Файл: 1. Как вы понимаете значение терминов объект управления исубъект управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1

1.     Как вы понимаете значение терминов «объект управления» и «субъект управления»?

Управление - процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме. Субъект управления – это тот, кто управляет. Объект управления – это тот, кем управляют

Субъект управления— это управляющая подсистема в системе управления или отдельный ее элемент. Субъект— это источник управляющего воздействия или лицо, принимающее решение (ЛПР). Лицо, принимающее решение — понятие собирательное. Это может быть не только один человек, но и группа, коллектив организации. Например, Ученый совет высшего учебного заведения — это тоже лицо, принимающее решение, в данном случае в его роли выступает коллективный субъект организационной деятельности.

Объект управления— это управляемая подсистема, то, что подвергается управлению со стороны субъекта. Другими словами, это приемник и исполнитель управляющего воздей­ствия, представленного в виде набора функций или задач. В роли объекта может выступать как человек, так и машина. Со­стояние объекта управления зависит от управляющих воздей­ствий со стороны субъекта управления.

2.     В чем заключается процесс управления?

Процесс управления — это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей. Он решает две задачи: тактическая заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления; стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно иное состояние.

Этот процесс характеризуется непрерывностью, циклической повторяемостью отдельных фаз (сбора, обработки, анализа, хранения, контроля информации; выработки и принятия решений; организации их выполнения), неравномерностью, инерционностью, проявляющейся в запаздывании управленческих действий. Он развивается и совершенствуется вместе с самой организацией.

3.     Что общего и какие существуют различия между менеджером и предпринимателем?


У предпринимателя и менеджера много общего: оба могут владеть пакетами акций компании, принимать управленческие решения, организовывать работу команды. На небольших предприятиях, собственник нередко сам занимается управленческой работой и продвижением продукта.



  1. Менеджер — это наемный сотрудник: он рискует деньгами и репутацией компании. Предприниматель же рискует своими.

  2. Над предпринимателем нет никого сверху, — есть только рынок и его законы, он сам себе менеджер и это требует высокого уровня самоменеджмента. У менеджера, даже топ всегда есть кто-то сверху, кому надо отчитываться, но и с кем можно посоветоваться.

  3. У предпринимателя должна быть интуиция, определенное бизнес-чутье, а для успешной работы менеджера достаточно овладеть лидерскими компетенциями.

Менеджер действует в рамках ограничений. Нужно достигать результата с заданными характеристиками, с деталями, планами и вот этим всем. Бизнесмен часто видит дальше и шире. Поэтому очевидные решения бизнеса могут менять рамки проектов.

4.   Дайте характеристику уровням управления. 

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

Высший уровень (институциональный). Он представлен руководителем предприятия, ректором, вице-президентом либо главой Совета директоров. Высший уровень управления в менеджменте имеет самое высокое влияние на развитие компании.

Средний уровень (управленческий). Менеджеры этого уровня реализуют политику работы компании, которую разработал высший уровень. В их обязанности входит доведение подробных заданий до отделов и их полное выполнение. Специалисты данной группы обладают обширным кругом обязанностей и определённой свободой при принятии решений.

Низший уровень (технический). В эту группу входят младшие начальники, которые работают непосредственно с сотрудниками компании: мастера, контролёры, бригадиры и прочие администраторы. В их задачу входит доведение до исполнителей определённых заданий.



Задание 2

1. Смоделируйте американскую и японскую модели по следующим критериям:

¨            философия и цель фирмы

¨            организационная структура управления

¨            кадровая политика

¨            организация производства и труда

¨            стимулирование работников

¨            внутрифирменное планирование

¨            финансовая политика

Сравнительная таблица по японской и американской моделям менеджмента




Японская модель менеджмента

Американская модель менеджмента

Философия фирмы

«Хороший человек - работающий человек»

Подчеркивание своей исключительности в этом мире, даже богоизбранности;

Цели фирмы

Главный лозунг японского бизнеса – нововведения (новаторство).

