Файл: Дисциплина Практическое занятие 1 Обучающийся Сергеева Ольга Сергеевна Преподаватель Проняева Надежда Анатольевна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина:
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Сергеева Ольга Сергеевна
Преподаватель:
Проняева Надежда Анатольевна
Задание 1. Составьте подборку игр и упражнений (не менее 5) для развития музыкального восприятия дошкольников.
Музыкальная игра «Осень»
Цель: развитие простейших пластических движений, умения передать образ.
Ход игры: Звучит музыкальный отрывок «Осенняя песня», муз. П. И. Чайковского.
Педагог: «Представьте себе, что наступила осень, листья на деревьях стали желтыми, красными. Внезапно подул сильный ветер, сорвал с ветки листья, и они плавно закружились в воздухе, опускаясь на землю. А теперь представьте, что эти листья — это вы. Попробуйте передать с помощью движений рук кружение листьев».
Дети танцуют под музыку.
Игра «Весёлая радуга»
Цель: развитие коммуникативных навыков, формирование быстрой реакции, снятия напряжения.
Ход игры: Собрать 2-3 команды детей по 7 человек, раздать карточки по цвету радуги( красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).Под весёлую музыку дети веселятся, скачут, прыгают между собой, с окончанием музыки необходимо быстро построится в свои команды, главное встать по цвету радуги.
Побеждает команда, которая построится быстрее. Игру можно повторить 2-3 раза.
Это даёт возможность не только подвигаться, но и запомнить цвета радуги по порядку. Можно использовать на занятии вместо физ.минутки.
Игра на развитие памяти «Повтори ритм»
Цель: Развитие ритмического слуха, памяти.
Ход игры: Под музыку припева русской народной песни «Калинка», педагог ногами показывает ритмический рисунок, притопывая на одном месте 1 фразу. На 2 фразу дети повторяют движения в нужном ритме. Освоив ритм, можно передавать его хлопками, шлепками, на ударных музыкальных инструментах.
Игра «Отгадай, по какому предмету стучу?»
Цель: развитие умения различать звуки разных инструментов, тембрового слуха.
Оборудование: Стол, ширма, барабан, ударные тарелки,треугольник и т.д.
Ход игры: На столе за ширмой лежат предметы.
Педагог: Надо музыку послушать,
Инструменты подобрать,
Их звучание запомнить
И по тембру различать.
Дети слушают и запоминают на слух звуки, звучащиеза ширмой, затем слушают музыкальные произведения: «Гроза», муз. Л. Бетховена, «Подснежник», муз. П. Чайковского, «Дед Мороз», муз. Р. Шумана. При повторном слушании музыкальных пьес они сопровождают их звучание ритмичными ударами тарелок, барабана, ударами в треугольник. Шумовое озвучивание соответствует характеру произведений.
Игра «Как построена музыка?»
Цель: развитие умения определять части музыкального произведения.
Оборудование: карточки синего (грустный), красного(веселый), зелёного(спокойный), цветов.
Ход игры: Дети слушают А. Вивальди «Весна». В начале каждого музыкального произведения, дети поднимают карточку какого-либо цвета, соответствующего характерумузыки и держит её до смены звучания музыкального произведения (2, 3-частную форму).
Задание 2. Охарактеризуйте основные формы организации музыкальной деятельности дошкольников. Для этого заполните таблицу.
Форма организации музыкальной деятельности | Разновидности (если есть) | Для решения каких задач музыкального воспитания используется |
Музыкальные занятия | Индивидуальные Подгрупповые Фронтальные | Вызвать у ребенка интерес к музыке, музыкальной деятельности, сформировать основы музыкальной культуры. Развивать музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым навыкам |
Праздники | Художественно-эстетический, музыкальный, игры, развлечения, праздники | Создать у ребенка радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный настрой, сформировать представления о праздничной культуре, познакомить с традициями праздников, их организацией, приобщить к общечеловеческой культуре. На этой основе необходимо воспитывать у детей морально-нравственные качества, художественный вкус. |
Самостоятельная музыкальная деятельность | Пение, ритмические движения, игра на музыкальных инструментах | Самореализации служит опыт музыкальной деятельности, умение воспринимать музыку и умение исполнительства |
Задание 3. Определите основные этапы организации и проведения праздника для детей дошкольного возраста в ДОО.
Чтобы организовать праздник в детском саду, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая все этапы подготовки праздника.
Начинается он задолго до самого утренника.
Подготовка к празднику — это создание праздничной атмосферы ожидания.
Этапы работы:
1) предварительное знакомство детей с праздником;
2) репетиции;
3) проведение праздника;
4) подведение итогов;
5) последействие праздника.
На занятиях детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется, что это за праздник и чему посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.
