Файл: По учебному курсу Связь психологии с другими науками и развитие ее направлений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- В чем суть необъясненного опыта Мак Коннэла?

Опыты Мак-Коннела проводились на белых червях-планариях. У планарий, когда они заплывали на светлую половину емкости, с помощью электрического тока вырабатывали условный рефлекс избегания света. После того, как у червей вырабатывался устойчивый навык по избеганию света, планарий убивали, размельчали в порошок и скармливали необученным планариям.

(передача памяти гуморальным путем или просто повышение возбудимости при обучении).

6.Появление сложных форм наследственного программирования («инстинктивного») поведения.

- Для чего необходимо принимать дифференцированную информацию из среды и к чему это приводит в эволюции психики?

Возникновение психики в эволюции живых существ трудно переоценить. С ее появлением стал возможен новый механизм приспособления животных к окружающим условиям: не за счет наследственных и ненаследственных изменений морфологической организации (строения тела и его органов), а посредством изменения поведения, регулируемого психикой как его функциональным органом

- В чем преимущество парных рецепторных органов?

Этот парный орган реагирует на следующие раздражения: звуки, гравитационное воздействие, угловые ускорения (при вращении тела), вибрацию.. В составе органа - 3 части: наружное, среднее и внутреннее ухо. I. Наружное ухо. 1. Наружное ухо. ... многорядным эпителием. (Следовательно, все эпителиоциты рецепторных образований органа слуха и равновесия развиваются из данного типа эмбрионального эпителия).

-Как в переднем ганглии высших насекомых идет переработка импульса из дифференцированных рецепторов целостно или локально/зонально? зонально
- Какова природа сложных приспособительных движений высшего насекомого?

У насекомых нервная система и органы чувств имеют более сложное строение, чем у других членистоногих. Надглоточный узел крупный. Его нередко называют головным мозгом. Узлы брюшной нервной цепочки неодинаковы по величине. У некоторых насекомых всего 1 – 2 крупных узла. Хорошо развиты органы чувств: зрения, обоняния, вкуса, осязания.

- Чем сложные инстинктивные программы отличаются от простых форм разумного поведения?

Особенность сложнейших программ, которые составляют подавляющую часть поведения насекомых, состоит в том, что они являются врожденными и передаются по наследству, принимают широко известную форму инстинктивного поведения. Эти программы вырабатываются многими миллионами поколений и передаются наследственно, так же как особенности строения тела (формы крыльев, особенности хоботка, структура рецепторных органов) хорошо приспособлены к условиям существования насекомых.


- Как можно объяснить различение пчелами геометрических форм и цвета?

Пчелы способны различать не только цвет, но и форму предметов. При этом у пчел легче создаются условные рефлексы не на один признак, а на их комплекс — цвет и форму. К. Фриш (1915) установил, что пчелы довольно хорошо различают контрастные фигуры, напоминающие, хотя бы в отдаленной мере, цветки.

- В чем смысл биологической целесообразности жестко закрепленных инстинктивных программ поведения насекомых даже в условиях измененных параметров среды, когда они не приводят в нужному результату?

Точная приспособленность инстинктивного поведения к среде обитания и отсутствие возможности коррекции этого поведения особенно впечатляет при проведении простейших экспериментов. ... После этого насекомое часто возвращается в норку, проводит там какое-то время, после чего вылезает и снова аккуратно закрывает. Рис. 10.6. Гибкость инстинктивного поведения. ... Это значит, что в ходе инстинктивного поведения организм не может проводить перебор различных измерительных процедур и не может выбирать из них ту, которая приводит к пригодным в данной ситуации результатам.

7.Центральная нервная система и индивидуально изменчивое поведение позвоночных.

- Как связаны репродуктивная (воспроизводящая) функция позвоночных и индивидуально изменчивое поведение?

Центральная нервная система и индивидуально изменчивое поведение позвоночных. Все, что мы знаем о способах жизни и поведении позвоночных, показывает, что как формы жизни, так и формы поведения их построены по совершенно иному принципу. Только у низших позвоночных, живущих в водной среде, избыточность воспроизведения столь велика, что приближает их к классу насекомых, лишь сравнительно небольшое число особей, возникающих из оплодотворенной икры, выживает. Поэтому только у рыб преобладание мало изменчивых наследственно программированных форм поведения достаточно для сохранения вида

- Что такое экологическая обусловленность избирательных реакций?

Такая же экологическая обусловленность избирательных реакций характерна для многих животных и больше зависит от способов их существования, чем от того зоологического класса, к которому они относятся. + Так, домашняя утка (питающаяся растительной пищей) безразлична к гнилостным запахам, но тонко реагирует на растительные, в то время как кобчик, питающийся падалью, тонко реагирует на гнилостные запахи и остается безразличным к растительным.



- О чем свидетельствует увеличение веса мозга по отношению к весу тела? А также исследования Шафера по влиянию экстирпации коры головного мозга на зрительные и двигательные процессы?

