Файл: Структура профессиональной компетентности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Профессиональные компетенции, как и следовало ожидать от деятельных людей, в большинстве групп находятся на первом – втором местах. По остальным компетенциям оценки существенно различаются. Оценки германских экспертов в сравнении с оценками российских показывают относительно малую озабоченность компетенциями здоровьесбережения. В этой группе экспертов неожиданно низкими оказались оценки профессиональной компетенции и компетенций в социально-гражданской сфере. Но высоко оценены компетенции взаимодействия.

Для третьего - пятого уровней детализации характерен значительный разброс оценок, включая блок «умения и навыки для успешной работы в избранной сфере профессиональной деятельности». Причем это характерно прежде всего для экспертов из группы профессионалов – преподавателей и менеджеров ТПУ. Соответственно, требуется дальнейшее уточнение набора, корректировка и конкретизация описаний компетенций в кластерах, для которых наблюдался существенный разброс оценок.

Построить идеальную модель невозможно. Представленная модель компетенций преподавателя по сути является инструментом, который ни в коем случае не должен восприниматься в качестве жесткой системы, замыкающей в некоторый перечень требований личностную и профессиональную индивидуальность педагога. Однако наличие такого инструмента позволяет достаточно эффективно решать стратегические и текущие задачи, связанные с достижением требуемых стандартов качества и эффективности, причем как на индивидуальном, так и на организационном уровне.


Заключение
Из вышесказанного видно, что, описывая понятие профессиональной компетентности, обязательным является определение основных ее составляющих, что порождает многообразие классификаций данного феномена. Как отечественные, так и зарубежные авторы занимались разработкой подобного рода классификаций, что свидетельствует об актуальности изучения проблематики профессиональной компетентности.

Таким образом, профессиональная компетентность состоит из различных специфичных компетенций, определяющих успешность выполнения профессиональной деятельности и являющихся неотъемлемой частью личности профессионала. Одной из таких компетенций является личностная компетенция, обеспечивающая личностное развитие и самосовершенствование в процессе профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


Список источников


  1. [Электронный ресурс] – статья Н.И.Запрудского о компетентностном подходе и возможности его реализации на старшей ступени школы https://multiurok.ru/files/stat-ia-n-i-zaprudskogho-o-kompietientnostnom-podk.html

  2. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность : учебное пособие для вузов / Н. Р. Азизова, Н. А. Савотина, М. И. Бочаров, С. В. Зенкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 162 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06234-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516227

  3. Митина, Л. М. Психология труда учителя : учебное пособие для вузов / Л. М. Митина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 337 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12791-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519005

  4. Кашапов М.М. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические основы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры/ М.М. Кашапов, Т.В. Огородова. – 2-е издание; М: издательство Юрайт 2018

  5. Маралов В.Г Психология соморазвития : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ В.Г. Маралов, Н.А.Низовских, М.А. Щукина. М: Юрайт; 2017

  6. Деркач, А.А. Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1–5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. – М.: РАГС, 2000. – 536 с.

  7. Деркач, А.А., Зазыкин, В.Г., Маркова, А.К. Психология развития профессионала: Учебное пособие. М. Издательство РАГС, 2000. – 124 с.

  8. Зимняя, И.А. Ключевые концепции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – с. 34–42

  9. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург; Деловая книга, 2003. – 336 с.

  10. Исмагилова, Ф.С. К проблеме психологического анализа профессионального опыта // Вестник Московского Университета. Сер. Психология. – 2000. – №2. – с. 16–26

  11. Маркова А.К. Психология профессионализма. – МГФ «Знание». М, 1996. – 308 с.

  12. Орехов Д.В. «К лидерству в бизнесе через развитие компетентности» // Управление персоналом №3 (80) 2003 г. с. 48



Практическое задание № 11
Кейс-задание 11: Укажите 10 черт, определяющих профессионализм журналиста.
Профессионализм журналиста
Признак профессионала в любой сфере деятельности — стабильность качества работы. Хороший, годный к публикации материал может написать и человек, никогда не занимавшийся журналистикой. Но нет никакой гарантии, что годными к публикации будут его следующие тексты. В случае же с профессиональным журналистом такая гарантия есть, потому что его материалы соответствуют принятым в журналистике стандартам. Владение этими стандартами и есть первый признак профессионализма. Второй признак — это понимание того, насколько нужно доводить или не доводить до совершенства свой материал, исходя из имеющихся ресурсов. Профессионал должен уметь

подготовить и отличный текст за три дня, и удовлетворительный за три часа. Того же, кто способен только на что-то одно, в полной мере считать профессионалом нельзя.

Как оценить, насколько один журналист более профессионален, чем другой? Никакой единой шкалы, никакого общепринятого критерия в журналистике не существует, в отличие, к примеру, от спорта, где есть разряды. Поэтому оценить уровень журналиста можно лишь набором показателей. Ниже представлены некоторые из них.
1. Профессионализм. Умение разносторонне применять профессиональные знания при решении профессиональных задач и для достижения поставленных целей. Профессионализм журналиста определяется качеством информации, которую он дает.

2. Коммуникативность. Умение легко, но корректно общаться с людьми разного профессионального и социального статуса. В первую очередь для журналиста главное - научиться налаживать контакты, которые станут основой его дальнейшей деятельности, то есть пополнения базы ньюсмейкеров.

