Файл: Реферат физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента.docx
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В высших учебных заведениях занятия по физической культуре является обязательными, что значительно повышает скорость развития заинтересованности и освещения будущих специалистов.
Это оказывает не только положительное влияние на физическое развитие учащихся, но и на развитие их психических качеств, способствуя развитию дисциплины. В основу учебного процесса учащихся входит комплексное, систематическое обучение, основанное не только на знаниях предыдущих поколений о физической культуре, но и возможности преподавателя реализовать научную деятельность и творческий потенциал студента.
В конечном итоге нужно понимать, что такое воспитание оказывает положительное влияние не только на саму личность, но и на нацию в целом т.к. важен не только вклад в физический потенциал человека, но и вклад в научные знание формирующие положительные направления в развитии спорта и физической культуре страны.
Как показывает практика самым успешным способом продвижения идей здорового образа жизни и спорта – это их продвижение и воспитание в учебных заведениях т.к. несмотря на нестабильность внешних факторов образование зачастую остаётся не тронутым т.к. оно является основополагающим в развитие потенциала граждан, а значит и самого государства. В то же время ясно и то, что наиболее эффективное обучение и воспитание происходит только в системе с чем согласны и учебные заведения. Можно видеть, как учебные учреждения пытаются достичь баланса между развитием физической культуры личности и развитием других сфер.
2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕТРОСПЕКТИВА, РЕАЛЬНОСТЬ И БУДУЩЕЕ
В XXI веке физическая культура и спорт стали неотделимыми элементами развития общей и профессиональной культуры современного специалиста в процессе получения профессионального образования. Данная учебная дисциплина является катализатором активного формирования многогранной и всесторонне развитой личности, так как решает проблемы оптимизации физического и психофизического состояния будущих профессионалов в ходе прохождения специальной подготовки.
Актуальность данной работы сложно переоценить хотя бы по той единственной причине, что физкультурно-спортивная деятельность имеет достаточно большое значение в воспитательном процессе, который является основой современного общества и от которого зависит благополучие нашей страны.
Так, например, оно содействует формированию дисциплины, росту ответственности перед самим собой и обществом, а также воспитанию в себе упорства в достижении заданных целей. Стоит отметить, что вышеперечисленное можно отнести в одинаковой степени ко всем регулярно занимающимся физической культурой и спортом людям, независимо от таких критериев как возраст, общественное положение и профессия индивида.
Отношение будущих специалистов-выпускников к физической культуре и спорту в большинстве случаев обусловливается системой интересов и мотивации, исследование которых и является частью нашего исследования.
Современный век — век важных социальных и биологических изменений. Научно-технический прогресс, взявший начало еще в прошлом веке, привнес в образ жизни личности помимо прогрессивных явлений ряд отрицательных факторов, к которым в первую очередь можно отнести гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера.
Приобретенный опыт прошлых лет миллионов людей, которые испытали на себе воздействие подобных негативных явлений, указывает на то, что наилучшим и самым эффективным способом противодействия последствиям этих явлений являются систематические занятия физическими упражнениями, которые содействуют восстановлению и укреплению здоровья человека, а также приспособлению его организма к условиям среды, в которой он находится.
Российское законодательство в области физической культуры и спорта закрепляет понятие физической культуры, как часть культуры, представляющей собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Цель физической культуры в структуре профессионального образования - реализация физического совершенствования человека, оптимального развития присущих человеку физиологических качеств и способностей в синтезе с развитием нравственных качеств, которые характеризуют социально-активную личность, а именно осуществлять подготовку всякого члена общества к продуктивной трудовой и общественной деятельности.
Физическая культура как дисциплина в профессиональном образовательном учреждении по учебной программе, организации и методам проведения значительно различается от занятий физической культуры в средних образовательных учреждениях.
Такое отличие обусловливается рядом причин, среди которых самыми существенными является разница в уровне физического и интеллектуального развития, а также некоторые задачи, поставленные перед педагогами. Основной социальной функцией физического воспитания студентов в ходе занятий физической культурой и спортом является функция по обеспечению учебной и трудовой деятельности, а также развитию их трудоспособности уже после получения профессионального образования.
Именно на это и нацелена образовательная программа, которая оказалась прогрессивным шагом в воспитании гармонично и всесторонне развитого выпускника профессионального образовательного учреждения с большой степенью готовности к общественной и профессиональной активности.
После поступления в среднее специальное или высшее учебное заведение обучаемые встречаются с ранее незнакомой и более сложной деятельностью (учебной, трудовой, общественной и т. д.), которые требуют от них максимального уровня общей физической подготовки.
По этой причине возрастает значение физической культуры и спорта как одного из главных способов адаптации обучаемых к образовательному процессу. Физкультура как учебный предмет является элементом любого образования.
Дисциплина является обязательной для всех направлений в обучении и предназначена для укрепления здоровья, физического, умственного и нравственного совершенствования студентов, а также воспитанию их общей и профессиональной культуры.
