Файл: Мазель, С. И. Сооружения сельской телефонной связи и проводного вещания учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
№1 и № 3. В хозяйстве № 3 передача местной программы орга низуется аналогично хозяйству № 2.
Второй пример. РТУ-1 обслуживает хозяйства № 4, № 5 и
№6. В хозяйствах № 4 и № 6 передача местной программы ор ганизуется рассмотренным выше способом. В хозяйстве № 5 местное вещание передается через собственную трансляцион ную установку, состоящую из речевой кабины и трансляцион ного усилителя необходимой мощности. При передаче местной программы PC хозяйства отключается от МФ и подключается на выход местного трансляционного устройства.
На РТУ, обслуживающих одно хозяйство, при станции (или в другом месте) оборудуется речевая кабина, откуда и подается
Рис. 5. Схема построения городской сети вещания
местная программа на усилительный тракт данного РТУ (на пример, хозяйство № 7).
Сеть проводного вещания большого города строится по прин ципу децентрализованного способа питания (рис. 5).
На территории города размещены опорные усилительные станции ОУС, питающие посредством МФ трансформаторные подстанции ТП и УТП. ТП и УТП питают двухзвенную PC.
Городская сеть строится с резервированием магистральных фидеров. Например, ОУС-1 по магистральному фидеру МФ-1 питает 777-/, резервным магистральным фидером МФР-1 резер вирует питание 7/7-2. Если по каким-либо причинам с магист рального фидера МФ-3 отключается напряжение (остановка ОУС-2, повреждение МФ-3), то PC ТП-2 получает питание от
МФР-1.
PC УТП-1 резервным питанием не обеспечивается.
Если по каким-либо причинам резервный МФ подать к ТП не представляется возможным, то резервирование ее осущест
22
вляется с помощью усилительной блок-станции БС, размещае мой или совместно с резервируемой ТП или вблизи ее. Напри мер 777-5 питается от МФ-4 и резервируется блок-станцией БС-1 через МФР. Мощность на выходе блок-станции 5 кВт и равна расчетной мощности ТП.
Кроме рассмотренных вариантов трехзвенного построения городской сети, в городе могут устраиваться и двухзвенные сети без МФ. Районы двухзвенной PC питаются от усилительных станций УС, размещаемых, как правило, совместно с цент ральной усилительной станцией, обслуживаемой дежурным пер соналом.
Управление станционными и линейными сооружениями на городской сети осуществляется с центральной усилительной станции ЦУС. С ЦУС передаются программы на УС, ОУС, БС и производится контроль работы всех сооружений сети до РФ включительно.
На ЦУС установлена аппаратура приема, усиления и пере- . дачи на станционные объекты программ и аппаратура дистан ционного управления и контроля за работой сооружений сети.
Программы на ЦУС принимаются по проводным каналам от междугородной станции МТС, из радиовещательной аппарат ной РВА, если таковая имеется в городе, из трансляционных и микрофонных пунктов города ВМП и по радиоканалам от ра диовещательных станций, что в целом обеспечивает трансляцию по городской сети трех программ радиовещания одновременно.
Вкачестве линий передачи программ,.сигналов управления
иконтроля между ЦУС и станционными объектами сети ис пользуются линии городской телефонной сети ГТС.
Если цепи, используемые для передачи программ вещания к усилительным станциям, превышают норму допустимого за тухания, то применяются линейные промежуточные усили тели Л ПА.
Контрольные вопросы
1.Каков принцип построения сельских телефонных сетей?
2.Что такое однозвенная, двухзвенная и трехзвенная РТ сеть?
Глава 111
ЛИНЕЙНЫЕ СООРУЖЕНИЯ СВЯЗИ
ИПРОВОДНОГО ВЕЩАНИЯ
§3. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЛИНИЙ СВЯЗИ И ПРОВОДНОГО
ВЕЩАНИЯ
Все виды проводной связи и вещания состоят из двух основ ных частей: станционной и линейной. Станционная часть пред ставляет собой определенную аппаратуру, а линейная — провод ники, по которым передается электрическая энергия от одной станции к другой или от станции к абоненту (потребителю связи). Станционная часть по конструкции и схеме в большин стве случаев бывает более сложной, чем линейная, но зато она сосредоточена в одном ограниченном габаритами здания месте и в большинстве случаев находится постоянно под наблюдением технического персонала. Линейная же часть растянута на боль шие расстояния, подвергается вредному воздействию изменяю щихся атмосферных условий, влиянию различного рода корро зий и всякого рода посторонним механическим воздействиям.
