Файл: Мазель, С. И. Сооружения сельской телефонной связи и проводного вещания учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 и № 3. В хозяйстве № 3 передача местной программы орга­ низуется аналогично хозяйству № 2.

Второй пример. РТУ-1 обслуживает хозяйства № 4, № 5 и

6. В хозяйствах № 4 и № 6 передача местной программы ор­ ганизуется рассмотренным выше способом. В хозяйстве № 5 местное вещание передается через собственную трансляцион­ ную установку, состоящую из речевой кабины и трансляцион­ ного усилителя необходимой мощности. При передаче местной программы PC хозяйства отключается от МФ и подключается на выход местного трансляционного устройства.

На РТУ, обслуживающих одно хозяйство, при станции (или в другом месте) оборудуется речевая кабина, откуда и подается

Рис. 5. Схема построения городской сети вещания

местная программа на усилительный тракт данного РТУ (на­ пример, хозяйство № 7).

Сеть проводного вещания большого города строится по прин­ ципу децентрализованного способа питания (рис. 5).

На территории города размещены опорные усилительные станции ОУС, питающие посредством МФ трансформаторные подстанции ТП и УТП. ТП и УТП питают двухзвенную PC.

Городская сеть строится с резервированием магистральных фидеров. Например, ОУС-1 по магистральному фидеру МФ-1 питает 777-/, резервным магистральным фидером МФР-1 резер­ вирует питание 7/7-2. Если по каким-либо причинам с магист­ рального фидера МФ-3 отключается напряжение (остановка ОУС-2, повреждение МФ-3), то PC ТП-2 получает питание от

МФР-1.

PC УТП-1 резервным питанием не обеспечивается.

Если по каким-либо причинам резервный МФ подать к ТП не представляется возможным, то резервирование ее осущест­

22

вляется с помощью усилительной блок-станции БС, размещае­ мой или совместно с резервируемой ТП или вблизи ее. Напри­ мер 777-5 питается от МФ-4 и резервируется блок-станцией БС-1 через МФР. Мощность на выходе блок-станции 5 кВт и равна расчетной мощности ТП.

Кроме рассмотренных вариантов трехзвенного построения городской сети, в городе могут устраиваться и двухзвенные сети без МФ. Районы двухзвенной PC питаются от усилительных станций УС, размещаемых, как правило, совместно с цент­ ральной усилительной станцией, обслуживаемой дежурным пер­ соналом.

Управление станционными и линейными сооружениями на городской сети осуществляется с центральной усилительной станции ЦУС. С ЦУС передаются программы на УС, ОУС, БС и производится контроль работы всех сооружений сети до РФ включительно.

На ЦУС установлена аппаратура приема, усиления и пере- . дачи на станционные объекты программ и аппаратура дистан­ ционного управления и контроля за работой сооружений сети.

Программы на ЦУС принимаются по проводным каналам от междугородной станции МТС, из радиовещательной аппарат­ ной РВА, если таковая имеется в городе, из трансляционных и микрофонных пунктов города ВМП и по радиоканалам от ра­ диовещательных станций, что в целом обеспечивает трансляцию по городской сети трех программ радиовещания одновременно.

Вкачестве линий передачи программ,.сигналов управления

иконтроля между ЦУС и станционными объектами сети ис­ пользуются линии городской телефонной сети ГТС.

Если цепи, используемые для передачи программ вещания к усилительным станциям, превышают норму допустимого за­ тухания, то применяются линейные промежуточные усили­ тели Л ПА.

Контрольные вопросы

1.Каков принцип построения сельских телефонных сетей?

2.Что такое однозвенная, двухзвенная и трехзвенная РТ сеть?


Глава 111

ЛИНЕЙНЫЕ СООРУЖЕНИЯ СВЯЗИ

ИПРОВОДНОГО ВЕЩАНИЯ

§3. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЛИНИЙ СВЯЗИ И ПРОВОДНОГО

ВЕЩАНИЯ

Все виды проводной связи и вещания состоят из двух основ­ ных частей: станционной и линейной. Станционная часть пред­ ставляет собой определенную аппаратуру, а линейная — провод­ ники, по которым передается электрическая энергия от одной станции к другой или от станции к абоненту (потребителю связи). Станционная часть по конструкции и схеме в большин­ стве случаев бывает более сложной, чем линейная, но зато она сосредоточена в одном ограниченном габаритами здания месте и в большинстве случаев находится постоянно под наблюдением технического персонала. Линейная же часть растянута на боль­ шие расстояния, подвергается вредному воздействию изменяю­ щихся атмосферных условий, влиянию различного рода корро­ зий и всякого рода посторонним механическим воздействиям.

