Файл: Землетрясения, наводнения, цунами, бури, ураганы, смерчи, тайфуны, обвалы, оползни, сели, лавины, лесные и торфяные пожары.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 2
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Просмотр учебного фильма «Чрезвычайные ситуации природного характера»
Просмотр видеофрагмента учебного фильма Министерства чрезвычайных ситуаций «Чрезвычайные ситуации природного характера» с целью ознакомления, анализа и выполнения следующего задания по составлению технологических карт ОПЯ.
Продолжительность видеофрагмента – 19 минут
Данный видеофрагмент также расположен в структуре Темы 3 в системе Moodle.herzen.spb.ru
Задание 2. Заполнение технологической карты ОПЯ
(опасных природных явлений)
Группа ЧС природного характера | Стихийные бедствия и природные катастрофы | ||
Виды ОПЯ данной группы | Землетрясения, наводнения, цунами, бури, ураганы, смерчи, тайфуны, обвалы, оползни, сели, лавины, лесные и торфяные пожары | ||
Вид ОПЯ | Причины возникновения | Возможные последствия | Действия в случае возникновения |
Наводнения | Продолжительные дожди Таяния снегов Накопление осадков Цунами Разрушение плотин | Большинство возникающих наводнений являются относительно слабыми. Они наносят не очень большой материальный ущерб, зависящий от силы явления и особенностей местности. Также изредка могут приводить к эвакуации людей, хотя обычно не затапливают дома (разве что те находятся в понижениях рельефа). Иногда случаются очень сильные или даже катастрофические наводнения. Приводят к гибели людей, непоправимому экологическому ущербу, наносят материальный ущерб, охватывая громадные территории в пределах одной или нескольких водных систем. Затапливается множество населённых пунктов, промышленных предприятий и инженерных коммуникаций. При этом полностью парализуется хозяйственная и производственная деятельность, временно изменяется жизненный уклад населения. Эвакуация сотен тысяч жителей, неизбежная гуманитарная катастрофа требует участия всего мирового сообщества. Проблема одной страны становится проблемой всего мира. В случае близкого расположения города к реке, испытывающей наводнение, на не очень высоком месте, как правило, затапливает и его. Повторяемость: раз в 100—200 лет. | Получив предупреждение об угрозе наводнения (затопления), сообщите об этом вашим близким, соседям, окажите помощь престарелым и больным. В информации будет сообщено о времени и границах затопления, рекомендации жителям о целесообразном поведении и порядке эвакуации. Перед эвакуацией для сохранения своего дома следует: • отключить воду, газ, электричество; • погасить огонь в печах; • перенести на верхние этажи (чердаки) зданий ценные вещи и имущество; • закрыть окна и двери, при необходимости забить окна и двери первых этажей досками или фанерой. При получении сигнала о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой: • документы (в герметичной упаковке), ценности, лекарства; • комплект одежды и обуви по сезону; • запас продуктов питания на несколько дней, затем следовать на объявленный эвакуационный пункт для отправки в безопасные районы. При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее, если затопление в селе или частном секторе, отогнать скот в безопасные места, отдаленные от зоны затопления. Занять ближайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к организованной эвакуации по воде |
Смерчи | Причины образования смерчей до сих пор окончательно не выяснены. Смерчи образуются под мощными кучево-дождевыми облаками в результате взаимодействия очень сильных восходящих и нисходящих потоков, связанных с движениями в облаке. Чаще всего он образуется следующим образом: из грозового облака по направлению к земле протягивается гигантский "черный хобот", воронкообразно расширяющийся у основания облака и сужающийся книзу. Если "хобот" достигает поверхности земли, то здесь он снова расширяется, образуя воронку, содержащую пыль, песок или почву (если смерч развивается над сушей), или воду (если смерч проходит над водной поверхностью). В своем развитии каждый смерч проходит три стадии: образования изначальной воронки из грозового облака, вихря максимальной мощности (когда воронка касается земли) и разрушения вихря — когда воронка отрывается от земли и поднимается в материнское облако. Длительность каждой стадии непостоянна и колеблется от нескольких минут до нескольких часов. | Попадающие предметы в центр торнадо, в особенности с острыми углами, при быстром вращении могут нанести тяжелую травму близко находящимся людям; поломанные или вырванные с корнями деревья, разрушенные здания, оборванные линии – могут оставить жителей пострадавшей территории без электричества и связи на некоторое время; торнадо с легкостью может спровоцировать потоп или пожар; когда при сильном смерче человек оказывается изнутри тромба, то тот способен поднести жертву на высоту десятиэтажного дома, что сводит к минимуму возможность потерпевшему выжить. | Лучше всего спрятаться под землёй, в каком-нибудь подвале, или в метро, например. Также неплох вариант укрытия в железобетонном строении. Нельзя прятаться от торнадо в автомобилях или автобусах. Скорее всего, торнадо с лёгкостью поднимет их в воздух. Также нельзя оставаться на открытых местах. Но если вы вдруг оказались на открытом пространстве и торнадо движется на вас - бегите в сторону от него (только не бегите назад, всё равно торнадо быстрее и догонит, а вот проскочить в стороне от него можно). Если же убежать не успеваете - найдите углубление в земле и прячьтесь туда. Лицом к земле и руки на голову. Иногда сей разрушительный смерч является причиной возникновения сильного волнения на море, шторма. И в этом случае остаётся надеяться на крепость судна, да умения команды, ведь в открытом море от огромных волн и сильного ветра не спрячешься |
Действия учителя в случае возникновения данной ЧС: | 1. Немедленно сообщить о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации администрации школы. 2. Организовать экстренную эвакуацию учащихся из здания школы, согласно схемы эвакуации. Учитель, во время всей эвакуации, находится с учащимися. 3. При завершении эвакуации проверить наличие учащихся. О результатах проверки доложить администрации школы. 4. Обеспечить порядок на месте расположения учащихся и их безопасность. 5. Действовать согласно распоряжений администрации школы. 6. При получении сообщения об угрозе теракта по телефону, ни в коем случае не класть телефонную трубку на аппарат. Сообщить о звонке по телефонам 101, 102 |
Задание выполняется индивидуально. Для СЗФО рекомендуем отдать предпочтение геологическим, гидрологическим и метеорологическим ОПЯ.
