Файл: Практическое задание. Патопсихология. Пользуясь лекцией Введение в курс Патопсихология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание. Патопсихология.
1. Пользуясь лекцией «Введение в курс «Патопсихология» выделите основные понятия и оформите их в виде глоссария.
Патопсихология – является одним из направлений в клинической психологии, изучающим особенности психической деятельности психически больных людей.
Симптом – это фиксированное по форме описание признака, соотнесённого с определённой патологией.
Симптомокомплекс – это совокупность всех выявленных в процессе обследования конкретного больного симптомов.
Синдром – это закономерное сочетание синдромов, которые связаны между собой единым патогенезом и соотносятся с определенными нозологическими формами.
Медицинская психология – отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных.
Психофармокология – раздел психологии, изучающий влияние психотропных средств на психические состояния и деятельность с помощью психологических тестов и психофизиологических методик.
Медицинская экспертиза – исследование, которое проводится в установленном порядке с целью определить состояние человека, в том числе факт временной нетрудоспособности, причины и группу инвалидности и т.д.
Психотерапия – оказание психологической помощи людям при различных психологических осложнениях.
Клиническая психология – область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий.
Соматопсихология – наука, изучающая личность, психологические вопросы диагностики, лечения и экспертизы больных различными заболеваниями, не относящимися к неврологическим и психическим.
Нейропсихология – отрасль науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. Изучает мозговые механизмы организации высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Рассматривает соотношение мозга и психики.
Психопатология – наука о психических болезнях; о патологии психической деятельности. Изучает причины возникновения, проявления и закономерностей течения психических заболеваний, а также вопросы профилактики, лечения и организации помощи психически больным.
2. Пользуясь лекцией «Обследование психически больного» составьте план работы патопсихолога в патопсихологическом эксперименте.
-
Изучение истории болезни, беседа с врачом и конкретизация задачи исследования. -
Проведение патопсихологического исследования. -
Обработка и анализ данных патопсихологического исследования. -
Описание результатов, заключение по психологическому исследованию, пределы компетенции психолога.
3. Составьте таблицу «Методы патопсихологического исследования»
Метод | Характеристика |
Метод наблюдения. | отслеживание отдельных элементов, характеризующих как эмоциональное состояние, так и поведенческие паттерны испытуемого. В первую очередь следует отмечать типичные элементы поведения, характерные для тех или иных форм психических расстройств. |
Метод беседы | вид опроса, целью которого является получение необходимой для психолога информации посредством диалогового общения с испытуемым. В патопсихологическом исследовании метод беседы имеет свою специфику, так как объектом исследования является человек с психическим расстройством. |
Тесты. | психологии принято выделять несколько разновидностей тестов: тесты-задания, тесты-опросники, проективные тесты. |
Тест-задание | получение информации о психологических характеристиках испытуемого на основании анализа его успешности при выполнении определённых заданий. В тестах такого типа испытуемому предлагается решить ряд задач, представленных в вербальной, невербальной или математической форме. |
Опросники | Тесты-опросники относятся к стандартизированным методам, суть которых заключается в предъявлении испытуемому вопросов, на которые он должен дать ответ в соответствии с требованиями инструкции. |
Проективные методы | суть метода заключается в реализации принципа, лежащего в основе психологического механизма, который 3. Фрейд и К.Г. Юнг назвали «проекция». Посредством этого механизма раскрывается содержание неосознаваемых личностью, вытесненных в бессознательное переживаний, установок, негативных эмоций и т.п. |
4. Пользуясь лекцией «Обследование психически больного» тезисно опишите основные концептуальные положения беседы патопсихолога с больным.
Состоит из двух частей:
Первая часть – беседа, в узком смысле этого слова. Может осуществляться до и после экспериментальной работы.
Вторая часть – беседа во время эксперимента. Может быть вербальное общение и невербальное.
Прочтя историю болезни, психолог решает, для чего он будет проводить эксперимент или беседу.
Самое главное – это умение показать больному, что дело не только во враче и не только в лекарствах, но и в нем самом, в его поведении, отношении и выполнении того, что от него требуется.
Наблюдение за поведением больного во время исследования.
