Файл: Реферат глобальные проблемы современной цивилизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЕФЕРАТ

Глобальные проблемы современной

цивилизации

Выполнил студент РГСУ

Кеворков Роман

Глобальные проблемы современной цивилизации

Введение

Глобальные проблемы -- это результат прошлой и настоящей истории человеческого рода. Они выражают противоречивый дух истории и являют собой наиболее острые противоречия в бытии современного человека и общества, тотальный (всеобъемлющий) кризис современной цивилизации. Данные проблемы порождены также и стихийными факторами, неравномерностью в развитии стран и регионов мира, конкретно-историческими обстоятельствами. Груз глобальных проблем -- это высокая цена человечества за прогресс в своей истории, за непродуманные решения и действия, эгоизм человеческого рода. Комплекс глобальных проблем характеризует их как сложный узел острых противоречий и трудностей в развитии современной цивилизации. Все они взаимосвязаны и накладываются друг на друга, пронизывая весь планетарный социальный организм.

К глобальным проблемам в первую очередь относятся:

· проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле;

· проблемы, вызванные экологическим кризисом;

· демографические проблемы;

· проблемы человеческой духовности (образования, здравоохранения, культуры) и бездуховности (потери общечеловеческих ценностей как внутренних ориентиров человека);

· проблема преодоления отрицательных последствий НТР, компьютерной революции, информационного взрыва;

· проблема преодоления человеческой разобщенности, вызванной различным экономическим, политическим, духовным развитием стран и народов.

Эти и другие проблемы - глобальные, так как, во-первых, по сути своей, они затрагивают интересы всего человечества и его будущее. Они всемирные, их нерешенность создает угрозу для будущего всего человечества, причем эта угроза идет в двух направлениях: гибель человечества или регресс в условиях длительной стагнации.

Во-вторых, это те проблемы, которые требуют для своего решения объединения усилий всего человечества.

Таким образом, глобальность этих проблем вытекает не из их "повсеместности" и тем более не из "биологической природы человека", как утверждают многие идеологи, а из все возрастающей интернационализации всей общественной деятельности на Земле, вследствие чего они прямо или косвенно затрагивают человечество в целом.

Содержание понятия «глобальные проблемы»


Глобализация дает несомненные плоды в плане улучшения жизни, открывая широкие перспективы для развития экономики и других сфер, но темпы ее распространения неравномерны, а плоды -- неодинаковы для всех. Поэтому она может быть источником конфликтов огромных масштабов. Утрата значения национальной идентичности может иметь последствия в виде таких сценариев, как перенос контроля над управлением страной с уровня национального государства на уровень международных организаций и союзов со слабо прогнозируемыми последствиями, возникновение национальных конфликтов внутри государств, восстание стран третьего мира против индустриально развитых держав [2]. Важно иметь в виду и то, что все большая открытость глобального рынка дает возможность широкого доступа к технологиям производства и исходным материалам оружия массового уничтожения

Сложность и противоречивость современных интеграционных процессов обусловливает крайне неоднозначную оценку глобализации, ее роли и последствий. Для многих исследователей глобализация выступает как способ унификации главнейших мировых социально-экономических, общественно-политических и социокультурных процессов, происходящих в однополюсном мире, приводящий к новой форме тоталитаризма. Поэтому глобализация и играет важную роль в политике «открытых дверей» США, направленной на завоевание рынков других стран, причем это завоевание в форме экономической колонизации осуществляется двумя путями -- вначале средствами экономического Я политического проникновения и, если это не удается, массированными подрывными акциями и военными средствами. Поэтому за бунтом против глобализации часто скрывается бунт против господствующей роли США.

Любопытна оценка глобализации со стороны представителей христианских церковных организаций как явления Антихриста, означающего конец политического сообщества. Столкновение христианской и антихристианской глобализации считается главным источником разрушения человеческого общества и главным содержанием современной эпохи [З]

Основной посыл сторонников глобализации заключается-в утверждении, что три основных процесса, определяющие ее ход (отход от государственного регулирования в пользу рыночного механизма, преодоление национальных границ в ходе интеграции отдельных экономик и развитие новых информационных технологий), позволят достигнуть процветания. Действительный же ход глобализации свидетельствует о том, что отход от государственного регулирования в более или менее завершенной форме осуществляется лишь в постиндустриальных странах, имеющих для этого необходимые условия. Что же касается преодоления национальных границ, то оно весьма сомнительно, если учесть все более нарастающий разрыв между странами развитыми и развивающимися. Развитие же новых информационных технологий под силу лишь развитым странам, что подтверждает их абсолютное доминирование в глобализированном мире. Иначе говоря, картина реальной глобализации не столь благостна, как она изображается ее безоговорочными сторонниками. Современный процесс новой структурной дифференциации мира представляет собой не столько взаимодействие цивилизаций, сколько воздействие одних на другие,

совершаемое с помощью экономических, финансовых, военных, рыночных механизмов и технотронных средств. В классическом обществе цивилизационная идентичность в пространстве и времени, обеспечивавшая реальное единство общества и преемственность поколений, поддерживалась культурной традицией. Именно эта культурная традиция стоит на пути подобной глобализации.

Глобализированный мир не мог не породить глобальных проблем, которые стремительно вторглись в жизнь современного общества, поставив человечество в ситуацию, с которой оно ранее не встречалось: возникла реальная возможность апокалипсического исхода человеческой истории. Глобальные проблемы потребовали переосмысления тех ценностей, которые были положены основание цивилизации и многих проблем, касающихся взаимодействия философии и науки, философского учения о человеке общественном прогрессе, методологии анализа социальных проблем и т. д. Но прежде всего встает вопрос о формулировке сущности глобальных проблем, выявлении их типов и роли в жизни общества.

