Файл: Задние Заполните Таблицу 1, кратко представьте основные этапы трансформации предмета психологии от души до психики. Цель.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Программа профессиональной переподготовки

Коррекционно-педагогическая работа по устранению нарушений речи с дополнительной специализацией в области нейропсихологии (1370)

Дисциплина: Общая психология

Практическое задание 1, Модуль 1. Введение в общую психологию

Выполнил:

слушатель Сек Ольга Леонидовна

Преподаватель:

Головина Наталия Андреевна

г. Москва - 2023

Задние 1. Заполните Таблицу 1, кратко представьте основные этапы трансформации предмета психологии от души до психики.

Цель: закрепить представления о развитии науки психологии, в контексте динамики ее предмета, методов и основных достижений исследователей.

Методическое обеспечение: Приложение 1,2, источники в интернете.

Пользуясь приложением №1 во вкладке «Приложения к модулю 1».

Таблица 1.

Генезис предмета психологической теории

Этап развития психологии (века)

Психологи

Научное

направление

Предмет психологии

Методы исследования

Основные труды

Вклад в науку

  1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ

Древнейшие времена

Нет

Одушевление природы, анимизм

Душа обитает везде в людях, животных, растениях, явлениях природы.

Наблюдение за окружающим миром

Нет

Попытки понять и описать мир и человека

Античное время

3 периода:
Зарождение VII – IV вв до н.э.


Период классической греческой науки III – II вв до н.э.


Период эллинизма II в. до н.э. – III – IV вв н.э.

Гераклит

Фалес

Анаксимандр

Анаксимен

Демокрит

Гиппократ

Анаксагор

Материалистическое направление Космоцентрический взгляд на мир . Мир, как единое целое. Натурфилософия

Единство души и тела.

Атом первооснова всего в мире (Демокрит) Материальная природа психических явлений и единства души и тела. Материя первична, а идеальное вторично

Наблюдение за окружающим миром

Гераклит «О природе»

Демокрит «Большой мирострой»

Фалес «О началах»

«Сборник гиппократа»

Общие представления о природе души. Проведение ряда важных разграничений психических и допсихических состояний организма. За природную первооснову души принимается тот или иной вид материи (архе). Вода (Фалес),неопределенное бесконечное вещество «апейрон» ( Анаксимандр), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) Появляются первые научные концепции психики, где она рассматривается как источник активности тела. Начали анализировать познавательную и регулятивную функции души. Также появляются первые теории познания, в которых подчеркивается роль чувственного познания. Были сформированы ключевые проблемы психологии

Пифагор

Платон

Сократ

Аристотель

Идеалистическое направление

Идеалистическая природа психических явлений души и духа. Идеальное первично, материя вторична



Наблюдение. Используется методология других наук.

Платон «Федон», «Государство»

Аристотель «О душе»

Душа – начало незримое, возвышенное, божественное. Тело – зримое, низменное, преходящее, тленное. Раскрыли другую сторону человеческой психики – морально- этическую. Устранили противоречие между крайними вариантами материализма и идеализма, объясняет мир с позиции целостности, единства материального и духовного. Начинаются исследования качественных отличий, присущих только душе человека и которых нет у других существ. Утверждается идея, что душа – не только носитель активности, но и разума, нравственности и не ее развитие влияние оказывает культура. Появляется мысль, счто поведение регулируется не только эмоциями, но и разумом

Пиррон

Антисфен

Диоген

Эпикур

Герофил

Эразистрат

Гален

Лукреций Кар

Зенон

Хризипп

Скептицизм, кинизм, эпикуреизм,стоицизм


Практические проблемы людей и стремление понять и обозначить путь нравственного самосоверщенствования человека Душа и сущность вещей.

Начальные этапы самосознания и рефлексии

Лукреций Кар « О природе вещей»

Гален «Анатомия», «О назначении частей тела человека»

Свобода от общественного мнения, попытка освободиться от страха смерти и руководствоваться в своих поступках разумом и нравственными принципами. Приняв за основу атомизм Декарта. Развитие нравственности и нравственное самосовершенствование. Изучение сущности вещей, выработка правил жизни для достижения счастья и нравственного самостовершенствования.

