Файл: По учебному курсу Связь психологии с другими науками и развитие ее направлений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
«Тольяттинский государственный университет»
Министерство науки и высшего образования РФ ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
Гуманитарно-педагогический институт |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
37.03.01 Психология |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психолог |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание № 2
по учебному курсу «Связь психологии с другими науками и развитие ее направлений»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | Гапонов Евгений Михайлович | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХбвд-2202а | |
| | |
Преподаватель |
| |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 20__
Написать подробный конспект первоисточника по теме «Развитие форм психического отражения у животных»: Лурия, А.Р. Глава 2. Эволюция психики [Текст ] / А.Р. Лурия // Лекции по общей психологии. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – С. 35-61
При написании конспекта следует придерживаться предложенной ниже структуры (в конспекте необходимо выделять разделы под номерами и освещать поставленные внизу вопросы):
-
Происхождение психики.
- Как трактовала сознание дуалистическая философия?
Дуалистическая философия предполагала, что сознание так же вечно, как и материя, что оно всегда существовало параллельно с материей.
- Что такое ассимиляция и диссимиляция?
Диссимиляция– фонетическое изменение, когда из двух одинаковых или двух похожих звуков образуются или разные или менее похожие звуки. По своим результатам это процесс, обратный ассимиляции
- Как связаны раздражимость и биологическая память?
Процессы раздражимости по отношению к жизненно важным «биотическим» ... Возможно, что оно связано с постепенным изменением биохимических свойств плазмы.
- Приведите примеры пассивной формы жизнедеятельности растений?
1. Горизонтальные, плотные и почвопокровные.
2. Ниспадающие.
3. Ниспадающие, растущие на концах вверх.
Горизонтальные, плотные и почвопокровные
К первой группе растений с пассивной формой относят эхеверию, мхи, селагинеллу, солейролию и различные виды примул. Растения такой формы роста в комбинации с другими
растениями используют в качестве базиса для создания зрительной опоры, необходимой для других цветов. Пассивное движение растительного материала придает композиции статичность, которая нужна для напряженного контраста с динамичными, активно растущими формами.
- Чем «нейтральные» воздействия отличаются от «биотических»?
Нейтральные (независимые) отношения.Они нередко устанавливаются между совместно обитающими на одной территории разными видами. При этом организмы не влияют друг на друга, непосредственно не связаны, хотя и имеют общие потребности в пище, так как занимают различные экологические ниши и не вступают во взаимоотношения друг с другом.
- Чем раздражимость отличается от чувствительности?
Раздражимость - это способность живых орга-низмов реагировать на биологически значимые воздействия (корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, со-держащимся в почве). Чувствительность - это способность организ-мов отражать воздействия, биологически нейтральные, но связанные с биотическими свойствами (как мы говорили, способность реагиро-вать на сигналы).
2. Изменчивость поведения простейших.
- Чем характеризуются индивидуально изменчивые формы поведения?
Индивидуально-изменчивые формы поведения есть и у насекомых, и они могут быть обучены и переучены, и это используется с большим успехом в сельском хозяйстве. Известно, например, что когда надо переучить пчелу на новый вид растения, это оказывается возможным. Для этого этот новый вид растений смазывается жидкостью, которая обладает запахом того вида растения, на который у пчелы есть врожденная система реакций. ... Таким образом, поведение животного на этом этапе характеризовалось совсем иной структурой; программа поведения начинала регулироваться этим образом объективной действительности, а эффект поведения — сличение полученного образа с образом ожидаемого.
- Могут ли простейшие организмы менять свои приспособительные реакции к условиям среды?
Приспособленность организмов к среде обитания возникает в ходе эволюции для разрешения ими экологических проблем, имеющих место в определённой среде. Она изменяется, совершенствуется, порой исчезает. ... Они способствуют незамедлительной реакции живого организма на действие негативного фактора среды. Возможность поддерживать относительно постоянную температуру тела позволила теплокровным организмам занять экологические ниши, которые недоступны для обитателей тропиков, Заполярья, пустыни. ... Основные приспособительные способности существ к условиям среды обеспечивают выживание при их изменении, размножение
(Примеры в исследованиях Брамштедта: одноклеточные-тепло-свет, Дембовскй: траектория движений одноклеточных в пробирке, Смит: инфузория туфелька - движения через проход).
- Сохраняются ли выработанные формы поведения у простейших?
Чувствительность по отношению к «нейтральным» раздражителям, если они начинают сигнализировать о появлении жизненно важных воздействий, вызывает коренные изменения в формах жизни. Главное заключается в том, что живое существо начинает «ориентироваться» в окружающей среде, активно реагировать на каждое изменение, происходящее в ней, т. е. вырабатывать индивидуально изменчивые формы поведения, которые не существовали в растительном мире.