5. Составьте таблицу «Нарушения ощущений».
Нарушение | Характеристика |
Анестезия | Отсутствие чувствительности, является частым проявлением при истерии, характеризуется снижением каких-либо ощущений вплоть до полного прекращения восприятия информации об окружающей среде и собственном состоянии организма. |
Гипестезия | Понижение восприимчивости внешних раздражителей. Всё окружающее воспринимается неотчётливо, неясно, как в тумане. |
Гиперестезия | Усиление ощущений, при котором снижается абсолютный порог чувствительности к интенсивности раздражителя при субъективном восприятии. |
Парестезия | Качественное изменение информации (искажение), поступающей с рецептора в корковый отдел анализатора. Характеризуется появлением неприятных ощущений на поверхности тела при отсутствии реальных раздражителей. |
Синестопатия | Промежуточное положение между растезией и висцелярноцй галлюцинацией. Не имеет связей с реальным раздражением периферического отдела анализатора и чёткой локализации. |
Агнозия | Нарушение различных видов восприятия при сохранности элементарных ощущений и сознания. |
Предметная агнозия | Нарушение узнавания различных предметов |
Прозопагнозия | Нарушение узнавания различных предметов |
Цветовая агнозия | Неспособность подбирать одинаковые цвета или оттенки, определять принадлежность какого-либо цвета к определённому объекту. |
Буквенная агнозия | Невозможность синтеза отдельных признаков в целостное восприятие буквы |
Симульнтанная агнозия | Невозможность одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в целом вследствие функционального сужения зрительного поля |
Псевдоагнозии | Нарушение восприятия как структуры так и формы объекта при этом нарушается осмысленность и обобщенность образа. |
Слуховые агнозии | Неспособность идентифицировать или различать звуки речи, простые предметные звуки, знакомые мелодии. |
Простая слуховая агнозия | Невозможность распознавания определенных звуков: постукивание, тиканье часов, щелчки и т.д. |
Слухоречевая агнозия | Невозможность идентификации речи: услышанные слова воспринимаются как набор незнакомых звуков |
Тональная агнозия | Невозможность распознавания оттенков голоса: больные не различают тона, тембра, эмоциональной окраски голоса, при этом сохраняется понимание семантики слова. |
Астереогнозия | Невозможность восприятия предмета в целом при сохранности идентификации его отдельных параметров |
Соматоагнозия | Нарушение восприятия отдельных частей своего тела, невозможность оценки их положения относительно друг друга, т.е. нарушение восприятия схемы тела |
Оптико-пространственные агнозии | Нарушение ориентации в пространстве и неспособность к дискретно-логическому анализу пространственных отношений |
Агнозия глубины | Невозможность локализации локализации объектов в трёхмерном пространстве, неспособность определять пространственные отношения между объектами (расстояния до объекта, его параметры, отношения дальше - ближе, выше - ниже |
Нарушение топографической ориентировки | Невозможность ориентировки в знакомом месте, а также в планах, схемах, картах |
Односторонняя пространственная агнозия | Нарушение гнозиса при котором не вопринимается, как правило, левая половина пространства |
Иллюзия | Искаженное восприятие реально существующего предмета или явления |
Физические иллюзии | Обусловлены особенностями среды, в которых находятся воспринимаемый объект и объясняются объективными физическими законами не зависящими от человека |
Физиологические иллюзии | Возникают в связи с условиями функционирования рецепторов. |
Психические иллюзии | Искаженное восприятие, обусловленное психологическими причинами, такими, как негативные психические состояния, нарушения процесса внимания и ассоциативного мышления, органические повреждения мозга. |
Аффектогенные иллюзии | Иллюзии разной сенсорной модальности, возникающие под влиянием сильных эмоций и при наличии специфических внешних |
Парейдолические иллюзии | Особый психический феномен, характеризующийся визуальным изменением конфигурации зрительных образов на основе деталей реального объекта. |
Дереализационные расстройства | Зрительные иллюзии при которых наблюдается аномалия восприятия объектов: Микропсия и макропсия – нарушение воприятия в виде изменения размеров окружающих предметов Метаморфопсия – нарушение воприятия в виде изменения формы предметов Дисмегалопсия – расстройство восприятия в виде удлинения расширения скошенности перекрученности вокруг оси окружающих предметов Порропсия – нарушение вопрсиятия в виде изменения расстояния до объекта |
Галлюцинации | Сложные расстройства ощущений и восприятия, храктеризующиеся возникновением в сознании образов или явлений без воздействия реального внешнего раздражителя: Зрительные Слуховые Вкусовые и обонятельные Тактильные Висцеральные Гипногагические и гипнопомпические Функциональные Психогенные: Доминантные Эйдетические Индуцированные Псевдогаллюцинации |
6. Пользуясь лекцией «Расстройства памяти и внимания. Нарушения мышления и интеллекта» выделите основные понятия и составьте глоссарий.