Существуют три смысла термина «глобальный».

Во-первых, повсеместный, то есть характерный для всей планеты. Это значение характеризует принцип пространственно-планетарного измерения.

Во-вторых, масштабный, значительный по своему качественному проявлению. Данное значение ассоциируется с содержательным принципом, поскольку определяется не пространственно- территориальным измерением, а содержанием, что обусловлено единством человеческого рода, единством земной цивилизации, нераздельностью исторических судеб человечества и их нераздельностью с судьбами планеты. В рамках данного значения термина «глобальный» подчеркивается ряд признаков -- таких, как признак имманентности историческому бытию глобальных проблем, сопутствующих человечеству на протяжении его истории (речь идет о материальном производстве, строительстве жилищ и поселений, борьбе со стихийными силами природы, эпидемиями и ряде других проблем); признак дивергенции и новообразований (каждая историческая эпоха привносит и добавляет к уже имеющимся новые глобальные проблемы и по-своему развертывает их в пространстве и времени) -- в этом смысле глобальные проблемы характеризуются в качестве закономерного результата развития человечества как целостной системы; признак остроты (актуальности), характеризующий глобальные проблемы со стороны их опасности для всего человечества


В-третьих, общий (всеобъемлющий). В данном случае речь идет о принципе всеобщности, реализующемся во взаимодействии принципа пространственно-планетарного измерения глобальных проблем и содержательного принципа, а также о социоприродной сущности глобальных проблем. Иными словами, речь идет о своеобразном комплексе как общественных, так и естественных по своему происхождению и течению процессов, который требует от человечества весьма осмотрительного поведения (особенно при постановке целей и выборе средств их реализации). Здесь подчеркивается, что соцпоприродная сущность глобальных проблем выступает важным отличительным признаком последних.

Таким образом, под глобальностью понимается, исходя из сказанного, «единый сплав пространственно-географического размаха, общечеловеческой значимости, всемирно-исторической актуальности, общепланетарной остроты и опасности, социоприродной и биосоциальной универсальности и совместимости». Поэтому глобальные проблемы и требуют для своего исследования и разрешения мульти- и междисциплинарного синтеза естественно-, общественно- и научно-технического знания и четко налаженного международного сотрудничества в разработке и осуществлении комплексных целевых программ. Иначе говоря, к глобальным проблемам относят совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейшее существование и развитие общества. По способу своего происхождения такие проблемы могут носить и региональный характер, но по способу решения они имеют планетарный характер.

Противоречия исторического процесса сделали современное общество предельно сложным и запутанным, резко усложнили бытие человека в нем. Сложилась парадоксальная ситуация, о которой финский философ П. Кууси написал так: "Достигнув неба, мы одновременно стучимся во врата ада... Семена разрушения произрастают в нас самих". Прогресс общества породил глобальные проблемы современной цивилизации, как концентрированное выражение противоречивости и драматизма человеческой истории.

Под глобальными проблемами философия понимает общепланетарные противоречия и трудности развития, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. О них настойчиво стали вести речь ученые и политики, писатели и общественные деятели прежде всего в 70 -- 80-е гг., когда эти проблемы обнаружили себя в полной мере.

Говоря о происхождении глобальных проблем, надо заметить, что они возникли из различных источников на волне всемирных процессов -- формирования единого хозяйственного организма человечества, широкомасштабного освоения природных ресурсов,
становления единых коммуникаций и диалога культур, взаимодействия государств и народов. Во-первых, ряд из них порождены конкретными причинами исторического характера. Это, например, резкая граница в уровне и качестве жизни между промышленно развитыми странами ("золотой миллиард" человечества) и странами так называемого "третьего мира" (бывшие колонии). Во-вторых, некоторые проблемы появились как побочный продукт логики хозяйственной деятельности и бурного развития научно-технического прогресса. (Это относится прежде всего к современной экологической проблеме). В-третьих, отдельные проблемы порождены характером современного исторического времени, особенностями XX столетия. Сюда следует отнести международный терроризм, некоторые опасные болезни и т.д.

Основные глобальные проблемы современности

Какими бы серьезными опасностями для человечества ни сопровождались все остальные глобальные проблемы, они даже в совокупности отдаленно несопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и другими последствиями мировой термоядерной войны, которая угрожает самому существованию цивилизации и жизни на Земле. Вот почему ненасильственный мир - не только высшая социальная ценность, но и необходимое предварительное условие для решения всех остальных глобальных проблем современности. Это краеугольный камень нового, в том числе политического мышления, ставящего общечеловеческие интересы и ценности выше всех остальных и исключающего войну как "продолжение политики иными... средствами" (Ленин).

С созданием термоядерного оружия возникла новая концепция войны как объективного явления, следствием которого будет гибель многих сотен миллионов людей и разрушение мировой цивилизации. Так, на вопрос журналиста: "Каким преимущественно оружием будут воевать в третьей мировой войне?", А. Эйнштейн ответил: "Не знаю, каким в третьей, но то, что в четвертой мировой войне люди будут воевать дубинами, я знаю точно". Состояние вооружения в 80-90-х годах отрицает даже этот пессимистический прогноз Эйнштейна. Теперь стало очевидным: такая война приведет к уничтожению не только человечества, но и самой жизни на Земле. Мощь современного оружия такова, что даже пять процентов накопленного к настоящему времени ядерного арсенала достаточно, чтобы ввергнуть мир в необратимую экологическую катастрофу.