Файл: Проблема нравственности в творчестве А. П. Чехова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 2

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблема нравственности в творчестве А.П. Чехова

Нравственный идеал человека… Какой он? Человечество испокон веков стремится найти ответ на этот вопрос, но он так и остается открытым. Проблеме нравственного идеала, духовной чистоты и красоты человека посвящено, пожалуй, все творчество Антона Павловича Чехова.

В его творчестве значительное место занимают юмористические рассказы, совсем не большие по величине, но глубокие по содержанию. Читая их, понимаешь, почему, в свое время, с таким нетерпением ждали читатели рассказики, подписанные Антошей Чехонте. Но в большинстве из этих рассказов трактовка действительности перестает быть исключительно юмористической. Юмор не исчезает, но приобретает другие оттенки. Над рассказами Чехова не только смеешься, но и грустишь. Чеховская ирония – это смех сквозь слезы, ведь автор высмеивает все, что мешает людям жить честно и справедливо: лицемерие, грубость, пошлость, ограниченность, равнодушие, подхалимство и паразитизм.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», – утверждал Антон Павлович. Эту человеческую красоту видел он в душевном движении, в поиске пути и постоянной работе над собой. Прекращение этого движения, этой работы неизбежно приводит человека к деградации. Такую жизненную драму мы наблюдаем в рассказе «Ионыч».

Преисполненный великих стремлений, энергии, сил, прибывает в земскую больницу Дмитрий Старцев. Он молод, здоров, весел и преисполнен надежд. Но уже через четыре года это полный человек, который неохотно ходит пешком, так как страдает одышкой, а свои свободные часы он отдает еде, картам и деньгам. Мы видим, как молодой доктор терпит крах и в общественном, и в личном плане: утрачивает идеалы, любовь, человеческий облик, и даже имя – теперь все называют его Ионыч. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Другой герой Чехова – студент духовной семинарии Иван Великопольский из рассказа «Студент», напротив, обретает веру в людей и смысл жизни. До встречи с женщинами его мучают сомнения. Он думает о вечности и о том, что все
повторяется вновь и вновь, каждый год. Он ищет правду в жизни, но не может ее найти. Собственная жизнь представляется ему ничтожной в сравнении с вечностью. Непогода угнетает его. Но после встречи с женщинами, с их реакцией на рассказанную библейскую историю, в его душе загорается огонек. Он делает очень важное для себя открытие: понимает, что прошлое не уходит в бездну, что оно играет роль в настоящем, и будет играть роль в будущем. Он видит, насколько потряс Василису и Лукерью его рассказ, видит искренние слезы и осознает, что судьба Петра по-настоящему волнует их. Чистота их душ открывает для Ивана правду: он понимает, что видел настоящую красоту. Непогода больше не угнетает студента. Он счастлив тем, что живет, и его жизнь тоже важна: она поможет кому-нибудь, кто так же, как и он, ищет правду.

Чехов ставит перед нами, читателями, проблему личной ответственности человека за свою жизнь. И, пусть мы свидетели иной эпохи, носители иных воззрений, но переживания его героев нам понятны и, по-прежнему, актуальны.