Эксплуатация проводной связи показывает, что наиболее ча­ стые остановки действия связи происходят главным образом из-за повреждений в линейных сооружениях. Известно также, что расходы на линейные сооружения составляют большую ве­ личину по сравнению со стоимостью станционных сооружений.

Очевидно, что чем качественнее и 'рациональнее построены

линии связи, чем лучше уход за

ними, тем меньше количество

и продолжительность остановок,

тем надежнее будет связь.

При передаче электрических сигналов в линии происходят сложнейшие физические процессы, обусловленные наличием ак­ тивного сопротивления, проводимости изоляции, емкостных и индуктивных составляющих цепи связи. Передача сигналов связи (понимая под этим телефонные, телеграфные и вещатель­ ные передачи) по сложности процессов значительно отличается, например, от передачи энергии постоянного или переменного тока по линиям электропередачи.

Все линии связи по конструкции можно разделить на две основные группы: воздушные и подземные. Наиболее простыми по конструкции и первыми по времени широкого практического применения являются воздушные линии, отличающиеся тем, что провода на них располагаются на специально устанавливаемых опорах. К достоинствам воздушных линий надо отнести сравни­ тельную простоту их устройства и ремонта, легкость обнаружен ния повреждений и относительно малые затраты на строитель­ ство.

24


Недостатками воздушных линий являются громоздкость, крайне легкая повреждаемость от различных причин, вызываю­ щая резкое увеличение эксплуатационных расходов, ограниче­ ние количества совместно подвешиваемых (на одних и тех же опорах) физических цепей и ограниченная возможность много­ кратного уплотнения высокочастотными системами связи.

Подземные линии, как показывает само название, прокла­ дываются в земле. Для их устройства применяются два или це­ лая система проводников, надежно изолированных друг от друга и внешней среды. Такие системы проводников называются кабелями. Кабели могут прокладываться непосредственно в земле, в специальных трубах или тоннелях. К достоинствам подземных линий следует отнести их высокую защищенность от механических и электрических влияний, значительно большую по сравнению с воздушными линиями устойчивость в эксплуата­ ции, а также возможность доведения их емкости до весьма больших пределов. Так, на одной типовой столбовой опоре воз­ душной линии размещается не более 20 физических цепей, в то время как существуют' кабели, несущие в себе 1200 пар прово­ дов. По двум физическим цепям воздушной линии можно одно­ временно вести до 30 телефонных переговоров, уплотнив эти цепи максимально возможным количеством высокочастотных каналов; по двум специальным цепям кабельной линии пред­ ставляется возможность проводить одновременно (также по вы­ сокочастотным каналам) примерно 1920 телефонных переговоров.

Вместе с тем пока еще сложность и высокая стоимость ка­ беля и монтажа подземных линий дают основания строить и эксплуатировать как воздушные, так и подземные линии в за­ висимости от конкретной экономической и технической целесо­ образности.

Различный характер передач, осуществляемых по линиям связи, разнообразные местные условия, различные требования к дальности и качеству передачи вызывают целесообразность применения линий связи, различных по своей конструкции и электрическим параметрам.

§ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ И КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ

Воздушные линии связи по назначению подразделяются на три класса:

I класс —линии общесоюзного значения (магистральные), связывающие Москву с республиканскими, областными и крае­ выми центрами, а также последние между собой;

II класс — линии внутриобластные, связывающие республи­ канские, областные или краевые центры с районными, а также последние между собой;

25


Ill

класс — линии сельской связи.

В

отдельную группу выделяются воздушные линии город­

ских телефонных сетей.

Линии РТ сети делятся на два класса в зависимости от ра­

бочего напряжения:

выше

I класс — фидерные линии с рабочим напряжением

340 и до 960 В;

15 и

II класс— абонентские линии с рабочим напряжением

30 В и фидерные линии с рабочим напряжением не выше 340 В. Воздушная линия состоит из следующих основных элемен­ тов: проводника (проволока линейная), арматуры (крюки, тра­ версы, накладки и др.), изоляторов, опор, линейного оборудо­ вания (запирающие и дренажные катушки, разрядники, предо­ хранители, вводные устройства, линейные трансформаторы и

автотрансформаторы и др.).

