ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История Казахстана 11 класс
СОЧ ІІІ
Раздел: Цивилизация: особенности развития
11.3.2.1 Определять исторические основы национальной идеи «Алаш»
11.3.1.5 Анализировать общественно-политическую деятельность казахских просветителей XIX века
11.3.1.2 Оценивать вклад исторических деятелей в развитие общественно-политической мысли
Казахстана
11.3.2.2 Сопоставлять общественно-политические взгляды национальной
интеллигенции о путях развития казахской государственности;
11.3.3.2 Определять значимость консолидирующих ценностей идеи «Мәңгілік Ел».
1. Опираясь на текст, определите не менее трех событий, ставших исторической основой идеологии Алаш (3 б.):
«На рубеже XIX–XX веков растет движение против колониального гнета. Увеличение налогов, повинностей, изъятие земель привели к обострению внутренних противоречий в ауле. В 1905–1907 годах возникают социал-демократические организации. В борьбу за лидерство вступает формирующаяся казахская интеллигенция. Лидером общенационального демократического движения становится Алихан Бокейхан. К небывалому росту национального самосознания народа привели грозные события 1916 года. В годы Первой мировой войны заметно усилился национальный гнет и произвол царской администрации в отношении местного населения. В это тяжелое время казахский народ вел борьбу за свою национальную независимость, проявляя героизм и жизнестойкость. Во главе народа стояли наиболее образованные и патриотически настроенные лидеры – А. Бокейхан, А. Байтурсынулы, М. Дулатулы и др. Они сделали все возможное, чтобы казахский народ не растворился в водовороте истории. Независимость современного Казахстана стала возможной и благодаря деятельности этих великих реформаторов XX века. В этом особое место принадлежит алашской идее».
-
Колониальная политика царской России в Казахстане -
Национально-освободительные движения -
Начало Первой мировой войны
2. Используя ранее полученные знания, приведите по одному факту, свидетельствующему о том, что кроме просветительской деятельности А. Кунанбаев, Ч. Уалиханов и А. Байтурсынов занимались так же и деятельностью общественно-политической
(3 б.)
А. Кунанбаев, Ч. Уалиханов и А. Байтурсынов занимались помимо просветительской деятельности занимались общественно-политической. Например, Ч. Уалиханов пытался стать старшим султаном, чтобы принести пользу своему народу и защитить его от царизма. А. Кунанбаев призывал общество к труду, потому что он видел, как многие люди с народа вели разгульный образ жизни и это приводило их к нищете и бедности. А. Байтурсынов является одним из авторов «Каркаралинской петиции», в которой были прописаны требования прекратить насильственный отбор земли у казахов и др.
3. Оцените вклад исторических личностей (3-х на выбор из списка) в развитие общественно-политической мысли Казахстана: Культегин, Аль-Фараби, Ю. Баласагуни, М. Кашгари, Х.А. Йассайуи. Сделайте общий вывод. (14 баллов)
Культегин, Аль-Фараби и Ю. Баласагуни повлияли на развитие общественно-политической мысли в Казахстане. Культегину удалось добиться большого уважения тюркского народа, потому что всё свое правление и жизнь он отдал на повышение благосостояния народа, показывая пример остальным тюркам, что только через труд и добро можно добиться всего. Абу Насыр аль-Фараби считал, что во главе любого города и религиозной общины должен стоять мудрый правитель, у которого должна быть цель – сделать счастливыми всех жителей города, а также воссоздать добро и справедливость. По его мнению, достигнуть счастья можно лишь через единство народа и взаимную помощь. А Ю. Баласагуни искренне верил, что только на основе образования можно достичь совершенства в управлении государством и общественной жизни. Таким образом, Культегин, Аль-Фараби и Ю. Баласагуни оказали большое влияние на общественно-политическую мысль в Казахстане. Наиболее вероятно, что идеи этих личностей вошли в политические идеи партии «Алаш».