3. Креативность. Способность придумывать что-то новое, оригинальное. Отличительными чертами творческого мышления являются «новизна, полезность и продуктивность».

4. Инициативность. В выигрышной ситуации оказываются наиболее инициативные журналисты. Они способны не только выдвинуть интересные идеи по поводу своего материала, но и реализовать их.

5. Развитая интуиция. Умение предугадать ход событий подсознательно понимать интересы аудитории, предвидеть, какую реакцию может вызвать созданный вами медиапродукт.

6. Социальная адаптивность. Умение приспособиться к быстро меняющимся условиям.

7. Ответственность. Умение взять на себя ответственность за совершаемые действия, касающиеся профессиональной деятельности, за свои материалы, за любое сказанное или написанное слово.

8. Стрессоустойчивость. Способность преодолевать эмоциональные трудности, стресс, умение воздержаться от гнева, нервного срыва.

9. Умение преподнести информацию. Для журналиста в последнее время ввиду возрастания конкуренции важно научиться предоставлять

информацию в том виде, в котором читателю будет удобно её воспринимать. Иначе потребитель СМИ найдёт себе интересную новость в другом массмедиа.

10. Умение рационально использовать время, необходимое на редактирование текстов и объем правки.


Материалы начинающих журналистов редакторы обычно правят долго, вплоть до переписывания (подробнее о видах редактирования читайте в главе 10). Материалы профессионалов — только просматривают, лишь изредка что-то исправляя. Между этими полюсами находятся остальные журналисты, чьи тексты хоть и не переписываются, но выходят с большим или меньшим количеством правки.

11. 6. Умение писать сложные тексты

Здесь учитывается способность журналиста готовить материалы в сложных журналистских жанрах, таких как большое интервью, специальный репортаж, трендовая статья и портрет. Обычно этими жанрами овладевают уже после того, как освоили более простые жанры, такие как новостная заметка и репортаж. Иногда в редакциях происходит разделение труда: одни журналисты готовят только простые материалы, другие, более квалифицированные, — только сложные.

12. Скорость написания текстов

Чем профессиональнее журналист, тем быстрее он пишет. Для штатного сотрудника ежедневной газеты два-три часа на полуторастраничную расширенную новостную заметку — это норма. Также норма — писать без черновиков и сразу понимать, какая информация в какую часть текста пойдет.

Особенно четко уровень профессионализма проявляется, когда текст нужно сдать в сжатые сроки. Когда счет идет на минуты, резерва времени нет, и лишнее действие приведет к пропуску дедлайна. Журналист, как проходящий дистанцию спортсмен (бегун или лыжник), должен чувствовать, укладывается ли он в график. Разумеется, при повышении скорости вероятность ошибок также будет возрастать. Но чем быстрее можете вы работать при сохранении приемлемого уровня качества, тем выше ваш профессионализм.


Практическое задание № 12
Кейс-задание 12: Назовите 5 книг, которые должен для саморазвития обязательно прочесть каждый журналист.
1. Ильяхов Максим, Сарычева Людмила «Пиши, сокращай»

Книга Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой создана для широкой аудитории о том, как писать короткие интересные тексты: статьи, объявлении, резюме или тексты презентаций. Конкретные примеры от авторов покажут, как ясно и убедительно излагать свои мысли и научат избавляться от штампов и языкового мусора.  
2. Нора Галь «Слово живое и мёртвое»

Нора Галь – советская переводчица, которая прославилась переводом «Маленького принца» Сент-Экзюпери, «Постороннего» Камю, «Убить пересмешника» Харпер Ли. В «Слово живое и мёртвое» автор обобщила свою многолетнюю работу с текстами. Нора разбирает типичные ошибки авторов и редакторов и рассказывает, как овладеть чистым и живым русским языком. 

3. Сергей Паранько, Наталья Лосева «Как новые медиа изменили журналистику»

Для журналистов важно понимать и разбираться в тенденциях и новинках в сфере медиа. Сергей Паранько и Наталья Лосева создали целый путеводитель: они рассказали о новых формах медиапотребления, обязательных навыках журналиста в современном мире и экспериментальных форматах. А также поразмышляли над будущим сферы медиа и предложили своё видение изменений.  
4. Галина Тимченко, Антон Носик «Дорогая редакция»

Историю издания «Лента.ру» рассказывают ее создатели. Мемуары двух журналистов раскрывают секреты о том, как построить мощную редакцию и грамотно выстраивать журналистскую работу. Они делятся эмоциями и историями, которые происходили в период становления сайта. 
5. Александр Амзин «Бессистемные советы»

Студенты Вышки не понаслышке знают, как важна системность и организованность в работе. Полезные советы от Александра Амзина помогут в организации жизни и оптимизации труда.

Как грамотно распорядиться временем, чтобы быть максимально продуктивным? Как вести деловую переписку, чтобы не тратить на нее слишком много времени? Книга дает ответы на эти вопросы и рекомендации, которые помогут грамотно выстраивать план в эпоху социальных сетей и глобального интернета.

Книга размещена на портале «Лайфхакер» для бесплатного чтения и скачивания.

И не стоит забывать, что каждому журналисту необходимо читать устав редакции и основные правовые документы и законодательные акты. Какие именно, вы можете узнать из интервью с преподавателем правовых дисциплин Департамента медиа – Алёной Денисовой.