Используя данные, предложенные на лекции и классификацию опасных природных явлений по причинам возникновения (В.В. Денисова) заполните технологическую карту. Дополнительно Вы можете воспользоваться ресурсами сети Интернет в части действующего законодательства и учебной литературы электронной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена.
Задание №2.
Решение ситуационной задачи (1 на выбор)
Ситуационная задача 1.
Во время прогулки Вы внезапно ощутили колебания земной поверхности, обратили внимание на то, что немного раскачиваются дорожные знаки и висячие вывески. С одного из балконов упал горшок с землей и цветком.
-
О каком опасном природном явлении идет речь? Дайте определение данному ОПЯ. -
Назовите основные поражающие факторы землетрясений. -
Что такое шкала землетрясений. Какие шкалы Вам известны? Какая шкала используется для измерения землетрясений в России. Дайте ее краткую характеристику. -
Определите алгоритм поведения человека, попавшего в данную чрезвычайную ситуацию. -
Определите порядок действий, если землетрясение застало Вас в помещении.
1.О каком опасном природном явлении идет речь? Дайте определение данному ОПЯ.
Землетрясение - подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.
2.Назовите основные поражающие факторы землетрясений.
Основной поражающий фактор землетрясения – сейсмические волны, расходящиеся от очага во всех направлениях. Скорость распространения продольных волн около 8 км/с, поперечных – в среднем 5 км/с, поверхностных – порядка 2 км/с.
3.Что такое шкала землетрясений. Какие шкалы Вам известны? Какая шкала используется для измерения землетрясений в России. Дайте ее краткую характеристику.
Шкала землетрясений- величина, характеризующая энергию, выделившуюся при землетрясении в виде сейсмических волн. Известна шкала Рихтера, Меркалли, Медведева. России это 12-балльная шкала Медведева – Шпонхойера – Карника
4.Определите алгоритм поведения человека, попавшего в данную чрезвычайную ситуацию.
А) Не поддаваться панике;
Б) Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости.;
В) При спуске пользоваться только лестницей;
Г) Оказавшись на улице – оставайтесь там, но не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство;
Д) Если Вы вынужденно остались в помещении, то встаньте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры, ЛУЧШЕ СПРЯТАТЬСЯ ПОД СТОЛ;
Е) Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели;
Ж) Не пользуйтесь свечами, спичками, зажигалками – при утечке газа возможен пожар;
З) Держитесь в стороне от нависающих балконов, карнизов, парапетов, опасайтесь оборванных проводов;
И) Если Вы находитесь в автомобиле, оставайтесь на открытом месте, но не покидайте автомобиль, пока толчки не прекратятся. Будьте в готовности к оказанию помощи при спасении других людей.
5.Определите порядок действий, если землетрясение застало Вас в помещении.
А) Выключите кухонную плиту и примите другие меры безопасности до того.
Б) Опуститесь на пол. Пол — это самое безопасное место в помещении во время землетрясения. Однако не нужно ложиться на пол плашмя, вместо этого встаньте на четвереньки.
В) Найдите безопасное место. Лучшее место во время землетрясения — под столом. Стол, будь он обеденным или письменным, защитит вас от падающих предметов. Встаньте в безопасном месте — у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели. Если с Вами дети — укройте их собой.
Г) Прикрывайте голову и лицо.
Д) Старайтесь сохранять спокойствие.
Ситуационная задача 2.
Прогуливаясь по склону заснеженной горной местности Вы увидели как сверху оторвался пласт снега, который начинает двигаться вниз по склону с достаточно высокой скоростью.
-
Дайте определение понятию «лавина». -
К какой группе ЧС ПХ относятся лавины? Почему? -
Определите порядок действий человека, если он находится: а) по центру горы; б) у подножья горы; в) сбоку, со стороны наблюдая происходящее. -
Определите порядок первой помощи человеку, пострадавшему от переохлаждения.
Ситуационная задача 3.
Поступило сообщение об опасности гололеда в регионе Вашего проживания. Ваш день начинается рано и расписан по часам с большим количеством перемещений по городу в течение дня.
-
Дайте определение понятию «гололед». -
К какой группе ЧС ПХ относится гололед? Назовите основные поражающие факторы и возможные негативные последствия гололеда. -
Определите порядок действий человека при условии возникновения опасности гололеда. -
Опишите правила оказания первой помощи человеку, ставшему жертвой гололеда.