Файл: 1. Как вы понимаете значение терминов объект управления исубъект управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 3
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1
1. Как вы понимаете значение терминов «объект управления» и «субъект управления»?
Управление - процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме. Субъект управления – это тот, кто управляет. Объект управления – это тот, кем управляют
Субъект управления— это управляющая подсистема в системе управления или отдельный ее элемент. Субъект— это источник управляющего воздействия или лицо, принимающее решение (ЛПР). Лицо, принимающее решение — понятие собирательное. Это может быть не только один человек, но и группа, коллектив организации. Например, Ученый совет высшего учебного заведения — это тоже лицо, принимающее решение, в данном случае в его роли выступает коллективный субъект организационной деятельности.
Объект управления— это управляемая подсистема, то, что подвергается управлению со стороны субъекта. Другими словами, это приемник и исполнитель управляющего воздействия, представленного в виде набора функций или задач. В роли объекта может выступать как человек, так и машина. Состояние объекта управления зависит от управляющих воздействий со стороны субъекта управления.
2. В чем заключается процесс управления?
Процесс управления — это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей. Он решает две задачи: тактическая заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления; стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно иное состояние.
Этот процесс характеризуется непрерывностью, циклической повторяемостью отдельных фаз (сбора, обработки, анализа, хранения, контроля информации; выработки и принятия решений; организации их выполнения), неравномерностью, инерционностью, проявляющейся в запаздывании управленческих действий. Он развивается и совершенствуется вместе с самой организацией.
3. Что общего и какие существуют различия между менеджером и предпринимателем?
У предпринимателя и менеджера много общего: оба могут владеть пакетами акций компании, принимать управленческие решения, организовывать работу команды. На небольших предприятиях, собственник нередко сам занимается управленческой работой и продвижением продукта.
-
Менеджер — это наемный сотрудник: он рискует деньгами и репутацией компании. Предприниматель же рискует своими. -
Над предпринимателем нет никого сверху, — есть только рынок и его законы, он сам себе менеджер и это требует высокого уровня самоменеджмента. У менеджера, даже топ всегда есть кто-то сверху, кому надо отчитываться, но и с кем можно посоветоваться. -
У предпринимателя должна быть интуиция, определенное бизнес-чутье, а для успешной работы менеджера достаточно овладеть лидерскими компетенциями.
Менеджер действует в рамках ограничений. Нужно достигать результата с заданными характеристиками, с деталями, планами и вот этим всем. Бизнесмен часто видит дальше и шире. Поэтому очевидные решения бизнеса могут менять рамки проектов.
4. Дайте характеристику уровням управления.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.
Высший уровень (институциональный). Он представлен руководителем предприятия, ректором, вице-президентом либо главой Совета директоров. Высший уровень управления в менеджменте имеет самое высокое влияние на развитие компании.
Средний уровень (управленческий). Менеджеры этого уровня реализуют политику работы компании, которую разработал высший уровень. В их обязанности входит доведение подробных заданий до отделов и их полное выполнение. Специалисты данной группы обладают обширным кругом обязанностей и определённой свободой при принятии решений.
Низший уровень (технический). В эту группу входят младшие начальники, которые работают непосредственно с сотрудниками компании: мастера, контролёры, бригадиры и прочие администраторы. В их задачу входит доведение до исполнителей определённых заданий.
