Файл: 1. Возможности и ограничения педагогической диагностики отклоняющегося развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9.
Психологическая характеристика основных типов нарушений психического развития
В клинической психологии выделяется несколько типов нарушений психического развития детей. Один из них, довольно, к сожалению, распространенный, - задержка психического развития. В этом случае у ребенка наблюдается замедленное формирование тех или иных психических функций – познавательных, интеллектуальных, эмоциональных и т.д. Это нарушение психического развития не носит необратимого характера. Возникает оно, как правило, вследствие неблагоприятных условий жизни ребенка: когда нормальному от рождения ребенку уделяется недостаточно внимания и любви, когда им никто не занимается, его не развивают и не обучают. Если такого ребенка поместить в специально созданную обогащенную среду – обучать его по специальной программе, целенаправленно формировать те сферы, которые отстают в своем развитии, то со временем ребенок нагоняет своих сверстников, и от последствий диагностированной когда-то задержки психического развития не остается и следа. Вопрос заключается в том, как обеспечить ребенку эти благоприятные условия развития, если его семья или не хочет, или не может по тем или иным причинам этого сделать?
Другой тип нарушения психического развития - психическое недоразвитие - более серьезен. Причинами его возникновения являются либо генетические дефекты, либо поражения мозга во время внутриутробного развития, родов (родовые травмы) или послеродового периода. В этом случае в основном страдает интеллект ребенка. Нарушена его мыслительная деятельность, причем, в высшей форме ее проявлениях – абстрактного мышления. Этим детям требуется специальное обучение. Очень важно как можно более раннее выявление этого дефекта психического развития, поэтому дети из группы риска должны находиться под особым вниманием специалистов – дефектологов, психологов.
Если неблагоприятное воздействие на мозг (инфекции, травмы и др.) происходили в более поздний период развития
, когда основные мозговые структуры уже сформировались, то говорят о повреждении психического развития. В этом случае повреждаются какие-то частные психические функции при полной сохранности остальных. Например, у ребенка может наблюдаться инертность мышления. Динамика протекания этого типа нарушения – уменьшение, стабильность или увеличение негативного проявления – может быть разной, в зависимости от множества условия: предшествующего травме уровня развития ребенка, условий его жизни, своевременности выявления дефекта, предпринятых мер для лечения и устранения нарушения и др. Такой ребенок нуждается в психиатрической помощи.
Дисгармоническое психическое развитие – тоже один из типов нарушений развития, когда одни психические функции отстают в своем развитии, а другие – развиваются в ускоренном темпе. Довольно часто такая дисгармония наблюдается в отношениях между интеллектуальной и эмоциональной сферой. Например, при высоком уровне интеллекта ребенок отличается крайней эмоциональной незрелостью. Причины такого дефекта развития могут быть разными – и врожденными, и приобретенными в раннем возрасте. Специально разработанные способы коррекции и развития могут значительно сгладить эффект и привести к более гармоничному развитию всех сфер психики ребенка. Хотя, основным условием психокоррекционной работы с такими детьми является нормализация взаимоотношений между ними и их родителями.
10.
Проблема социальной адаптации детей с отклонениями в развитии
Школа готовит учеников к самостоятельному труду и даёт им определённый объем знаний и умений. У учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Если говорить о трудностях адаптации выпускников в сфере быта, то они в значительной мере вызваны слабой работой педагогических коллективов по социально – бытовой ориентировки школьников.
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни школы, приобщаться к социальной и культурной жизни общества.
Умственно отсталые дети в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения
, а участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало.
Ведущим звеном системы является курс по социально – бытовой ориентировки учащихся. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих к социальной адаптации. Занятия направлены на развитие и совершенствование у школьников навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей их жизни. Предусмотрено развитие умений пользоваться услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Школьники могут овладеть этим, только лишь включаясь в практическую деятельность.
Педагог должен поставить перед собой задачу, чтобы каждый ученик, не зависимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, содержание в чистоте жилища, научился пользоваться различными бытовыми электроприборами. Необходимые знания дети усваивают в беседах, проводимых педагогом, закрепляются же они на экскурсиях, при моделировании реальных ситуаций, с помощью практических работ и упражнений.
Трудовое обучение во вспомогательной школе имеет целью подготовку учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и, следовательно, к самостоятельной жизни. Так, школьников нужно учить пользоваться стандартными инструкциями, например, по эксплуатации того или иного электроприбора, по применению разнообразных средств ухода за мебелью, одежды, помещений. Желательно больше уделять внимания ремонтным работам.
В процессе повседневной жизни в интернате осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, полученных на занятиях по социально – бытовой ориентировке. Всё это необходимо для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общением с окружающими людьми. Главное условие успешности решение поставленных задач – ежедневное разнообразная практическая деятельность учащихся.
Чтобы дети овладели экономико – бытовыми знаниями и умениями, требуется серьезная и разносторонняя работа. Большое место должны занимать экскурсии в магазины, на предприятия службы быта. Цель экскурсий в закреплении экономических знаний (о стоимости товаров, о видах услуг) и умений детьми
целесообразно выбирать необходимый товар, заполнять различные бланки, определять размер платы за бытовые услуги.
У детей должно формироваться бережное отношение к одежде, игрушкам, учебникам, тетрадям, и другому школьному имуществу.
Немаловажной частью быта является обслуживающий труд, включающий в себя самообслуживание и хозяйственно – бытовую деятельность. Задача обслуживающего труда в старших классах во многом совпадают с теми, которые ставятся на занятиях по социально – бытовой ориентировки при изучении разделов «одежда и обувь», «жилище», «питание», «семья», «учреждения и организации».
В процессе реализации различных хозяйственных дел у учащихся закрепляются знания о способах, правилах выполнения бытовых работ, средствах и машинах, облегчающих домашний труд, учреждениях службы быта в видах оказываемых в них услуг.
Выполнение заданий совместно с ровесниками и детьми младшего возраста воспитывают у учащихся доброжелательность, стремление помочь друг другу, а также приучает их к разумному распределению обязанностей. Самообслуживающим трудом дети начинают заниматься с первого класса, и уже с этого времени нужно воспитывать у них аккуратность, умение следить за одеждой обувью, выполнять простейшие виды уборки помещения.
Эффективность работы по социально – бытовой ориентировки зависит от согласованности действий учителя и воспитателя. Разумеется, необходимо, чтобы администрация школы заботилась об осуществлении работы по социально – бытовой ориентировки, обеспечивала методическую и финансовую помощь педагогам.
11.
Психологический диагноз и его виды
На основании различий в степени понимания внутренних закономерностей того или иного психологического признака выделяют следующие виды психологического диагноза:
- симптоматический, или эмпирический, психологический диагноз, который ограничивается констатацией определенных психологических признаков;
-этиологический диагноз, который учитывает причины возникновения тех или иных признаков;
- типологический диагноз, который показывает место и значение диагностируемых признаков в целостной, динамической картине развития личности.
Именно последний вид диагноза наиболее естественным образом связан с возможностью построения полноценногопрогноза.
Психологический диагноз — конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей психодиагностического обследования. Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии. В таком осмыслении психологический диагноз — это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами. Предмет психологического диагноза — установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях. 1) Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.
2) Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.
3) Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка. Недопустимо употребление в психологическом диагнозе медицинских (нозологических) понятий, таких как «ЗПР», «психопатия», «невротические состояния» и др. Этим психолог не только нарушает деонтологические принципы, но и выходит за пределы содержания своего профессионального поля.