Файл: Лушев, Ю. Г. Физика верхней атмосферы Земли учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26,2 км, 29/11 1964 г. над Москвой — 126 м/сек на высоте 28,6 км\

в тот же день над Новосибирском зарегистрирована на высоте 24,6 км скорость 197 м/сек.

В табл. 8.1 приведены сведения (по Н. В. Петренко [35]) о по­ вторяемости максимальных скоростей ветра (когда она превыша­

ла 31 м/сек)

в струйных течениях в разных слоях

тропосферы

и

стратосферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

8.1

Повторяемость (число случаев)

максимальных скоростей ветра

 

 

 

 

(за 1963—1964 гг.)

 

 

 

 

Пункт

 

 

Слой, мб

 

 

 

500—200

200-100

100—50

50 — 30

30—10

10—4

 

Москва

631

54

22

33

69

12

 

Новосибирск

751

84

26

19

30

 

Хабаровск

878

333

77

31

56

11

 

Конечно, наиболее часто ось струйного течения располагается в верхней тропосфере (а слое 500—200 мб). Однако число слу­ чаев, когда она находится в стратосфере, также достаточно ве­ лико. Так, ось струи располагается выше уровня 200 мб (около 12 км) в Москве в 190 случаях из общего числа 821, в Новоси­ бирске — в- 159 случаях из 910, в Хабаровске — в 508 случаях из 1386. Вблизи оси струи (максимума скорости ветра), как вы­ ше, так и ниже ее, наблюдаются большие вертикальные гради­ енты скорости ветра, увеличивающиеся от 3 до 20—25 м/сек на

1 км высоты при возрастании скорости

ветра на оси от 20 до

80—100 м/сек. В связи с тем, что летом

(с мая по сентябрь) в вы­

соких широтах стратосферы наблюдается область тепла, здесь над большей частью полушария господствуют а-нтициклоническая циркуляция и восточный ветер. Уровень, на котором происходит изменение (обращение) направления ветра с западного (ниже этого уровня) на восточный (выше этого уровня), называют вегропаузой или велопаузой. Теоретически скорость ветра на ветропаузе должна обращаться в нуль. Фактически вблизи этого уров­ ня наблюдаются слабые неустойчивые по направлению ветры (как правило, меньше 5—6 м/сек). Толщина переходного слоя (ветропаузы) изменяется от 1 до 5—7 км при среднем значении •2—-3 км. Высота уровня обращения ветра в умеренных широтах колеблется между 18 и 26 км (70 и 20 мб), составляя в среднем 22 км. В области ветропаузы вертикальный градиент скорости ветра (вектора) может достигать больших значений за счет рез­ кого изменения направления ветра.

Эти краткие сведения о режиме ветра в нижней стратосфере позволяют сделать заключение, что и в этом слое существуют

167


условия для возникновения турбулентности. Представляет инте­ рес оценить перегрузки, испытываемые самолетом в зоне струй­ ного течения при разных значениях скорости ветра на оси струи. Предварительно заметим, что, согласно опытным данным, вер­ тикальное распределение скорости ветра вблизи оси струи может быть описано экспоненциальной функцией ')

 

u = u0exp [ — л (z z0)],

 

(5.1)

где «о — скорость на оси струи, высота

которой

над поверх­

ностью

земли z0; а — 0,13- 10~3л*-1

под

осью

( z < z 0) и

а = 0,24-Ю-3* - 1 — над осью ( z > z 0) струи.

то

р = — аи0 X

Если

воспользоваться формулой

(5.1),

X exp [— e(z — z0)]. С учетом этих соотношений формулы для числа Ричардсона Ri и перегрузок Ап, испытываемых самоле­

том при полете со скоростью

v c вблизи оси

струи (где

ехр[— a (z — г0)]ж 1), запишутся

в виде

 

Ri _ JL la ~ 1 _ ё _ 1а - т

(5.2)

* ~ Т

рг

~ Т а2и%

 

Art = 0,04a0^ £V l7,9 -ll,61gR i,

(5.3)

где Ь — параметр, зависящий от летно-технических данных само­

лета (для самолета типа ТУ-104 Ь — 1120 м 2/ с е к 2) , 8 = —----от-

Ро

носительная плотность.