Задание 2
1. Смоделируйте американскую и японскую модели по следующим критериям:
¨ философия и цель фирмы
¨ организационная структура управления
¨ кадровая политика
¨ организация производства и труда
¨ стимулирование работников
¨ внутрифирменное планирование
¨ финансовая политика
Сравнительная таблица по японской и американской моделям менеджмента
| Японская модель менеджмента | Американская модель менеджмента |
Философия фирмы | «Хороший человек - работающий человек» | Подчеркивание своей исключительности в этом мире, даже богоизбранности; |
Цели фирмы | Главный лозунг японского бизнеса – нововведения (новаторство). | борьба за лидерство и готовность к позитивным изменениям; |
Организационная структура управления | Японец не может воспринимать себя вне коллектива, членом которого он является, самым ценным качеством считается умение во главу' угла ставить интересы группы и быть ей полезным. | Управление базируется на механизме индивидуальной ответственности, оценки индивидуальных результатов. |
кадровая политика | Использование системы «пожизненного найма» работников, имеет место «семейный найм». | Подбор кадров осуществляется по таким критериям, как образование, практический опыт работы, психологическая совместимость. |
Организация производства и труда | В подготовке менеджеров приоритет отдается компаниям, которые разрабатывают собственные программы подготовки, а университеты выполняют общеобразовательную функцию. | Подготовка менеджеров проходит в рамках специальной 3-х-ступенчатой системы образования (бакалавриат, магистратура, ученая степень) с акцентом на психологические дисциплины, стратегическое планирование и маркетинг. |
Стимулирование работников | Продвижение по службе на японских фирмах происходит прежде всего в зависимости от возраста и стажа, а потом уже учитываются все остальные качества работника. | Жесткая дисциплина, беспрекословность подчинения, единоначалие. |
Внутрифирменное планирование | Прием на работу представляется, как благодеяние для работника. Испытывая преданность по отношению к фирме и имея уважаемое членство в группе, японец много трудится. | Способность бороться до конца, утверждая свое превосходство и жизнеспособность; энергичность, активность |
Финансовое планирование | Высокие темпы экономического роста. | Ориентированность на индивидуальные ценности и результаты. |
2. Обоснуйте наиболее целесообразную модель управления.
Японская модель создала большое количество методов, технологий и инструментов, которые были широко заимствованы другими моделями управления и распространились на другие сценарии управления инцидентами.
-
Японский бизнес уже давно работает во всех странах мира, где нет традиций такого глубокого партнерства, как на родине. Для конкуренции c компаниями, реализующими западные модели управления, например, американские модели, разработан экспортный вариант кайдзен — «Бережливое производство» (Lean Manufacturing). Но главная стратегия работы с ними остается такой же: это тщательный отбор контрагентов, с которыми выстраиваются глубокие долгосрочные партнерства. Японская модель уже давно освоила классическую область управления проектами, где безраздельно доминировала американская модель управления. Японский стандарт управления проектами и программами P2M (Project and Program Management) [15] хоть формально и похож на западные стандарты в этой области, но в своей основе построен на тех же базовых принципах кайдзен. -
Также как и инциденты, японская модель старается устранить кризисные ситуации всем коллективом. Для этого на основе огромного опыта кризисных ситуации (например, землетрясений) разрабатываются подробные правила, регламенты и планы обеспечения готовности и преодоления кризисной ситуации. Однако в условиях кризисной ситуации, когда разработанные правила перестают работать и нужна массовая индивидуальная инициатива, без оглядки на традицию и потерю лица, японская модель управления проявляет свои слабые стороны. Типичным примером сбоя японской модели управления была катастрофа в Фукусиме. -
Другим слабым местом японской модели являются проблемы с радикальными прорывными инновациями, которые требуют индивидуального творчества и неординарных личностей. Такие люди в традиционной культуре именуются «белыми воронами». Эту проблему пока удается решать традиционным регулярным менеджментом в области организации НИОКР и большими вложениями в НИОКР.
В каких условиях японская модель управления чувствует себя хорошо? На наш взгляд, есть два ключевых фактора:
-
максимально стабильная среда. Для успеха этой модели управления должна быть обеспечена долгосрочная стабильность правил ведения деятельности и связей. Эффективность этой модели очень чувствительна к общей экономической нестабильности; -
общество, лояльное к рациональным правилам игры (законы, стандарты), но при этом, опирающееся на национальные традиции; общество, где принято выстраивать глубокие долгосрочные партнерства.
Именно в этих условиях японская модель управления обеспечивает бизнесу феноменальную эффективность в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.