После того как дети поняли, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, дети из других групп и т. д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет стремиться.
После определения целей и задач начинаются репетиции: разучивание стихов, песен, постановка танцев, оформление зала, изготовление аксессуаров к костюмов.
Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Поэтому зал заранее подготавливается и украшается, чтобы дети могли посмотреть его до праздника, провести в нем репетицию, причем в костюмах, чтобы они не стесняли движения, дети привыкли к ним.
Задание 4. Составьте подборку музыкальных игр и упражнений (не менее 5), которые могут быть использованы при организации праздника для детей дошкольного возраста.
«Прогулка»
Цель: Развивать чувство ритма, внимание, коммуникативные способности.
Ход игры: Дети рассаживаются вокруг взрослого, у каждого из них муз. молоточки.
Педагог: «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице».
Взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок.
Педагог: «А теперь мы вышли на улицу, - продолжает педагог. Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»
Частыми ударами передает бег. Дети повторяют.
Педагог: «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю».
Педагог вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют, стали быстро прыгать: скок, скок.
Педагог: «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождик. Сначала это были маленькие редкие капельки, а потом начался сильный ливень».
Педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком.
Педагог: «Испугались ребята, побежали домой».
Примечание: Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки, металлофон или ксилофон.
«Сосульки»
Цель: Развивать слуховую память, коммуникативные способности, тембровый, ритмический слух.
Ход игры: Дети делятся на три группы по 4-5 человек в каждой.
Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап».
Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап-кап-кап».
Третья группа – на счет шестнадцатыми: движения пальчиками вверх-вниз, произносят слова «кап-кап-кап-кап».
Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы соединяются.
Примечание: Можно использовать музыкальное сопровождение.
«Угадай мелодию»
Цель: развивать музыкально-слуховой опыт, память, мышление.
Игровой материал: магнитофон, кассета или диск с музыкой известных детям музыкальных произведений, флажки, жетоны.
Ход игры: у каждого играющего в руках флажок. Звучит музыка. Угадавший ее ребенок поднимает флажок. За правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот ребенок, который наберет больше жетонов.
Задание 5. Охарактеризуйте основные методы музыкального воспитания дошкольников. Для этого заполните таблицу.
Методы музыкального воспитания | Разновидности | Использование в организации различных видов музыкальной деятельности |
Наглядные |
|
|
Словесные |
| 1.Оно используется, когда предлагается новое произведение для слушания, игры, пляски, упражнения. Объяснение должно быть четким, кратким; дается повторно на первом этапе усвоения детьми музыкального материала и заданий. Объяснение в виде образного рассказаиспользуется перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением сюжетных музыкальных игр. Образный рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому пониманию содержания произведения, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает воображение. Образный рассказ должен точно следовать сюжетной фабуле музыкального произведения. 2.Они даются при показе движений игр, плясок, упражнений и различных певческих приемов в ходе занятия в четкой и краткой форме. Нечеткость пояснений часто приводит к непониманию задания и плохому качеству исполнения. Пояснение должно быть тесно связано с показом. Педагог приучает детей выслушивать пояснение до конца. Например, если дети вслед за педагогом начинают повторять движения при их разучивании, он говорит: «Не делайте движений, послушайте внимательно и посмотрите, как их надо выполнять». Если нужно пояснить, как, например, в песне «Котя, котенька, коток» петь более длинные ноты, педагог говорит: «Давайте послушаем себя, все ли спели протяжно последнюю ноту, долго ли ее тянули, чтобы котик услышал». 3. Даются во время выполнения детьми игр, плясок и упражнений. Например: «Кружиться надо через правое плечо, оттягивайте носочки» и т. д. Указания помогают ребенку понять, как надо выполнять те или иные движения, уточняют способ выполнения действий. 4.Чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй. Например, перед исполнением фортепианной пьесы «Жаворонок» П.И. Чайковского рекомендуется прочитать детям четверостишие В.А. Жуковского: На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Иногда перед слушанием новой песни педагогу целесообразно прочитать детям ее текст. 5.Обычно проводится с детьми после слушания музыки, реже - перед слушанием, когда надо конкретизировать содержание произведения. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения, высказывают свое отношение к его образам, дают им элементарную оценку. Беседы с детьми не должны быть длительными, а наоборот, отличаться лаконичностью и конкретностью. 6. Беседа с детьми строится в форме вопросов и ответов. Педагог задает вопросы в связи с содержанием произведения, избегая излишних детализаций и отвлечений. Вопросами уточняется содержание, характер музыкального образа, форма и средства выразительности музыкального произведения. Например, после исполнения танцевальной музыки можно спросить детей: «Что я играла, пляску или марш? Каков характер этой музыки? Какое движение можно под нее исполнить? 7.Замечания. Обращены к сознанию ребенка, который в силу каких-либо причин отвлекся от процесса выполнения заданий. Замечания должны быть строгими, но в то же время корректными. |