Память – это форма психического отражения, клторая зключается в закреплении, сохранении и вопроизведении прошлого опыта.
Декларативная (эксплицитная) память – произвольная память на события и объекты.
Процедурная (имплицитная) память – действия, навыки, привычки, условные способы поведения.
Семантическая память – в ней закодированы и сохранены только основные значения информации, осоьые признаки события или объекта, позволяющие отличить его от других феноменов или включить его в общий класс по типу «часть – целое».
Эпизодическая память – представляет собой форму памяти, в которой информация хранится со всеми сопутствующими ей случайными «метками» о том, где, когда и как была получена эта информация.
Амнезия – полное отсутствие воспоминаний на события, произошедшие в определенный период времени.
Гипермнезия – аномальное усиление памяти, вследствие которого человек способен запоминтать и воспроизводить множество событий и информации за длительный период времени.
Гипомнезия – частичное снижение памяти. Может быть временным и постоянным.
Фиксационная амнезия – частично нарушена или полнсотью выпадает способность к фиксации происходящих в данный момент событий и новой информации.
Анекфория – трудности со своевременным воспоминанием полученной ранее информации.
Аффектогенная амнезия – из памяти удаляются только особенно значимые воспоминания, которые стали причиной сильных негативных переживаний.
Истерическая амнезия – частичное удаление из памяти человека неприятных и компрометирующих событий.
Скотомизация – воспоминания удаляются частично, фрагментами, но без привязки к любым сильным эмоциональным переживаниям.
Псевдореминисценция – пробелы в памяти замещаются воспоминаниями других событий которые тоже реально происходи с человеком, но в другой период времени.
Конфабуляция – провалы в памяти больной заменяет вымышленными событиями абсолютно не реальными и фантастичными.
Криптомнезия – недостающие воспоминания восполняются ранее услышанными почерпнутыми из книг, газет, тедевидения и других источников или даже увиденными во сне.
Эхомнезия – восприятие происходящего в данный момент как такового, что имело место ранее.
Ретардировнная амнезия – забывание наступает через некоторое время после ЭПИ; человек какое-то время хорошо помнит информацию, но спустя короткое время – уже не может её воспроизвести.
Стационарная амнезия – стойкое нарушение памяти без видимых изменений (улучшений или ухудшений) во времени.
Лабильная (прерывистая) амнезия – нарушения колеблются в течении времени – то возникают, то исчезают.
Первый тип нарушения памяти – потеря информации название «нарушение памяти типа А» (дегенеративные амнезии). Он вызывается несчастным случаем, физической травмой, интоксикациями, болезнями головного мозга и сосудистыми изменениями в мозге.
Второй тип нарушений памяти получил название «нарушения памяти тапи В» (диссоциативные амнезии). Чувство что, «что-то вертится на языке, но сказать определенно трудно». Диссоциация между содержаниями разных кодов информации.
Морально-неспецифические нарушения памяти – целая группа патологических явлений, неоднородных по своему характеру, проявляющихся в невозможности запечатления и сохранения информации вне зависимости от её модальности.
Поражение уровня продолговатого мозга характеризуется нарушением ритма активации мозга.
Поражение диэнцефального уровня. Нарушение кратковременной памти вследствие повышенной интерференции следов (ухудшение сохранения материала в результате наложения другой информации), наряду с этим наблюдается повышенная реминисценция (отсроченное воспроизведение материала) и сохранность следов долговременной памяти на далекое прошлое.