3. Механизмы поведения простейших.
- Как проходит возбуждение у простейших?
Известно, что протоплазма, составляющая тело простейшего (одноклеточного) животного, состоит из внешнего, более плотного слоя (плазма — гель), и внутреннего, более жидкого слоя (плазма — золь). Известно также, что внешние слои протоплазмы одноклеточного более возбудимы, чем внутренние, и каждое внешнее действие вызывает усиленный обмен веществ, который постепенно распространяется от внешних слоев к внутренним, угасая по типу постепенно снижающегося градиента возбуждения. Эти градиенты возбуждения, по — видимому, и лежат в основе движений одноклеточного, возникающих, как только внешнее воздействие вызовет усиленный обмен веществ в соответствующей точке его поверхности или когда внутренние процессы приведут к необходимости активно искать вещества, необходимые для обеспечения такого обмена.
- Что такое положительное и отрицательное движение простейших?
Приближение к раздражителю обозначается как положительный тропизм, а удаление – как отрицательный.
Элементарные движения простейших обычно рассматривают как пример кинезов. Среди них выделяют: ортокинез – поступательное движение с переменной скоростью, клинокинез – движение с изменением направления и др.
- Зависит ли возбудимость от состояния простейшего? (сытая амеба, голодная амеба).
В литературе было высказано предположение, имеющее некоторые основания, что относительно слабые стимулы вызывают у амебы активную ориентационную реакцию, которая приводит к движениям, направленным к объекту; наоборот, более сильные стимулы вызывают эффект обратного знака и приводят к уходу от воздействующего раздражителя.
4. Происхождение нервной системы.
- Что такое диффузная нервная система? Какие у нее преимущества по сравнению с проведением возбуждения в протоплазме простейших?
Отдел эндокринной системы (нейроэндокринной системы), представленный рассеянными в различных органах эндокринными клетками (апудоцитами), продуцирующими агландулярные гормоны (пептиды, за исключением кальцитриола). Эта нервная система обладает рядом значительных преимуществ; однако она еще лишена тех возможностей регуляции поведения, которые появляются лишь на высших этапах эволюции. ... Как легко видеть, эта нервная система еще не обеспечивает нужного анализа раздражителей и, тем более, создания синтетических схем, которые в дальнейшем программировали бы сложное поведение.
- Для чего многоклеточным нужны более дифференцированные движения по сравнению с простейшими?
Становится необходимым обеспечить гораздо более дифференцированные движения и гораздо более быструю проводимость возбуждения, чем та, которая была доступна путем постепенного распространения градиентов возбуждения по протоплазме одноклеточных.
- В чем эволюционное значение «ведущего» луча морской звезды?
Один из лучей морской звезды (тот, к которому чаще адресовываются раздражения) становится ведущим, и тело морской звезды начинает двигаться вслед за движением этого ведущего луча.
5.Ганглионарная нервная система и появление простейших программ поведения.
- Каким образом появление ганглионарной нервной системы связано с питанием животных?
англионарная нервная система и появление простейших программ поведения. Переход к наземному существованию связан со значительным усложнением условий жизни. Прямая диффузия питательных веществ из окружающей среды становится невозможной, наличие готовой плотной (дискретной) пищи — несравненно меньшим.
- Какие сигналы воспринимают волокна нервной системы сосредоточенные на головном конце червя? И где формируется программа его поведения?
(хемо-, механо-, термо-, фото-, гигрорецепторы)
переднем головном конце червя сосредоточены свободно оканчивающиеся нервные волокна, представляющие собой рецепторы химической чувствительности, а также особые светочувствительные клетки. У низших видов червей эти рецепторы равномерно распределены по всему головному концу тела.
- Почему если червя разрезать пополам одна половина будет извиваться, а вторая прятаться в землю?
Если червя разрезать пополам, продолжает жить лишь его передняя часть. У задней части в рассеченном месте образуется хвост, так что у нее появляется два хвоста.
- Как идут процессы в опытах Р. Йеркса по обучению червей, быстрее или медленнее происходит: А) вторичное обучение Б) переучивание по отношению к первичному обучению? А
- Как проявляется примитивная «память» беспозвоночных?
Пластичность поведения гидр и актиний минимальна. Некоторые актинии поселяются на раковинах моллюсках и раков-отшельников, и когда хозяин покидает раковину, актиния занимает там его место. ... Химическое воздействие: при помещении в аквариум с актинией воды с запахом хищника — морской звезды, возникнет защитная реакция (избегание, сжимание в почку). Зависимость от возраста у гидр: лучше обучаются молодые животные. Все гидры, как и одноклеточные, хранят информацию не больше часа. В то же время, животное легче вспоминает то, чему оно училось в течение суток.