Файл: Задание проводится в подгруппах (или индивидуально, при условии малочисленной группы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. Заполнение технологической карты ОСЯ
(опасных социальных явлений)

Задание проводится в подгруппах (или индивидуально, при условии малочисленной группы). В зависимости от опасных социальных явлений, происходящих в мире в период изучения дисциплины, преподаватель самостоятельно определяет список ЧС СХ и ОСЯ.

Условия заполнения технологической карты (см. Темы 3-4).

Время на выполнение задания в подгруппе: 10-15 минут

Время на демонстрацию, обсуждение в группе: 25-30 минут

Группа ЧС социального характера

Связанные с употреблением и распространением психоактивных веществ


Виды ОСЯ данной группы


наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение


Вид ОСЯ

Причины возникновения

Возможные последствия

Действия в случае возникновения


Наркомания



  • любопытство;

  • тревога, депрессия, низкая самооценка и стресс;

  • социальные факторы;

  • наследственность;

  • погоня за удовольствием;

  • окружающая среда и влияние родителей.




  • распад семьи;

  • потеря работы;

  • сложности в учёбе (среди студентов и школьников);

  • насилие над близкими;

  • физическая зависимость, при которой человек просто не может существовать без нарковеществ;

  • разрушение здоровья;

  • смерть от передозировки или различных осложнений.

Лечение наркозависимости может осуществляться в виде:

• Неотложной наркологической помощи и интенсивной детоксикации при передозировке, острых отравлениях наркотиками;

• Снятия абстинентных состояний, ломки наркомана, терапию физической зависимости от наркотического вещества;

• Детоксикации организма при систематическом отравлении наркотическими или другими токсинами;

• Терапии психосоматических нарушений, вызванных длительной наркотизацией;

• Предотвращения развития патологического влечения (тяги) к психоактивным веществам, непосредственное устранение наркозависимости;

• Реабилитации наркозависимых, поддержания ремиссии и профилактики срывов.



Алкоголизм




  • Генетика. Если родители были зависимыми, возможность алкоголизма возрастает в 6 раз.

  • Ранний возраст первого принятия спиртного — до 15 лет.

  • Постоянные стрессы или депрессивное состояние.

  • Пьющее окружение, неважно, на работе или среди друзей.

  • Психологические проблемы




•серьезные нарушения психического и физического здоровья;
•снижение продолжительности жизни на 15–20 лет;
•рост ДТП;
•рост преступности;
•потери на производстве, рост травматизма;
•жестокость в семье;
•снижение качества жизни;
•увеличение числа лиц с девиантными и аддиктивными формами поведения (игромания, проституция, суицид)

Вторичная профилактика — комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений, связанных с употреблением наркотиков у «эпизодических» потребителей, не обнаруживших признаков болезни.
В данном случае речь идет о тех, кто уже употреблял психоактивные вещества, кому известны «вкус» и результат действия наркотика или алкоголя на организм. Цель на этом этапе — максимально сократить продолжительность воздействия Г1АВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого ПАВ потребителю и окружающей его микросреде, предотвратить формирование хронического заболевания.
В период вторичной профилактики необходимо сделать все возможное, чтобы максимально сократить период употребления и сохранить уровень психического и социального благополучия, который неминуемо снижается в процессе развития наркомании. Па этапе вторичной профилактики проводится большее количество мероприятий: целенаправленные информационные кампании (на основе непосредственных отношений в обществе); предоставление средств защиты и объяснение их использования; использование фармакологических и прочих средств для воздействия на конкретного человека; внесение изменений в закон с целью позитивного преобразования общества, подверженного высокому уровню риска, а также с целью предотвращения распространения данного явления; обучение педагогических кадров и специалистов, реализующих профилактические программы.
Третичная профилактика (или, как ее принято называть, реабилитация) включает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных па предотвращение срывов и рецидивов заболевания. Данный вид профилактики можно отнести к лечению, она способствует восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и возвращению его в полноценную жизнь (в семью, образовательное учреждение, трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности)
Третичная профилактика предусматривает передачу информации и обучение конкретных лиц, непосредственные лечебные и реабилитационные действия, создание конкретных структур и организаций










Действия учителя в случае возникновения данной ЧС:


Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.

При подозрении на групповое употребление наркотиков или других одурманивающих веществ необходимо провести беседы с родителями всех членов подростковой группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.

Организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей с врачом психиатром-наркологом районного подросткового наркологического кабинета.

Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования, оказания психологической и социальной помощи, указать адреса и телефоны.



Задание 2. Решение ситуационных задач
Группа обучающихся делится на подгруппы. Каждая подгруппа получает одну из ситуационных задач, которую необходимо самостоятельно решить в подгруппе.

Следующим этапом становится публичное обсуждение ситуационной задачи с группе обучающихся с вариантами решений, обсуждением, корректировкой преподавателя (в случае необходимости) и дополнительными вопросами присутствующих (в случае возникновения).

