Файл: Семинар Теория и методология исторической науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семинар 1. Теория и методология исторической науки

Вопросы

1. РимскийфилософЦицеронутверждал:«Перваязадачаистории– воздержаться от лжи, вторая – не утаивать правды, третья – не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности».Какиепринципысовременнойисторическойнаукиотраженыв данном высказывании?

Ответ: Принцип объективности, который обязывает рассматривать историческую реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта, Принцип историзма требует, чтоб человек, изучающий историю, не впадал в роль судьи переоценке тех или иных исторических событий, Принцип всесторонности - необходимо учитывать все стороны и аспекты, влияющие на жизнь общества

2. Французский поэт и философ Поль Валери высказал мысль: «История – это наука о том, чего уже нет и не будет». Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ аргументируйте.

Ответ: да, я согласна с этим утруждением. Поскольку история изучает прошлые события, которые уже произошли, но которые не могут произойти с исторической точностью в будущем.

3. Известный русский историк Н.М.Карамзин считал:«Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого – и если сердце твое не обольется кровью, то оставь перо, или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей». Справедливо ли это высказывание по отношению к ремеслу современного историка? Свой ответ аргументируйте.

Ответ: аргумент в защиту:

-историк не должен оставаться безразличным к историческим судьбам, пути развития стран, народов, поступкам людей; должен дать оценку тем или иным событиям;

Аргумент в опровержение:

- историк должен оставаться объективным и хладнокровным, опираться не на собственные взгляды и мировоззрение, а на исторические факты и источники.


4. Британский писатель,публицист,историкифилософТомасКарлейль писал: «История мира – это биография великих людей». Прав ли он?


Ответ: я ,абсолютно, согласна с ним. Вся наша жизнь строится на тех, кто был до нас. Если мы не будем знать о наших прадедах, героях отечества, то мы не сможем выжить в нынешнее время, мы погибнем из-за того, что, не зная об опыте наших предшественников, мы совершим все те же ошибки, что и они, хотя могли бы и избежать подобного

5. По мысли английского философа и социолога Герберта Спенсера, «никакойвекневсостояниинаписатьсвоейсобственнойистории». Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ аргументируйте.

Ответ: я согласна с этим утверждением, потому что история одного века зависит от предыдущего. К доказательству можно привести высказывание: История-это череда ошибок, бесчеловечности и преступлений со стороны человека, а также, что история всегда повторяется.

6. Французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе Оноре де Бальзак считал: «Хорошо написанные исторические романы стоят больше курсов истории». Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ аргументируйте.

Ответ: авторы романов показывают нам более широкую панораму жизни народа, чем исторический труд с сухими фактами и цифрами. Кроме того, запоминаются яркие и достоверные образы людей, участвующих в истории. Поэтому можно согласиться с тем, что «Хорошо написанные исторические романы стоят больше курсов истории».

7. Известный русский историк В.О.Ключевский считал: «Предмет истории – то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неконченый процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаем внуков, т. е., изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, незнающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу». Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ аргументируйте.

Ответ: история является частью культуры любого народа, а народ, в частности, существование человека немыслимо без социума, традиций, устоев, культуры, а значит, и истории. Люди не должны жить только инстинктивными нуждами, как животные. Осознанность действий и мыслей превыше всего, не стоит повторять ошибок прошлого.



8. Французскому писателю, философу-просветителюи драматургу Дени Дидро принадлежит высказывание:«Величайшеенедоразумение – это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов». Прокомментируйте эту мысль, основываясь на принципе историзма.

Ответ: принцип историзма подразумевает под собой изучение исторических фактов в соответствии с исторической обстановкой. Он позволяет выяснить мотивы поступков и действия исторических личностей. А это означает, что исторические факты и события не могут вдаваться в мораль. Ведь, нормы меняются, следовательно, в разное время разные события оценивались по-разному

9. Русский историк С. М. Соловьев в предисловии к «Истории России с древнейших времен» рекомендовал «не делить, не дробить историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии…». Почему, не советуя делить историю на отдельные части и периоды, сам автор дает периодизацию истории России?

Ответ: С. Соловьёв рассматривал историю не как перечень завоеваний и смены государей. Он полагал общество целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо». Государство, являясь продуктом общественной жизни, есть общество в своём развитии: одно невозможно без последствий отделить от другого. По этой причине С. Соловьёв полагал главным, решающим с точки зрения исторического движения, внутренние процессы развития — ход колонизации, возникновение новых городов, изменение взглядов власть имущих на собственность и характер своей власти.

По мнению С. Соловьёва, от Рюрика и до наших дней русский историк имеет дело с единым цельным организмом

10. ХарактеризуяСкифию,историкВ.О.Ключевскийписал, что скифские цари строили дворцы в городах, скифская знать училась в Греции,авскифскихкурганахнаходятвысокохудожественныеизделия.И все же Ключевский заметил, что, имея большую общеисторическую цену, эти данные больше относятся к истории нашей страны, чем нашего народа. Как это понимать? Что же тогда, если не культура, может характеризовать народ? Или здесь заложен какой-то другой смысл?


Ответ: все эти данные имеют большую общеисторическую цену; но они относятся больше к истории нашей страны, чем к истории нашего народа. Наука пока не в состоянии уловить прямой исторической связи этих азиатских посетителей южной Руси с славянским населением, позднее здесь появляющимся, как и влияния их художественных заимствований и культурных успехов на быт полян, северян и проч.
Присутствия славян среди этих древних народов незаметно. И сами эти народы остаются этнографическими загадками. Историческая этнография, изучая происхождение всех этих народов, пыталась выяснить, какие из них принадлежали к кельтскому и какие к германскому или славянскому племени. В такой постановке вопроса есть, кажется, некоторое методологическое недоразумение. Эти племенные группы, на которые мы теперь делим европейское население, несут какое-либо первобытное извечное деление человечества: они сложились исторически и обособились в своё время каждая. Искать их в скифской древности значит приурочивать древние племена к позднейшей этнографической классификации. Если эти племена и имели общую генетическую связь с позднейшим населением Европы, то отдельным европейским народам трудно найти среди них своих прямых специальных предков и с них начинать свою историю.