Воздушные линии строятся преимущественно вдоль желез­ ных, шоссейных или грунтовых дорог. В населенных пунктах они проходят вдоль улиц. В городах воздушные линии зачастую располагают по крышам зданий. Линии, у которых в качестве опор служат столбы (железобетонные или деревянные), назы­ ваются столбовыми; линии, проходящие по крышам зданий и использующие в качестве опор металлические стойки, — стоеч­ ными. В городах и крупных сельских населенных пунктах цепи РТ сети подвешиваются преимущественно на стойках.

В зависимости от атмосферных и климатических условий местности, где применяются воздушные линии, определяется ме­ ханическая прочность этих линий. Наиболее тяжелыми (по

условиям работы воздушных линий)

являются районы, где воз­

можны частые

гололеды, изморозь и мокрый снег, которые

осаждаясь на

проводах, добавляют свой вес к весу проводов,

а увеличивая

диаметр проводов,

создают увеличение парус­

ности ', что при ветре вызывает сильное боковое давление на линию. Поэтому воздушные линии рассчитываются на наиболее трудные атмосферные условия, с тем чтобы не допустить их раз­ рушения.

По механической прочности линии связи делятся на четыре

типа:

для районов,

где толщина стенки гололеда

0 (облегченные)

на проводах не превышает 5 мм;

 

Н (нормальные) для районов, где толщина стенки гололеда

на проводах не превышает 10 мм;

 

У (усиленные),

где толщина

стенки гололеда достигает

15 мм;

 

 

ОУ (особо усиленные), где толщина стенки гололеда дости­ гает 20 мм.

Основные требования, предъявляемые к воздушным линиям, следующие:

1 Парусность — здесь как площадь, воспринимающая давление ветра.

26


1. Должна быть обеспечена устойчивость линии в механиче­ ском отношении без затрат лишних материалов, для чего линии строятся на основе соответствующих расчетов.

2.Конструкции линий должны отличаться простотой, целе­ сообразностью и наименьшим расходом материалов. Выбирать конструкции следует с таким расчетом, чтобы были облегчены эксплуатация и ремонт линий.

3.Должна быть.обеспечена наибольшая предельная емкость линии (под предельной емкостью понимается максимальное число проводов, которое может быть размещено на линии без капитального переустройства ее).

4.Должна быть обеспечена устойчивость линии в отноше­ нии электрических свойств — изоляции проводов, сопротивления, симметрии и т. д.

5.Линии должны быть надежно защищены от опасных и ме­ шающих влияний как со стороны высоковольтных линий, так и от грозовых разрядов.

6.Расположение линий должно быть таково, чтобы они были открыты для осмотра с дороги и легко доступны для производ­ ства ремонтных работ.

7.Направление линий и их конструкция должны быть вы­ браны с таким расчетом, чтобы единовременные затраты на по­ стройку, а также ежегодные затраты на их содержание были возможно меньшими.

§ 5. УСТРОЙСТВО И СТРОИТЕЛЬСТВО ВОЗДУШНЫХ СТОЛБОВЫХ ЛИНИЙ

Для образования электрической цепи воздушной линии ис­ пользуется металлическая проволока, которая от окружающих токопроводящих сред и предметов электрически изолируется при помощи подвески на изоляторах. В связи с тем, что воз-' душные линии располагаются над землей-, их защита от меха­ нических повреждений и защита населения от опасных напря­ жений достигается подвеской проводов на определенной высоте и определенных расстояниях от других сооружений. Мини­ мально допустимое расстояние между проводами воздушной ли­ нии и окружающими эти провода сооружениями называется га­ баритом линии (см. рис. 6. и табл. 2).

Опоры устанавливают на определенном расстоянии друг от друга, называемом длиной пролета. Для удобства частоту уста­ новки столбов на линии принято исчислять в количестве опор на 1 км линии. Если длина пролета равна 50 м, то линия имеет 20 опор на 1 км, если пролет 62,5 м — 16 опор на 1 км и т. д. Норма количества опор на 1 км линии в зависимости от типа линии приведена в табл. 3.

V