Практические |
| 1.Основная задача этого этапа - ознакомить ребенка с музыкальным произведением, приучить его активно вслушиваться в музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства, воспринимать ее общий характер и отмечать особенности. Первый этап обычно охватывает одно или два занятия. На первом этане работы над произведением ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы (беседа о характере музыки). В процессе обучения на этом этапе используются такие методические приемы, как слушание музыки, объяснение, исполнение песен и музыкально-ритмических движений в качестве образца, показ отдельных певческих приемов и способов выполнения движений, образное и поэтическое слово, беседа с детьми при помощи вопросов и ответов. 2.Задачами этого этапа являются: создание радостной атмосферы для углубленного восприятия музыки, упражнения детей в слуховом внимании, самоконтроле, координации голоса и слуха в пении, слуха и характера движений в играх, плясках. В процессе этого этапа выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения заданий. Этап формирования умений продолжается длительное время. Например, некоторые песни дети могут спеть самостоятельно, выразительно только на 9-12-е занятие. На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения (в том числе и вариативного) в сочетании с другими методами—наглядным, словесным. На II этапе обучения используются следующие методические приемы: повторное слушание музыки, повторный показ образцов исполнения песен и музыкально-ритмических движений, показ отдельных певческих приемов и способов выполнения движений, беседа с детьми в форме вопросов и ответов, образное и поэтическое слово, указания, пояснения, замечания - т. е. все существующие приемы обучения. 3.Задачи этого этапа: эмоционально-выразительное исполнение заданий, развитие самостоятельности, творческой активности. На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным. Автоматизируется способ выполнения того или иного задания; в то же время ребенок сознательно решает поставленную перед ним задачу и, опираясь на приобретенный навык, проявляет посильную творческую активность. Педагог работает над совершенствованием исполнения детьми песен и музыкально-ритмических движений, продолжает воспитывать способность воспринимать музыку разных жанров. На данном этапе педагог использует варианты игры, усложняет и изменяет задания, ставит детей в условия, требующие проявления творческой инициативы, применяя при этом разнообразные методы обучения. На третьем этапе (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности, творчества. Дети могут варьировать освоенные умения и навыки, применять их по собственному желанию, творчески. На этом этапе очень важна роль наглядно-слухового метода, так как именно звучание музыки побуждает детей к творческим поискам. Образное слово также стимулирует их. |
Задание 6. Приведите пример музыкальной игры для детей дошкольного возраста. Охарактеризуйте методические приемы, которые могут быть использованы для организации данной музыкальной игры.
Возраст детей - от 3 до 4 лет или разновозрастная группа детского сада
Вид игры: настольно - печатная
Цель игры: закрепление знаний о детских музыкальных игрушках; воспитание умения сравнивать музыкальные игрушки, находить сходство.
Дидактическая задача:
приобщать детей к музыкальному искусству; закрепить знания детей о детских музыкальных игрушках; упражнять в правильном произношении их названий: колокольчик, гармошка, дудочка, треугольник, бубен, погремушка, барабан; воспитывать умение играть вместе, подчиняться правилам игры.
Игровые правила: число участников – 7. Класть картинки по очереди, находя соответствующую пару к предыдущей карточке. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки.
Игровые действия: если нет походящей парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка, изображенная на карточках, которые он держит в своей руке. При повторении игры карточки раздаются заново.
Ход игры.
В игре участвуют 6 детей и сам педагог.
На столе разложены знакомые детям музыкальные игрушки: колокольчик, гармошка, дудочка, треугольник, бубен, погремушка, барабан. Начинается игра рассматриванием музыкальных игрушек. Педагог выясняет знания детей о приемах звукоизвлечения и названиях представленных игрушек. Затем обращает внимание на карточки, где изображены такие же игрушки. Карточки разделены вертикальной полоской на две части и на них изображены по две музыкальные игрушки.
- Я сейчас раздам вам карточки (по 4), и мы поиграем в игру «Домино». Вот я положила свою карточку. Какие игрушки здесь нарисованы? Правильно – дудочка и бубен. У кого на картинке есть бубен, тот положит рядом с моим. (Показывает, как надо положить.) А у кого дудочка есть, куда он положит свою карточку? («С другой стороны».) А теперь какие картинки лежат у нас по краям? («Барабан и погремушка».) У кого есть такие картинки, положите их в один ряд.
Дети находят одинаковые картинки и кладут их на концы образовавшегося ряда. Так игра продолжается до тех пор, пока у детей карточек не останется. В заключение можно сказать: - «У нас получился целый оркестр, и мы можем послушать