Средние века V – XV вв

Этапы апологетики

Патристьики

Схоластики

Иоанн Златоуст

Август Аврелий

Фома Аквинский

Авгнустин Аврелий

Пьер Абеляр,

Ибн Сина

Ибн аль-Хайсам

Альгазен

Борьба между идеализмом и материализмом. Принцип креационизма, т.е. творение мира Божественным разумом

Душа, но со стороны богословия и патристики. Душа, как божественное и сверхъестественное начало.

Интроспекция, начальные эксперименты

Августин Аврелий « Монологи»; «Против академизма», «Исповедь»,»Жизнь в единении с Богом», «Порядок», «О нематериальности души»

Пьер Абеляр «История моих бедствий», «Да и нет», «Понимаю, чтобы верить

Фома Аквинский «Сумма теологии», «Сумма против язычников», « О могуществе бога

Авицена «книга знаний и наставлений

Альгазен «оптика»

В средние века знания обогатились экспериментальными исследованиями, регуляцией эмоциональных состояний. Развилась схоластика, которая предполагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания, развитие умения логически мыслить, приводить систему доказательств и строить свою речь. Постепенно складывается понятие о личности


Эпоха возрождения XVI-XVII вв.

Лоренцо Валла

П. Помпонацци

Б. Телезио

Леонардо да Винчи

Л. Вивес

Гоклениус

Меланхтон

Гуманизм

Душа в связи с сознание и сам душевный мир человека

Интоспекция, наблюдение, начальные эксперименты

Лоренцо Валла « О наслаждении как истинном благе»

П. Помпонацци « О бессмертии души»

Л.Вивес «О душе и жизни»

Меланхтон «Комментарии о душе»

Отказ от религиозных схоластических представлений о душе. Возвратились к проблемам, поднятым в античности, возрождение интереса к изучению этапов познания, способностей человека. Впервые были проведены исследования способностей человека, эмоциональной сферы, аффектов.

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О СОЗНАНИИ

XVII в. -конец XIX в.

Р. Декарт

Б. Спиноза

В. Вундт

Г.Эбингауз

Г. Спенсер

Т. Рибо,

А. Вине

У. Джеме

Дж.Локк

Д. Юм

Д.Гартли

Психология, как наука о сознании. Рационалистическая философия.

Ассоциативное направление

Сознание, разум

Интроспекция и описание фактов, анализ, индукция и дедукция

В. Вундт «Система философии», «Психология народов», «принципы физиологической психологии

Р. Декарт «Первоначала фиилософии»

Бурно развиваются естественные науки. Изучаются основы мышления. Заложены основы детерминистской концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса, как закономерного двигателя. Открыта первая психологическая лаборатория.

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПОВЕДЕНИИ

Конец ХIX - ХХ вв.

Дж. Уотсон

Э. Толмен

Э.ТорндайкБ. Скиннер

Сеченов

В. М. Бехтерев

И. П. Павлов

З. Фрейд

А. Адлер

Э.Фромм

К.Г. Юнг

Бихевиоризм

Психоанализ


Поведение, реакции организма, Рефлексы, Бессознательное

Разделение психологии на многие

школы


Наблюдение

Эксперимент

Описание

Анализ

Сеченов «Рефлексы головного мозга»

Б.Ф. «Скинер «Речевое поведение»

«По ту сторону достоинства и свободы»

В.

Дж. Уотсон «Психология как ее видит бихевионрист» «Бихевиоризм»

«Психология как наука о поведении»
З.Фрейд «Введение в психоанализ


Рефлексы и физиология, экспериментальные исследования психики. Попытка описания психических актов Ф. Бретано Появление формулы Стимул-Реакция.