Эксплуатация проводной связи показывает, что наиболее ча стые остановки действия связи происходят главным образом из-за повреждений в линейных сооружениях. Известно также, что расходы на линейные сооружения составляют большую ве личину по сравнению со стоимостью станционных сооружений.
Очевидно, что чем качественнее и 'рациональнее построены
линии связи, чем лучше уход за |
ними, тем меньше количество |
и продолжительность остановок, |
тем надежнее будет связь. |
При передаче электрических сигналов в линии происходят сложнейшие физические процессы, обусловленные наличием ак тивного сопротивления, проводимости изоляции, емкостных и индуктивных составляющих цепи связи. Передача сигналов связи (понимая под этим телефонные, телеграфные и вещатель ные передачи) по сложности процессов значительно отличается, например, от передачи энергии постоянного или переменного тока по линиям электропередачи.
Все линии связи по конструкции можно разделить на две основные группы: воздушные и подземные. Наиболее простыми по конструкции и первыми по времени широкого практического применения являются воздушные линии, отличающиеся тем, что провода на них располагаются на специально устанавливаемых опорах. К достоинствам воздушных линий надо отнести сравни тельную простоту их устройства и ремонта, легкость обнаружен ния повреждений и относительно малые затраты на строитель ство.
24
Недостатками воздушных линий являются громоздкость, крайне легкая повреждаемость от различных причин, вызываю щая резкое увеличение эксплуатационных расходов, ограниче ние количества совместно подвешиваемых (на одних и тех же опорах) физических цепей и ограниченная возможность много кратного уплотнения высокочастотными системами связи.
Подземные линии, как показывает само название, прокла дываются в земле. Для их устройства применяются два или це лая система проводников, надежно изолированных друг от друга и внешней среды. Такие системы проводников называются кабелями. Кабели могут прокладываться непосредственно в земле, в специальных трубах или тоннелях. К достоинствам подземных линий следует отнести их высокую защищенность от механических и электрических влияний, значительно большую по сравнению с воздушными линиями устойчивость в эксплуата ции, а также возможность доведения их емкости до весьма больших пределов. Так, на одной типовой столбовой опоре воз душной линии размещается не более 20 физических цепей, в то время как существуют' кабели, несущие в себе 1200 пар прово дов. По двум физическим цепям воздушной линии можно одно временно вести до 30 телефонных переговоров, уплотнив эти цепи максимально возможным количеством высокочастотных каналов; по двум специальным цепям кабельной линии пред ставляется возможность проводить одновременно (также по вы сокочастотным каналам) примерно 1920 телефонных переговоров.
Вместе с тем пока еще сложность и высокая стоимость ка беля и монтажа подземных линий дают основания строить и эксплуатировать как воздушные, так и подземные линии в за висимости от конкретной экономической и технической целесо образности.
Различный характер передач, осуществляемых по линиям связи, разнообразные местные условия, различные требования к дальности и качеству передачи вызывают целесообразность применения линий связи, различных по своей конструкции и электрическим параметрам.
§ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ И КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ
Воздушные линии связи по назначению подразделяются на три класса:
I класс —линии общесоюзного значения (магистральные), связывающие Москву с республиканскими, областными и крае выми центрами, а также последние между собой;
II класс — линии внутриобластные, связывающие республи канские, областные или краевые центры с районными, а также последние между собой;
25
Ill |
класс — линии сельской связи. |
В |
отдельную группу выделяются воздушные линии город |
ских телефонных сетей.
Линии РТ сети делятся на два класса в зависимости от ра
бочего напряжения: |
выше |
I класс — фидерные линии с рабочим напряжением |
|
340 и до 960 В; |
15 и |
II класс— абонентские линии с рабочим напряжением |
30 В и фидерные линии с рабочим напряжением не выше 340 В. Воздушная линия состоит из следующих основных элемен тов: проводника (проволока линейная), арматуры (крюки, тра версы, накладки и др.), изоляторов, опор, линейного оборудо вания (запирающие и дренажные катушки, разрядники, предо хранители, вводные устройства, линейные трансформаторы и
автотрансформаторы и др.).