борьба за лидерство и готовность к позитивным изменениям;

Организационная структура управления

Японец не может воспринимать себя вне коллектива, членом которого он является, самым ценным качеством считается умение во главу' угла ставить интересы группы и быть ей полезным.

Управление базируется на механизме индивидуальной ответственности, оценки индивидуальных результатов.

кадровая политика

Использование системы «пожизненного найма» работников, имеет место «семейный найм».

Подбор кадров осуществляется по таким критериям, как образование, практический опыт работы, психологическая совместимость.

Организация производства и труда

В подготовке менеджеров приоритет отдается компаниям, которые разрабатывают собственные программы подготовки, а университеты выполняют общеобразовательную функцию.

Подготовка менеджеров проходит в рамках специальной 3-х-ступенчатой системы образования (бакалавриат, магистратура, ученая степень) с акцентом на психологические дисциплины, стратегическое планирование и маркетинг.

Стимулирование работников

Продвижение по службе на японских фирмах происходит прежде всего в зависимости от возраста и стажа, а потом уже учитываются все остальные качества работника.

Жесткая дисциплина, беспрекословность подчинения, единоначалие.

Внутрифирменное планирование

Прием на работу представляется, как благодеяние для работника. Испытывая преданность по отношению к фирме и имея уважаемое членство в группе, японец много трудится.

Способность бороться до конца, утверждая свое превосходство и жизнеспособность;

энергичность, активность

Финансовое планирование

Высокие темпы экономического роста.

Ориентированность на индивидуальные ценности и результаты.


2.     Обоснуйте наиболее целесообразную модель управления.

Японская модель создала большое количество методов, технологий и инструментов, которые были широко заимствованы другими моделями управления и распространились на другие сценарии управления инцидентами.

  • Японский бизнес уже давно работает во всех странах мира, где нет традиций такого глубокого партнерства, как на родине. Для конкуренции c компаниями, реализующими западные модели управления, например, американские модели, разработан экспортный вариант кайдзен — «Бережливое производство» (Lean Manufacturing). Но главная стратегия работы с ними остается такой же: это тщательный отбор контрагентов, с которыми выстраиваются глубокие долгосрочные партнерства. Японская модель уже давно освоила классическую область управления проектами, где безраздельно доминировала американская модель управления. Японский стандарт управления проектами и программами P2M (Project and Program Management) [15] хоть формально и похож на западные стандарты в этой области, но в своей основе построен на тех же базовых принципах кайдзен.

  • Также как и инциденты, японская модель старается устранить кризисные ситуации всем коллективом. Для этого на основе огромного опыта кризисных ситуации (например, землетрясений) разрабатываются подробные правила, регламенты и планы обеспечения готовности и преодоления кризисной ситуации. Однако в условиях кризисной ситуации, когда разработанные правила перестают работать и нужна массовая индивидуальная инициатива, без оглядки на традицию и потерю лица, японская модель управления проявляет свои слабые стороны. Типичным примером сбоя японской модели управления была катастрофа в Фукусиме.

  • Другим слабым местом японской модели являются проблемы с радикальными прорывными инновациями, которые требуют индивидуального творчества и неординарных личностей. Такие люди в традиционной культуре именуются «белыми воронами». Эту проблему пока удается решать традиционным регулярным менеджментом в области организации НИОКР и большими вложениями в НИОКР.

В каких условиях японская модель управления чувствует себя хорошо? На наш взгляд, есть два ключевых фактора:

  • максимально стабильная среда. Для успеха этой модели управления должна быть обеспечена долгосрочная стабильность правил ведения деятельности и связей. Эффективность этой модели очень чувствительна к общей экономической нестабильности;

  • общество, лояльное к рациональным правилам игры (законы, стандарты), но при этом, опирающееся на национальные традиции; общество, где принято выстраивать глубокие долгосрочные партнерства.


Именно в этих условиях японская модель управления обеспечивает бизнесу феноменальную эффективность в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.