Постепенное превращение психологии в современную науку, чему способствует ее союз с естествознанием. Описано представление «когнитивной карты»
(Э. Толмен),Б. Скиннер сформулировал теорию оперантного обусловливания и метод модификации поведения, Открытие условного рефлекса И. П. Павловым, рождение психоанализа З. Фрейд, представление психики как модели, состоящей из сознательного, бессознательного и сверхсознательного.

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вторая половина XX вв

С.Л. Рубенштейн

Л.С Выгодский

А. Л. Леонтьев

А.Л. Лурия

П.Я. Гальперин

В. Келер

А. Маслоу

К. Роджерс

В. Франкл

Ж. Пиаже


Гуманистическая психология

Трансперсональная психология

Генетическая психология

Когнитивизм

Гештальт- психология

Многоотраслевая прикладная область знаний. Предмет психологии развивается в рамках отдельных психологических школ

Совершенствуются экспериментальные и диагностические методы

Наблюдение и самонаблюдение

Анализ

Беседа

Интервью

Анкетирование

Тестирование

С. Л. Рубенштейн «Общая психология», «Бытие и сознание», «Принципы и пути психологии»,

«О мышлении и путях его развития»

А.Х. Маслоу «По направлению к психологии бытия»

«Самоактуализированные люди – исследование психологического здоровья», « новые рубежи человеческой природы», «Дальние пределы человеческой психики»

Ж.Пиаже «Речь и мышление ребенка», «Генетический аспект языка и мышления»

«Психология интеллекта»

А.Л. Лурия «речь и развитие психических процессов у ребенка», «Мозг и психические процессы»
И многие другие…


Тенденции к объединению знаний и достижений различных школ. дальнейшее развитие тех теоретических концепций, которые сложились в предыдущий период (необихевиоризм, неопсихоанализ и т.д.) Появление новых теоретических концепций, направлений и школ.

(гуманистическая, когнитивная, возрастная психология, деятельностная теория и т. д.) Развитие психологической практики (количество прикладных исследований доминирует в психологии и превосходит теоретические разработки)

Расширение сферы применения психологических знаний (психология применяется в большинстве решаемых социальных задач)

Появление большого количества отраслей психологии (в настоящее время насчитывается около 4–5 десятков разных фундаментальных и прикладных психологических наук)

Л.С. Выгодсткий ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память) как специфически человеческой, социально-обусловленой формы психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического. А.Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций, как процесс «вращивания»высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А.Л. Лурия особое внимание уделял мозговой локализации высших психических функций и их нарушений.




Задание 2.

Цель: формирование практических навыков при работе  с мотивами личности.

Методическое обеспечение: Приложение 2, источники в интернете.

Пользуясь приложением №2 во вкладке «Приложения к модулю 1», либо в вашей личной библиотеке, объясните, с точки зрения теории деятельности А.Н. Леонтьева, какой психологический феномен послужил причиной такого поведения:

Сотруднику было поручено задание, соглашаться на которое по началу он не хотел, поскольку существенных перемен в зарплате в связи с ним не ожидалось. Но по прошествии некоторого времени в его отношении к данной деятельности произошли существенные перемены. Он не только довел данный проект до конца, он увлекся чтением специальной литературы по данной теме, а затем решил получить дополнительное образование на тренинге, чтобы в дальнейшем продолжить заниматься подобными проектами (на его заработной плате это не отразилось).

ОТВЕТ:

По моему мнению этому послужил феномен, который носит название «СДВИГ МОТИВА НА ЦЕЛЬ» - т.е механизм превращения цели в мотив.

Мое рассуждение:

Побудительными причинами деятельности являются мотивы, именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее цели и задачи. В нашем случае перед сотрудником поставили задачу в которой была определенная цель, но пока мотива у сотрудника в выполнении этого задания не было. В ходе поиска информации о предмете , т.е в ходе его деятельности, сформировались новые мотивы и потребности – тема сотрудника заинтересовала и появилось желание более глубоко в ней разобраться, т.е первоначальная цель трансформировалась в самостоятельную побудительную силу, т.е. стала мотивом.