Воздушные линии строятся преимущественно вдоль желез ных, шоссейных или грунтовых дорог. В населенных пунктах они проходят вдоль улиц. В городах воздушные линии зачастую располагают по крышам зданий. Линии, у которых в качестве опор служат столбы (железобетонные или деревянные), назы ваются столбовыми; линии, проходящие по крышам зданий и использующие в качестве опор металлические стойки, — стоеч ными. В городах и крупных сельских населенных пунктах цепи РТ сети подвешиваются преимущественно на стойках.
В зависимости от атмосферных и климатических условий местности, где применяются воздушные линии, определяется ме ханическая прочность этих линий. Наиболее тяжелыми (по
условиям работы воздушных линий) |
являются районы, где воз |
|
можны частые |
гололеды, изморозь и мокрый снег, которые |
|
осаждаясь на |
проводах, добавляют свой вес к весу проводов, |
|
а увеличивая |
диаметр проводов, |
создают увеличение парус |
ности ', что при ветре вызывает сильное боковое давление на линию. Поэтому воздушные линии рассчитываются на наиболее трудные атмосферные условия, с тем чтобы не допустить их раз рушения.
По механической прочности линии связи делятся на четыре
типа: |
для районов, |
где толщина стенки гололеда |
0 (облегченные) |
||
на проводах не превышает 5 мм; |
|
|
Н (нормальные) для районов, где толщина стенки гололеда |
||
на проводах не превышает 10 мм; |
|
|
У (усиленные), |
где толщина |
стенки гололеда достигает |
15 мм; |
|
|
ОУ (особо усиленные), где толщина стенки гололеда дости гает 20 мм.
Основные требования, предъявляемые к воздушным линиям, следующие:
1 Парусность — здесь как площадь, воспринимающая давление ветра.
26
1. Должна быть обеспечена устойчивость линии в механиче ском отношении без затрат лишних материалов, для чего линии строятся на основе соответствующих расчетов.
2.Конструкции линий должны отличаться простотой, целе сообразностью и наименьшим расходом материалов. Выбирать конструкции следует с таким расчетом, чтобы были облегчены эксплуатация и ремонт линий.
3.Должна быть.обеспечена наибольшая предельная емкость линии (под предельной емкостью понимается максимальное число проводов, которое может быть размещено на линии без капитального переустройства ее).
4.Должна быть обеспечена устойчивость линии в отноше нии электрических свойств — изоляции проводов, сопротивления, симметрии и т. д.
5.Линии должны быть надежно защищены от опасных и ме шающих влияний как со стороны высоковольтных линий, так и от грозовых разрядов.
6.Расположение линий должно быть таково, чтобы они были открыты для осмотра с дороги и легко доступны для производ ства ремонтных работ.
7.Направление линий и их конструкция должны быть вы браны с таким расчетом, чтобы единовременные затраты на по стройку, а также ежегодные затраты на их содержание были возможно меньшими.
§ 5. УСТРОЙСТВО И СТРОИТЕЛЬСТВО ВОЗДУШНЫХ СТОЛБОВЫХ ЛИНИЙ
Для образования электрической цепи воздушной линии ис пользуется металлическая проволока, которая от окружающих токопроводящих сред и предметов электрически изолируется при помощи подвески на изоляторах. В связи с тем, что воз-' душные линии располагаются над землей-, их защита от меха нических повреждений и защита населения от опасных напря жений достигается подвеской проводов на определенной высоте и определенных расстояниях от других сооружений. Мини мально допустимое расстояние между проводами воздушной ли нии и окружающими эти провода сооружениями называется га баритом линии (см. рис. 6. и табл. 2).
Опоры устанавливают на определенном расстоянии друг от друга, называемом длиной пролета. Для удобства частоту уста новки столбов на линии принято исчислять в количестве опор на 1 км линии. Если длина пролета равна 50 м, то линия имеет 20 опор на 1 км, если пролет 62,5 м — 16 опор на 1 км и т. д. Норма количества опор на 1 км линии в зависимости от типа линии приведена в табл. 3.
V