В табл. 8.2 приведены значения Ri и Ап, рассчитанные для вы­ соты около 16 к м (где 8 = 0,1) и скорости полета v c = 300 м / с е к при т = 0 и разных скоростях ветра вблизи (но несколько выше) оси струи.

Т а б л и ц а 8.2

Число Ричардсона и перегрузки, испытываемые самолетом типа ТУ-104

при v c =

300 м /сек

на высоте около

16 км (где 8 = 0,1; f

= 0 ; Т — 216,5 °С)

и0 м /сек

20

40

60

80

100

150

200

Ri

19,25

4,81

2,14

1,20

0,77

0,34

0,19

Дл

0,037

0,136

0,241

0,354

0,470

0,776

1,10

Однако, как отмечали неоднократно многие исследователи, большие скорости ветра, вертикальные и горизонтальные гради­ енты (сдвиги) ее или, в более общем случае, малые значения чис-

') П риводим ы е ниж е в этом п ар агр аф е опытные данны е заим ствованы из монограф ии [2].

168


ла Ri создают лишь благоприятные условия для возникновения турбулентности, определяют области, в которых возможна бол­ танка самолетов. Что касается самих турбулентных зон, то они имеют, как правило, значительно более сложную структуру: зоны эти имеют ограниченные размеры по горизонтали и вертикали, наблюдается несколько зон повышенной турбулентности в обла­ сти одного и того же струйного течения и др. К настоящему вре­ мени накоплен значительный материал по структурным парамет­ рам турбулентных зон.

На рис. 8.21 приведены накопленные (интегральные) повто­ ряемости толщин турбулентных зон для разных широтных поя­ сов Советского Союза и Канады (в целом). Из рисунка видно,

Рис. 8.21. Накопленная (интегральная) повторяемость толщин турбулентных зон:

1 — северные; 2 — умеренные; 3—южные широты СССР, 4 — Канада

что® 80% случаев толщина зон не превосходит 700, 900 и 1200 м

всеверных, умеренных и южных широтах СССР соответственно.

Суменьшением широты толщина турбулентных зон в среднем увеличивается: зоны толщиной меньше 1000 м встречаются при­ мерно в 70% случаев в южных и в 85—90% — в средних и вы­

соких широтах.

Согласно рис. 8.22, горизонтальная протяженность турбулент­ ных зон также изменяется в широких пределах. В 80% случаев она не превосходит примерно 40 км в стратосфере (над США), 80 км — в верхней тропосфере (над США) и в умеренных широ­ тах СССР, 150—160 км — в южных широтах СССР и над Кана­ дой. В умеренных широтах СССР в 72% случаев протяженность

зон меньше 100 км и только в 4% случаев она

больше 400 км;

в южных широтах эти цифры равны 68 и 10%

соответственно.

В стратосфере, по данным полетов самолета У-2, протяженность турбулентных зон в 70% случаев меньше 30 км и только в 0,5% случаев она больше 100 км.

169

Нередко на высотах 8—12 км встречаются турбулентные зо­ ны двух типов: сплошные и прерывистые. Последние состоят из

%

100

во

60

40

20

и

100

200

300

400ALHM

Рис. 8.22. Накопленная (интегральная) повторяемость горизонтальной протяженности турбулентных зон: 1 — верхняя тропосфера (США); 2 — стратосфера (США); 3 — умеренные широты (СССР); 4 — Ка­ нада; 5 — южные широты (СССР)

нескольких турбулентных участков (число их колебалось от 2 до

7, но в 80%

случаев не превышало 3), между которыми распола­

 

 

 

 

гались невозмущенные зоны. На до­

 

 

 

 

лю прерывистых турбулентных

зон

 

 

 

 

в умеренных широтах приходится

 

 

 

 

около 32%, на долю сплошных —

 

 

 

 

68%.