Время на выполнение задания в подгруппе: 5-10 минут

Время на публичное обсуждение в группе: 25-30 минут
Примеры ситуационных задач для обсуждения на занятии:
Ситуационная задача 1.

Вы находитесь в одном из магазинов торгового комплекса. В момент оплаты покупки на кассе, вы услышали громкий хлопок, затем второй. В проходе магазина появились вооруженные люди, требующие всех присутствующих собраться в углу помещения и сообщили о захвате вас и других людей в заложники.

1. Дайте определение понятию «терроризм», «террористический акт», «террорист».

2. Охарактеризуйте особенности современного терроризма.

3. Какие правила личной безопасности необходимо соблюдать человеку, оказавшемуся в заложниках, чтоб снизить угрозу для вашего здоровья и жизни.

4. Определите порядок действий заложника в случае начала контртеррористической операции по высвобождению.


  1. Дайте определение понятию «терроризм», «террористический акт», «террорист».


А) ТЕРРОРИЗМ — преступление, главной целью которого является нарушение общественной безопасности, которое выражается в посягательстве на: жизнь и здоровье граждан, объекты критической инфраструктуры, природную среду, информационную среду, органы государственного управления, государственных и общественных деятелей.

Б) ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях



В) ТЕРРОРИСТ - тот, кто совершает или планирует совершить террористический акт.
2. Охарактеризуйте особенности современного терроризма.

Активное вовлечение молодежи;

Существенное расширение ареала исламского фундаментализма и связанного с ним терроризма;

Террористические организации не ограничиваются рамками терактов, а придают большое значение политической стратегии;

Тенденция перехода от конкретных целей (захват авиалайнеров) к беспорядочным убийствам;

Линия раздела между террористическими организациями различных толков стала менее отчетливой;

Повышенная общественная опасность, связанная с непосредственной угрозой жизни людей;

Террористы-смертники;

Новые виды оружия.
3. Какие правила личной безопасности необходимо соблюдать человеку, оказавшемуся в заложниках, чтоб снизить угрозу для вашего здоровья и жизни.

основное правило – не допускайте действия, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе;

при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной. Старайтесь не допускать истерик и паники;

на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение;

если Вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим Вы сократите потерю крови.

Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.
4. Определите порядок действий заложника в случае начала контртеррористической операции по высвобождению.

лежите по полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;

ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять Вас за преступника;

если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.
Ситуационная задача 2.

В общественном месте Вы обнаружили подозрительный бесхозный предмет и решили сообщить об этом в соответствующие инстанции.

  1. Дайте определение понятиям «терроризм», «экстремизм».

  2. Назовите основные различия понятий «экстремизм», «терроризм».

  3. Какими нормативно-правовыми документами регулируется вопрос противодействия экстремизму и терроризму на территории РФ.

  4. Определите порядок действий в случае возникновения в вашем городе опасности экстремистских и террористических акций.

  5. Какие меры первой помощи необходимо оказать человеку с осколочным ранением поражающими острыми элементами от взрыва?


Ситуационная задача 3.

Вы занимаете должность классного руководителя 6А класса. Со временем, вы познакомились с детьми и частично с родителями.

Психологическое состояние и внешний вид одного из детей вызывает у вас беспокойство. Ребенок не опрятен, не ухожен, часто не выполняет домашнее задание, испытывает проблемы в общении с одноклассниками и характеризуется нестабильным поведением. Спустя месяц вы получаете информацию о том, что родители ребенка регулярно злоупотребляют алкогольными напитками.

1. Дайте определению понятиям «алкоголизм», «наркомания».

2. Назовите основные причины алкоголизма; наркомании.

3. Назовите среднесрочные и дальнесрочные последствия алкоголизма / наркомании для личности, общества, государства.

4. Определите порядок действий учителя в сложившейся ситуации.

5. Опишите последовательность оказания доврачебной помощи пострадавшему от алкогольного опьянения.
Ситуационная задача 4.

Вы отправляетесь на массовое мероприятие на местный стадион. Мероприятие подразумевает несколько тысяч зрителей. Ваши места расположены по центру одной из трибун.

  1. Дайте определение понятию «толпа», «паника».

  2. Какие негативные последствия могут возникнуть в случае нештатной ситуации на стадионе? Перечислите, дайте их краткую характеристику.

  3. Определите порядок ваших действий по соблюдению мер личной безопасности в общественном месте и в местах большого скопления людей.

  4. Какие меры доврачебной помощи можно оказать человеку, получившему травмы в толпе, вследствие падения или сдавления?

Ситуационная задача 5.

По системе оповещения РСЧС, а также в средствах массовой информации было получено сообщение о возможных вооруженных вспышках и конфликтах в Вашем населенном пункте.

  1. Дайте определение понятий «вооруженный конфликт», «локальная война».

  2. Какой нормативно-правовой базой необходимо пользоваться в случае объявления «чрезвычайного положения»? Назовите ФЗ, укажите сущность и основное содержание.

  3. Какие правила личной безопасности необходимо соблюдать гражданам для сохранения здоровья и жизни в данной ситуации?