В ходе обучения в профессиональной образовательной организации чаще всего предусматривается решение следующих задач:
1) формирование у учащихся высоких нравственных, волевых и физических качеств, а также готовность к продуктивной трудовой деятельности;
2) полная физическая подготовка;
3) сохранение и укрепление здоровья учащихся, правильное и всестороннее совершенствование организма, высокой работоспособности в процессе всего времени обучения;
4) развитие спортивного мастерства у студентов-спортсменов;
5) воспитание убежденности в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом.
Стоит отметить, что вышеперечисленные задачи были сформулированы еще в советский период истории нашей страны.
В XX веке в советской России физической культуре и спорту уделялось особое значение и вливание физической культуры и спорта в структуру профессионального образования было закономерным. Резкое и повсеместное проникновение физической культуры и спорта в систему советского профессионального обучения обусловливалось тогда стремлением государства к прививанию идеи массового спорта, направленного на поддержание здоровья населения и достижения успехов советских граждан на международных соревнованиях.
Именно в этот период разработаны все основные учебные программы и нормативы, которые активно используются в образовательных учреждениях нашего времени.
В основе образовательного и воспитательного процессов в структуре профессионального обучения был определен принцип комплексности образования, воспитания и профессиональной подготовки будущих выпускников-специалистов, в котором гармонично формировались трудовое, духовное, политическое, общественное, физическое, эстетическое и иные виды воспитания.
На современном этапе в профессиональном образовании начинают вырабатываться гуманистические воспитательные системы. Стоит отметить, что при этом любой общей системе образования необходимо уделять должное внимание физическому воспитанию и спорту. Это требуется с целью установления баланса и упрочения взаимосвязей между составными элементами образования.
В современной структуре профессионального образования существует дифференциация практических занятий образовательным отделениям: основному, специальному и спортивному. Распределение осуществляется в начале учебного года на основании медицинского обследования состояния здоровья студента, спортивной подготовки и увлечений. Учащиеся, не осуществившие медицинское обследование, к практическим занятиям по физической культуре не допускаются.
К основному отделению относят студентов, которые по результатам медицинского обследования были отнесены в основную или подготовительную группы. В специальное учебное отделение зачисляются те, кто был отнесен к специальной медицинской группе.
К спортивному отделению, которое состоит из учебных групп, дифференцированных по видам спорта, относят студентов из основной медицинской группы и продемонстрировавших отличную физическую или спортивную подготовку. При проведении зачетов учащиеся, которые освобождены на продолжительное время от занятий, готовят в письменном виде тематическую контрольную работу, которая связана с типом их 191 заболевания, и сдают зачет по теоретической части учебной программы.
Занятия проходят в виде теоретической, практической, контрольной, элективной, методико-практической и учебно-тренировочной формах, индивидуальных или индивидуально-групповых дополнительных занятий и консультаций, индивидуальных занятий по заданной тематике и под наблюдением преподавателя.
Занятия, организуемые во вне учебное время, проводятся путем выполнения физических и восстановительных упражнений. Несмотря на многие успехи в развитии и консолидации физической культуры и спорта со структурой профессионального образования, в реальности образовательный и воспитательный процессы по физической культуре не всегда является достаточно эффективными.
В России сложилась практика - ориентироваться на практическую установку, которая связана только с увеличением степени физической подготовки и ростом спортивно-технической результативности. Нередко пренебрегаются мотивация и потребности студентов, которые направлены на прививание здорового образа жизни и укрепления здоровья. По нашему мнению, это является главной проблемой стоящей на пути реализации здорового образа жизни студентов.
Проблеме отсутствия мотивирования со стороны образовательных организаций необходимо уделить особое внимание и в будущем найти ее оптимальное решение. В будущем внимание должно акцентироваться на развитии у обучаемых осознанной необходимости в ведении здорового образа жизни путем занятий физической культурой и спортом в структуре профессионального образования. Именно это и должно выступить в качестве приоритетной цели физического воспитания студентов профессиональных образовательных учреждений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обновление и углубление содержания образования в сфере физической культуры прежде всего связано с наиболее полной реализацией его культуро-образующей и гуманизирующей функций. Его социокультурная сущность - в формировании нового образа мира и новой, вписанной в этот образ системы культурной деятельности личности. С одной стороны, образовательный процесс соотносится со своим социально значимым содержанием, с другой - обусловлен опытом студента как субъекта образовательного процесса и носителя собственной культуры. Поэтому образование в вузе ориентировано на формирование и воспитание студента как субъекта собственной физической культуры.
В этой ситуации студент реализует свободу выбора, своеобразие своего образовательного пути, в результате которого приобретает свою культурную идентичность. Лишь в этом случае личность воспринимает образование в сфере физической культуры как составляющую собственного стиля жизни, может образовать себя сама, подчинять образование целям личностного роста. Одновременно образование становится фактором психической активности личности, формой ее культурного бытия.
Вместе с тем образование в значительной мере детерминировано логикой процесса развития личности, осознания ею своих потребностей, целей. А для этого должны быть созданы условия, в которых происходят процессы развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания, обучения и самообразования.