Файл: Баяханова Айымкуль Беймбетовна, учитель математики и информатики Методика использования игрового материала во внеурочной деятельности по икт в условиях инклюзивного образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Баяханова Айымкуль Беймбетовна, учитель математики и информатики
«Методика использования игрового материала во внеурочной деятельности по ИКТ в условиях инклюзивного образования»
Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Игровая технология – целостная система, охватывающая конкретную часть образовательного процесса. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие личностные качества воспитанников, обеспечивающие эффективность вхождения в социум, их самореализацию в соответствии с интересами и возможностями.
Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объёма разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, интернетом, а также, все более масштабным использованием средствами массовой информации игровых технологий.
Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной. Одним из приоритетов современной системы образования становится достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей учащихся.
Игра – форма психогенного поведения, т. е. внутренне присущего, имманентного личности (Д. Н. Узнадзе).
Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский).
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности ребенка. Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
-
развлекательную: это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес; -
коммуникативную: освоение диалектики общения; -
самореализации в игре как в полигоне человеческой практики; -
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; -
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; -
коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показаний; -
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; -
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
-
в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета; -
как элемент более обширных технологий; -
в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); -
как технология проведения внеурочной работы по предмету.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко сформулированной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при внеурочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
-
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; -
учебная деятельность подчиняется правилам игры; -
учебный материал используется в качестве ее средства; -
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; -
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:
-
Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность. -
Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения. -
Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время, ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки коммуникативности. -
Социализирующую. Учащийся приобщается к нормам и ценностях общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.
Большинству игр присуще четыре главныечерты (по С. А. Шмакову):
1.Процедурное удовольствие – свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.
2. Эмоциональное напряжение – эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.
3. Правила игры – наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.
4. «Поле творчества» – творческий, в значительной степени импровизационный характер деятельности
В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.
В структуруигры как процесса входят:
-
роли, взятые на себя играющими; -
игровые действия как средство реализации этих ролей; -
игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми, условными; -
реальные отношения между играющими; -
сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Следует разделять игры по виду деятельности:
-
физические (двигательные); -
интеллектуальные (умственные); -
трудовые; -
социально-педагогические.
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
-
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; -
познавательные, воспитательные, развивающие; -
репродуктивные, продуктивные, творческие; -
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
Значение и роль игры в работе педагога
-
при использовании игры как дидактического средства в приобретении и формировании определенных умений и навыков, игровые методы обучения помогут раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, -
сформировать умственные действия; -
игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир; -
игра развивает ребенка физически, т.к. он осуществляет разнообразные движения, развивает его мускулы, освобождает от избытка энергии; -
игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития; -
игра важна как школа морали, как переход на новый период развития.
Педагог должен помочь дошкольнику, школьнику и взрослому сохранить игровую позицию, развивать ее и поддерживать, направляя.
Использование игр помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу во внеурочной деятельности, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Сегодня учителя оценили уникальные возможности игры в роли активного участника как учебного, так и воспитательного процесса. Игры, применяемые, многогранны и разнообразны.
Педагогические возможности игры во внеурочной деятельности могут быть реализованы при соблюдении некоторых методических условий:
Прежде всего, ребенок должен быть субъектом деятельности, занимать активную позицию в организации игры. Перевод ребенка на позицию субъекта достигается путем предоставления ему возможности свободного выбора содержания форме игрового действия, способа взаимодействия с другими, выполняемой роли.
Чтобы обеспечить постоянный и устойчивый интерес учащихся к игре, необходимо постепенно увеличивать объем информации и степень участия детей в ее поиске. Последние исследования нейробиологов показали, что структура и организация детского мозга меняется на протяжении всей школьной жизни: чем сложнее задачи, поставленные перед ними, тем быстрее происходит развитие мозга.
Необходимо учесть и психологические особенности детей при использовании игр. Желание детей участвовать в игре, должно быть основополагающим. В этом и состоит основная притягательность игры.
Не должно быть никакого принуждения, насилия и авторитарности. Позиция воспитателя в игре толерантная – он является советчиком, старшим координатором, сторонним наблюдателем.
Весьма важно при выборе познавательных игр опираться на их актуальность и интересы детей, на уровень общего умственного и социального развития, половые различия детей. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.
Использование игровых педагогических технологий во внеурочной деятельности
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
Список использованной литературы
1. Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан.– Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2015 – 13с.
2. Туйбаева Л. И. Информационные технологии как способ реализации дифференцированного подхода в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 211–215. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95665.htm