами животного мира
Сбор за пользование объектами водных ресурсов
Специальные режимы
налогообложения
ПСН
ЕСХН
НПД
УСН
Рисунок 2 – Налоговая система в РФ
6. По порядку использования государством полученных сумм налога выделяют общие и целевые налоги.
-
общие налоги концентрируются в бюджетах соответствующих уровней, где обезличиваются и используются на финансирование тех или иных программ независимо от источника их поступления. Преимущественно налоги РФ являются общими. -
целевые (специальные) налоги имеют строго целевое назначение и, как правило, предназначены для формирования финансовой базы различных специальных фондов (например, пенсионного). Средства этих фондов направляются на финансирование целевых программ фонда.
7. По установленному законодательством налоговому периоду налоги подразделяются:
-
на ежемесячные налоги. В российской практике к ним относятся: акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налог на игорный бизнес, по ним определен налоговый период – месяц; -
ежеквартальные налоги. Эта категория включает в себя: НДС, водный налог; -
ежегодные налоги. Примерами в данной категории могут выступать: НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и пр.
С текстом Налогового кодекса и его изменениями можно ознакомиться в источниках официального опубликования федеральных законов - это "Парламентская газета", "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации" или Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). Кроме того, вся актуальная информация своевременно публикуется на Официальном сайте ФНС России (www.nalog.gov.ru).
Налог на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц установлен главой 23 Налогового кодекса. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации [2, ст. 209].
Основная налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 Кодекса.
Кодексом предусмотрены следующие категории налоговых вычетов по НДФЛ:
-
статья 218. Стандартные налоговые вычеты (вычет «на себя», вычеты на детей); -
статья 219. Социальные налоговые вычеты (вычет на лечение, обучение, физкультурно-оздоровительные услуги, благотворительность, добровольное пенсионное страхование); -
статья 219.1. Инвестиционные налоговые вычеты; -
статья 220. Имущественные налоговые вычеты (при покупке и продаже имущества); -
статья 221. Профессиональные налоговые вычеты (при налогообложении доходов предпринимателей, адвокатов, нотариусов).
Налоговым периодом в соответствии со ст. 216 Кодекса признается календарный год.
По общему правилу ставка НДФЛ составляет 13%. Такой процент нужно уплатить с зарплаты, доходов от продажи квартиры или вознаграждения по договору подряда и пр. С 2021 года в России действует повышенная ставка НДФЛ 15% для доходов свыше 5 млн рублей в год (п. 1 ст. 224 Кодекса).
Существуют две ситуации с расчетом и уплатой НДФЛ: удержание суммы налога налоговым агентом (как правило, работодателем) и самостоятельная уплата НДФЛ.
В общем случае исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%. Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно. Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, при этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее 1 месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.