Вес мозга по отношению к весу тела. ... Факты, указывающие на большую зависимость функций от коры мозга, иначе говоря, на прогрессивную кортикализсщию функций, можно видеть из результатов наблюдений немецкого исследователя Шафера, показывающих, какие процессы восприятия и движения могут оставаться на разных этапах эволюции млекопитающих после удаления коры. Мы приводим данные этих наблюдений в сводной таблице (табл. 1.4). Таблица 1.4 — Влияние экстирпации коры головного мозга на зрительные и двигательные процессы на последовательных ступенях эволюции (по Шаферу).
Таблица 1.4 Влияние экстирпации коры головного мозга на

зрительные и двигательные процессы на последовательных

ступенях эволюции (по Шаферу)

Зрительные функции

Двигательные функции

Птица после удаления коры больших

Птица после удаления коры больших

полушарий продолжает видеть, садится полушарий продолжает летать, движения

на намеченную площадку

остаются сохранными

Крыса после удаления коры полушарий У кошки после удаления соответствующих

не различает форм и реагирует только

отделов коры больших полушарий

на свет

движения восстанавливаются через

Обезьяна после удаления

несколько часов

соответствующих отделов коры больших Собака после удаления соответствующих

полушарий слепа

отделов коры больших полушарий через 24

часа может стоять, но самостоятельные

движения распадаются

Обезьяна после удаления соответствующих

отделов больших полушарий может стоять

лишь с помощью
- Какова главная функция больших полушарий?

Большие полушария мозга не только начинают приобретать в процессе эволюции

высших позвоночных большой относительный вес, но и получают важное значение.

Если у низших млекопитающих кора еще не имеет ведущей роли и регуляция

процессов поведения может успешно осуществляться даже при ее разрушении, у

высших млекопитающих она приобретает более ведущее значение, сколько-нибудь

сложные процессы поведения уже не могут осуществляться при ее разрушении.
- Что такое проекционные поля/области коры больших полушарий?

Все это показывает, что большие полушария не только начинают занимать


большое место по отношению к остальному мозгу, но играют ведущую роль в

регуляции сложных форм поведения животного.

Главная функция больших полушарий и их основной составной части — коры

головного мозга — заключается в том, что она (кора) является аппаратом, который не

только воспринимает сигналы и пускает в ход заложенные видовые программы

поведения, но и позволяет анализировать информацию, поступающую из внешней

среды, ориентироваться в ее изменениях, замыкать новые связи и формировать
- О чем свидетельствуют эксперименты Э. Эдриана по изучению моторных полей и их размеров?

ступенях эволюции (по Шаферу)

Зрительные функции

Двигательные функции

Птица после удаления коры больших

Птица после удаления коры больших

полушарий продолжает видеть, садится полушарий продолжает летать, движения

на намеченную площадку

остаются сохранными

Крыса после удаления коры полушарий У кошки после удаления соответствующих

не различает форм и реагирует только

отделов коры больших полушарий

на свет

движения восстанавливаются через

Обезьяна после удаления

несколько часов

соответствующих отделов коры больших Собака после удаления соответствующих

полушарий слепа

отделов коры больших полушарий через 24

часа может стоять, но самостоятельные

движения распадаются

Обезьяна после удаления соответствующих

отделов больших полушарий может стоять

лишь с помощью
8. Механизмы индивидуально изменчивого поведения.

- Как можно объяснить «двигательную гипотезу», которая возникает в ходе попыток совершаемых животным в лабиринте в экспериментах Креча?

В этих экспериментах сравнивается быстрота выработки навыка у животных,

которые сразу же помещаются в лабиринт с целью его прохождения, и у

второй группы животных, которым разрешается просто бегать по лабиринту

и, следовательно, дается возможность предварительно сориентироваться в

условиях лабиринта.

Как

показали

исследователями, вторая группа животных вырабатывала нужный навык

значительно быстрее, чем первая. Характерно, что выработка успешного

навыка была особенно велика, когда животному разрешалось активно


ориентироваться в условиях лабиринта. Подобный эксперимент был

поставлен американским исследователем Хелдом, который позволял

животному активно двигаться по проблемному ящику, в то время как другое

животное пассивно наблюдало этот ящик из коляски, которую возило первое

животное. И в этом случае первое животное, активно ориентировавшееся в

обстановке, значительно быстрее вырабатывало двигательный навык, чем

второе. Этот факт показывает ту роль, которую играет в выработке новой

программы действий предварительная ориентировка животного в условиях

опыта.
- В чем суть экспериментов Хелда и что такое «латентное обучение»? Роль моторного опыта в создании «общей системы направлений»?

Одно из таких исследований принадлежит американскому исследователю

Хантеру. В этом эксперименте у крысы вырабатывался навык нахождения

нужного пути в лабиринте. После того как такой навык был выработан, одна

часть лабиринта выключалась, и на ее место ставился бассейн с водой. В этом

случае крыса должна была переплывать бассейн, т. е. производить

совершенно новые движения, но от этого выработанный навык не

разрушался.

Аналогичные факты были получены американским исследователем Лешли

другим путем. Выработав у крысы навык нахождения пути в лабиринте, он

затем разрушал ее мозжечок.

Все это показывает, что двигательные программы, вырабатываемые в условиях

специальных задач, ни в какой мере не являются механической цепью рефлексов,

и они скорее являются сложными динамическими схемами, формирующимися у

животного в процессе его ориентировочной деятельности.

8. «Интеллектуальное» поведение животных.

- Что такое предварительная ориентировочная деятельность?

Особенность «интеллектуального» поведения животных заключается в том, что

процесс ориентировки в условиях задачи не протекает в условиях двигательных проб,

а начинает предшествовать им, выделяясь в особую форму предварительной

ориентировочной деятельности, в процессе которой начинает вырабатываться схема

(программа) дальнейшего решения задачи, в то время как движения становят-