4. Опираясь на источник, сравните взгляды на вопрос государственного строительства двух представителей казахской национальной интеллигенции, определите сходства и различия
(4 балла)
«Букейханов и его соратники прилагали все силы для укрепления позиций Временного правительства на местах. Это касалось таких вопросов, как введение Земских учреждений в Степном крае, подготовка к выборам в Учредительное собрание, проведение съездов и сотрудничество с российскими регионами по согласованию различных вопросов, которые могут быть поставлены на Учредительном собрании. Особое внимание газетой «Казах», Букейхановым и его соратниками уделялось вопросам войны, которую продолжало Временное правительство. Они призывали народ к спокойствию, разъясняя, что в отличие от русского населения, они не рискуют жизнью под пулями врага и что Временное правительство уже прекратило набор на тыловые работы. Но если казахи хотят чувствовать себя равными в большом многонациональном государстве, то они должны внести свой посильный вклад, чтобы победить в этой жестокой кровопролитной войне. Если Россия потерпит поражение в войне с Германией, то реставрация старой власти неминуема. Противоположной Букейханову и его соратникам точки зрения придерживалась другая часть казахской интеллигенции, которая восприняла идеи большевизма и по их варианту представляла казахскую государственность. Например, Турар Рыскулов, анализируя период февраля и деятельность казахской интеллигенции во главе с А.Н.Букейхановым в поисках обретения казахской государственности, писал, что казахская националистическая интеллигенция, выступая за общенациональные интересы казахской нации, фактически защищала интересы казахской имущей верхушки, интересы широких масс ей были далеки. Потому, по его мнению, националистическая интеллигенция так рьяно поддерживает Временное правительство Керенского, популяризирует идеи Учредительного собрания, проводит различные «шумливые» всеказахские съезды по обсуждению казахской автономии в составе буржуазно-демократической России. Как истинному марксисту, Т.Рыскулову был неприемлем буржуазно-демократический вариант развития не только Казахстана, но и России, и соответственно Казахская автономия, которую предлагали казахские интеллигенты, представлялась ему прототипом старой власти, с господством богачей и аристократов. Т.Рыскулов на все политические явления смотрел с классовых позиций, что и проповедовали большевики среди населения».
Сходства | Различия |
Их обоих волновал вопрос развития страны, а также по какому пути лучше пойти, чтобы казахский народ перестал жить в нищете и бедности. | Букейханов поддерживал Временное правительство и видел развитие России и Казахстана в социально-демократическом плане, а Рыскулов поддерживал марксистскую идею. |
И Рыскулов, и Букейханов поддерживали перемены в политической системе. То есть они отвергали царизм, но принимали что-то новое. | Букейханов выступал за создание Казахской автономии, в то время как Рыскулов был ярым противником этого, потому что считал, что это будет прототипом старой власти. |
5. «На протяжении многих веков в Казахстане формировались свои ценности – межэтническое согласие, толерантность, открытость и добрый нрав жителей страны, уважение к старшим, традиции приличия и вежливости, гостеприимство, взаимопомощь, которые постепенно приняли общенациональный характер. Это и есть суть идеи «Мәңгілік Ел», семь ее концептуальных ценностей».
Напишите мини-эссе, и раскройте в нем значимость указанных консолидирующих идей для современного общества (6 б.)
Для процветания современного общества, народ должен быть един и объединен какими-то ценностями. Чтобы этого достичь, в Казахстане была создана программа «Мәңгілік Ел». Идеи, прописанные в этой программе, имеют очень важное значение для достижения цели, а именно объединение общества. Когда в обществе каждый человек терпимо относится к другом, то есть толерантен по отношению к другому человеку, то невозможно разжечь внутренние конфликты на почве расы, цвета кожи и другого. Более того, межэтническое согласие и добрый нрав жителей способствует тому, что люди не только толерантно относятся и к другим национальностям в стране, но и в тяжелых для кого-то ситуациях всегда окажут помощь, заботу, доброту. Однако всего вышеперечисленного недостаточно без уважения к традициям, к старшему поколению, ведь если человек не способен уважать традиции и обычаи своего народа и других народностей, то как он может быть терпимым по отношению к другим людям? Таким образом, основополагающими идеями в единстве народа Казахстана лежат: уважение к старшим, традиции приличия и вежливости, межэтническое согласие, толерантность и добрый нрав жителей страны.
ИТОГО: 30 баллов