Файл: Методические рекомендации по индивидуальным различиям детей для педагогов.docx
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Мальчики отстают от девочек в развитии (к 7ми годам их психическое и физическое формирование примерно отстает на 1 год). Их детство длится дольше. Обычно мальчики гораздо медленнее осваивает грамоту, плохо пересказывают и небрежно пишут буквы.
Педагогическая коррекция должна строиться на структуре ведущего дефекта с учетом вторичных отклонений в развитии, сохранных функций и возможностей мозга.
При проведении коррекционной работы необходимо максимально использовать резервные возможности нарушенных функций и пораженных анализаторов.
Правила общения с детьми различных типов темперамента
Следует отметить, что помимо так называемых чистых типов темперамента встречаются еще и смешанные. Поэтому определить, кем является ребенок, иногда бывает не так просто.
Характер– совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Черты характера:
1.Психические процессы.
- волевые черты (решительность, настойчивость, самообладание, активность, самостоятельность, организованность);
- эмоциональные черты (порывистость, инертность, безразличие, отзывчивость);
- интеллектуальные черты (сообразительность, находчивость, глубокомыслие).
2. Черты, связанные с направленностью личности.
- жизненная направленность - материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и социальные
установки;
- система отношений:
а) отношение человека к деятельности;
б) отношение к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие – леность);
в) отношение к другим людям (общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – глупость);
г) отношение к себе (скромность – самовлюбленность, гордость – смирение, самокритичность – самоуважение);
д) отношение к собственности (щедрость – жадность, бережливость – расточительность, аккуратность – неряшливость).
Характер может проявляться в выборе целей действия, т.е. как мотивационная сторона личности, при этом когда цель определена, характер выступает больше в инструментальной роли, т.е. определяет средства достижения поставленной цели.
Способности и интеллект.
Способность – это индивидуальная особенность, являющаяся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Способности
Природные Специальные
(естественные, биологически обусловленные) (являются следствием развития природных способностей, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной деятельности, например, литературной, музыкальной, художественной)
Задатки:
-художественные (целостное восприятие);
-мыслительные (восприятие частей, абстрактно-логическое мышление);
- смешанный тип.
Развитие способностей:
1 этап. Связан с созреванием необходимых органических структур головного мозга и с формированием на их основе функциональных органов (от рождения до 6-7 лет). На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, что создает предпосылки для развития общих способностей.
2 этап. Развитие специальных способностей. Педагогам необходимо учитывать сензитивные периоды, опираться на зону ближайшего развития (ЗБР – «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей).
Интеллект(от лат. intellect – понимание, познание).
В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками.
Измерение интеллекта в дошкольном возрасте условно, т.к. идет становление и созревание структур головного мозга.
4. Уровень здоровья
1. Первичный дефект.
Первичное нарушение – снижение слуха, зрения, интеллекта и др. – влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения 3го порядка. При любом характере первичного нарушения наблюдается отставание в сроках формирования психических функций (процессов) и замедленный темп их развития, а также качественные отклонения в развитии. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности – предметно-манипулятивная, игровая, продуктивная. Существенные отклонения наблюдаются в развитии всех познавательных процессов – восприятия, наглядного и словесно-логического мышления. Нарушается развитие процесса общения; дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта – понимание речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции.
Развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Для того, чтобы имеющиеся тенденции развития были реализованы, требуется специальное педагогическое воздействие, имеющее коррекционную направленность и учитывающее специфику данного дефекта. Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на преодоление и предупреждение 2-х дефектов.
2.Вторичный дефект.
Вторичные отклонения имеют органический характер, носят как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка. Требуют медицинской коррекции, поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических средств может быть также достигнута значительная компенсация функций – восстановление или замещение нарушенной функции.
Рекомендации:
Давать больше самостоятельности ребенку для раскрытия и «опробывания» своих способностей и умений;
Взрослый = ребенок, т.е. отношение наравне, а не «над»;
Четкость в оформлении требований к ребенку (кризисы).
Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно.
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. “Леность” ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Мальчики отстают от девочек в развитии (к 7ми годам их психическое и физическое формирование примерно отстает на 1 год). Их детство длится дольше. Обычно мальчики гораздо медленнее осваивает грамоту, плохо пересказывают и небрежно пишут буквы.
Педагогическая коррекция должна строиться на структуре ведущего дефекта с учетом вторичных отклонений в развитии, сохранных функций и возможностей мозга.
При проведении коррекционной работы необходимо максимально использовать резервные возможности нарушенных функций и пораженных анализаторов.
Правила общения с детьми различных типов темперамента
Выводы:
В индивидуально-дифференцированном обучении необходимо выявлять и учитывать следующие показатели:
- учет половозрастных различий;
- уровень умственного развития;
- личностно-психологические особенности;
- уровень здоровья.
В соответствии с этими особенностями воспитатель может включать в общение и занятия с воспитанниками цикл сюжетно-ролевых, образно-ролевых и подвижных игр с правилами, в ходе которых дети с различными типами темперамента учатся подчинять свое поведение смыслу ситуации, самостоятельно организовывать и регулировать, адекватно воспринимать правила и инструкции взрослого. Учитывать пол и возраст детей при построении занятий, на основе выявленных особенностей формировать несколько групп, что дает возможность подбирать индивидуальные задания из дифференцированных групп и по разному использовать приемы воспитания и обучения по отношению к ним.
Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии непосредственно зависит от сроков начала, содержания и методов коррекционной работы. Отсюда чрезвычайно важное значение имеют раннее обнаружение отклонений в развитии и правильная диагностика первичного дефекта.
Эффективность коррекционной работы во многом зависит от дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом ведущего нарушения в его развитии, вторичных и осложняющих расстройств нервно-психической деятельности, сохранных функций и генетической программы.
Для выбора наиболее эффективных методов коррекционного воздействия необходимо знать характер первичного дефекта при той или иной форме аномального развития и его закономерное влияние на формирование вторичных отклонений в психическом развитии.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп следует различать дифференциацию:
- по возрастному составу;
- по половому признаку;
- по области интересов (организация кружковой работы);
- по уровню достижений (уровню умственного развития, знаниям, умениям;
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту);
- по уровню здоровья
Задание 2. Разработайте рекомендации по составлению индивидуального образовательного маршрута.
На сегодняшний день в образовании произошла смена ценностной ориентации учительского труда: от ориентации «знай свой предмет и излагай его ясно» к позиции «знай свой предмет и умей средствами своего предмета помочь ученику в его самоопределении, раскрытии его неповторимой, уникальной индивидуальности». Очевидно, что полноценная творческая деятельность учащегося может быть организована только учителем, который способен понять, принять и правильно реализовать теоретические идеи личностно-ориентированного обучения.
Следовательно, узловым вопросом работы школы является создание условий, необходимых для наиболее полной творческой самореализации личности ученика.
Одной из задач для нас является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности учащегося, в том числе путем удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования. Такая работа может быть организована в нескольких направлениях:
Изучение ученика (его способностей, интересов и т.д.). Диагностирование включает в себя контроль, проверку знаний, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозировании е дальнейшего развития. Способов диагностирования у нас, у каждого учителя, наработано много: наблюдение за повседневной работой учащихся, проверка выполнения домашнего задания, наблюдение за выполнением домашнего задания в классе, контрольные и самостоятельные работы, творческие работы, тестирование.