 

 

 

 

 

Согласно рис. 8.23, горизонталь­

 

 

 

 

ная протяженность сплошных турбу­

 

 

 

 

лентных зон в 83% случаев меньше

 

 

 

 

60 км и только в 7,5% случаев она

 

 

 

 

больше 100 км\ для прерывистых зон

 

 

 

 

эти цифры соответственно равны 87

 

 

 

 

и 6,6% случаев. Протяженность не­

 

 

 

 

возмущенных зон, как показывает

 

 

 

 

рисунок, несколько больше, чем тур­

 

 

 

 

булентных.

 

 

 

 

 

Приведем еще сведения о встре­

 

 

 

 

чаемости болтанки, т. е. об отноше­

 

 

 

 

нии промежутка времени с болтан­

 

 

 

 

кой к общей продолжительности по­

 

 

 

 

лета. Результаты расчета этой ха­

Рис. 8.23. Накопленная повто­

рактеристики по материалам поле­

ряемость

горизонтальной

про­

тов на самолетах У-2 и ТУ-104

при­

тяженности сплошных

турбу­

ведены в табл. 8.3 и 8.4.

 

лентных

зон

(/), локальных

 

турбулентных

участков

(2) и

Максимальная встречаемость бол­

невозмущенных зон (5)

танки (9,4%) наблюдается, по дан­

170



ным табл. 8.3, в слое 9—12 км, т. е. там, где чаще всего располо­ жена ось струйных течений и отмечаются наибольшие скорости ветра и вертикальные градиенты ее. В стратосфере встречаемость болтанки в несколько раз меньше, чем в верхней тропосфере и в области тропопаузы, и имеет тенденцию к уменьшению с высотой.

Данные табл. 8.4 позво­

 

ляют выявить сезонный ход

 

встречаемости

болтанки в

 

верхней тропосфере (где про­

 

ходили полеты). Максимум

 

встречаемости

приходится

 

на лето, когда большую роль

 

играет турбулентность

кон­

 

вективного

(термического)

 

происхождения, минимум —

 

на зиму. Обращает на

себя

 

внимание повышенная встре­

 

чаемость болтанки на участ­

 

ке Иркутск—Хабаровск, где

 

трасса проходит над горной

 

местностью.

 

Приведенные

 

сведения относятся

к

гори­

 

зонтальным

участкам

трас­

 

сы. Встречаемость болтанки

 

при наборе высоты и особен­

 

но при снижении, как пока­

 

зали измерения, в 2—3 раза

 

больше, чем в горизонталь­

 

ном полете.

 

еще

данные

 

Приведем

Рис. 8.24. Интегральная функция рас­

(рис. 8.24)

о распределении

пределения вероятностей Р (aw) средних

дисперсий (средних квадра­

квадратических отклонений пульсацион-

ной вертикальной скорости:

тических отклонений ow) вер­

/ — ясная погода; 2 — кучевые облака;

тикальной скорости

пульса-

3 — грозовые облака

ционного движения в разных слоях атмосферы и при различном состоянии ее. Рис. 8.24 позво­

ляет оценить вероятность превышения заданной величины aw. Этот рисунок показывает, что с увеличением высоты вероят­ ность значений 0,5 м/сек уменьшается: она составляет око­ ло 30% в слое 0—3 км и только 10% в слое 9—15 км. Очень силь­ ная турбулентность (ат > 5 м/сек) почти одинаково часто встре­ чается в слоях 0—3 и 6—9 км (вероятность около 5- 10-4), но она существенно реже наблюдается в слое 9—15 км (вероятность око­ ло 10~5). Особенно велико различие в распределениях ow при яс­ ной погоде и в грозовых (а также кучевых) облаках. Так, вероят­ ность встретить значения ow > 2 м/сек составляет примерно 50% в грозовых облаках и менее 5% при ясной погоде.

171