Файл: Методические рекомендации по индивидуальным различиям детей для педагогов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 4.2

Цель занятия: закрепление знаний о формировании индивидуальных различий, формирование умения применять их.

 

Задание 1. Разработайте рекомендации для педагогов, работающих с классом, по учёту индивидуальных различий детей.

Методические рекомендации
по индивидуальным различиям детей для педагогов.
1. Половые и возрастные различия


Возрастные различия
Возраст – с ним связанные сензитивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.
Сензитивные периоды – периоды повышенной восприимчивости, отзывчивость, чувствительность индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.
Критические периоды – наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям.
Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (7-13 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (13-17 лет) – кризис 17 лет.
Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды, которые можно заметить во внешнем плане (испытывает трудности в общении с окружающими, у каждого снижается темп продвижения в учебной работе). Главные изменения, происходящие во время кризиса, – внутренние. Развитие приобретает негативный характер.
Для более мягкого протекания кризисов необходима помощь со стороны воспитателей. (Предоставлять больше самостоятельности ребенку для раскрытия и «опробывания» своих способностей и умений; взаимоотношения строятся на равных, а не «над», взрослый = ребенок; четкость в оформлении требований к ребенку).
Гендерные (половые) различия
Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. В зрелом возрасте гендерные различия проявляются еще шире.
Т.о., зная гендерные различия в развитии детей очень важно воспитателям учитывать разные способы и методы подачи нового материала и его закрепление, а также организации и направлении в свободной деятельности (уголки для мальчиков и девочек).
2. Уровень умственного развития

Познавательные процессы
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих в сознании человека при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности его органов чувств.
В период от 2-х до 6-ти лет под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. Трудность представляет восприятие времени и изображений. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».
Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо.
Непроизвольное внимание – психический процесс, который возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Произвольное внимание – психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
В дошкольном возрасте внимание характеризуется тем, что ребенок впервые учится управлять своим вниманием от непроизвольного к произвольному, сознательно направляя его на определенные предметы, явления, удерживаясь на них.
Память – это когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. Существенные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают.
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
Выделяют три вида мышления:
наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);
наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений);
словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
К концу дошкольного периода при правильном руководстве со стороны взрослых наглядно-образное мышление может достигать весьма высокого уровня. Его развитие стимулирует использование моделей, схем, опора на словесно зафиксированные образы свойств, связей и отношений между объектами действия.


К старшему дошкольному возрасту у ребенка должно быть сформировано умение словесно планировать и фиксировать свои действия, необходимые для развития образного мышления. А речь должна быть результатом мысли, а не опережать или подменять ее. Лишь в этом случае слово станет опорой мышления, сделает его более обобщенным и подвижным.
Параллельно с наглядно-образным в дошкольном возрасте развивается и логическое мышление.
В дошкольном возрасте закладываются элементы логического мышления (посредством формирования математических представлений). В связи с созреванием структур головного мозга с 7 до 11 лет происходит его дальнейшее развитие.
3. Личностно-психологический тип
Темперамент (нервная система)
Темперамент (от лат. «смешиваю в надлежащем отношении частей») – это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики - интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
Традиционно выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, и каждый из них требует определенного подхода в воспитании, а в дальнейшем и обучении.
Следует отметить, что помимо так называемых чистых типов темперамента встречаются еще и смешанные. Поэтому определить, кем является ребенок, иногда бывает не так просто.
Характер– совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Черты характера:
1.Психические процессы.
- волевые черты (решительность, настойчивость, самообладание, активность, самостоятельность, организованность);
- эмоциональные черты (порывистость, инертность, безразличие, отзывчивость);
- интеллектуальные черты (сообразительность, находчивость, глубокомыслие).
2. Черты, связанные с направленностью личности.
- жизненная направленность - материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и социальные
установки;
- система отношений:
а) отношение человека к деятельности;
б) отношение к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие – леность);
в) отношение к другим людям (общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – глупость);
г) отношение к себе (скромность – самовлюбленность, гордость – смирение, самокритичность – самоуважение);

д) отношение к собственности (щедрость – жадность, бережливость – расточительность, аккуратность – неряшливость).
Характер может проявляться в выборе целей действия, т.е. как мотивационная сторона личности, при этом когда цель определена, характер выступает больше в инструментальной роли, т.е. определяет средства достижения поставленной цели.
Способности и интеллект.
Способность – это индивидуальная особенность, являющаяся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Способности
Природные Специальные
(естественные, биологически обусловленные) (являются следствием развития природных способностей, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной деятельности, например, литературной, музыкальной, художественной)
Задатки:
-художественные (целостное восприятие);
-мыслительные (восприятие частей, абстрактно-логическое мышление);
- смешанный тип.
Развитие способностей:
1 этап. Связан с созреванием необходимых органических структур головного мозга и с формированием на их основе функциональных органов (от рождения до 6-7 лет). На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, что создает предпосылки для развития общих способностей.
2 этап. Развитие специальных способностей. Педагогам необходимо учитывать сензитивные периоды, опираться на зону ближайшего развития (ЗБР – «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей).
Интеллект(от лат. intellect – понимание, познание).
В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками.
Измерение интеллекта в дошкольном возрасте условно, т.к. идет становление и созревание структур головного мозга.
4. Уровень здоровья
1. Первичный дефект.
Первичное нарушение – снижение слуха, зрения, интеллекта и др. – влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения 3го порядка. При любом характере первичного нарушения наблюдается отставание в сроках формирования психических функций (процессов) и замедленный темп их развития, а также качественные отклонения в развитии. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности – предметно-манипулятивная, игровая, продуктивная. Существенные отклонения наблюдаются в развитии всех познавательных процессов – восприятия, наглядного и словесно-логического мышления. Нарушается развитие процесса общения; дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта – понимание речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции.

Развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Для того, чтобы имеющиеся тенденции развития были реализованы, требуется специальное педагогическое воздействие, имеющее коррекционную направленность и учитывающее специфику данного дефекта. Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на преодоление и предупреждение 2-х дефектов.
2.Вторичный дефект.
Вторичные отклонения имеют органический характер, носят как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка. Требуют медицинской коррекции, поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических средств может быть также достигнута значительная компенсация функций – восстановление или замещение нарушенной функции.
Рекомендации:
Давать больше самостоятельности ребенку для раскрытия и «опробывания» своих способностей и умений;
Взрослый = ребенок, т.е. отношение наравне, а не «над»;
Четкость в оформлении требований к ребенку (кризисы).
Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно.
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. “Леность” ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.