Файл: Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальностей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство образования Российской Федерации
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
Методические указания и контрольные задания
Экология: Методические указания и контрольные задания для студентов
заочной формы обучения специальностей 260400 – «Лесное и лесопарковое
хозяйство», 260500 – «Садово-парковое и ландшафтное строительство». –
Вопросы
-
Экология как наука, краткая история ее развития. -
Иерархия организации жизни в биосфере, объекты экологии. -
Значение экологии на современном этапе, основные прикладные задачи экологии. -
Системный подход в экологии, понятие и свойства систем. -
Понятие среды обитания, среды жизни в биосфере, их краткая характеристика и освоенность живыми организмами. -
Экологические факторы, их классификация по происхождению. -
Классификация экологических факторов по периодичности влияния на организмы, ее значение. -
Влияние экологических факторов на организмы, правило оптимума – пессимума; закон толерантности; деление организмов по экологической пластичности. -
Закон минимума Либиха; понятие о лимитирующем факторе. Примеры. -
Закон взаимодействия экологических факторов. Примеры. -
Понятие адаптации, формы и обусловленность адаптаций в природе. -
Абиотические факторы в наземно – воздушной среде, их влияние на организмы. -
Абиотические факторы в водной среде, их влияние на организмы. -
Почва как среда обитания, ее особенности. -
Адаптации и экологическая классификация растений по отношению к основным факторам в наземно – воздушной среде. -
Адаптации и экологическая классификация животных по отношению к основным факторам в наземно – воздушной среде. -
Адаптации и экологическая классификация организмов в водной среде. -
Адаптивные биологические ритмы организмов. -
Понятие, критерии популяции. Территориальные подразделения популяций в пределах ареала. -
Половая и возрастная структура популяций животных. -
Особенности возрастной структуры популяций растений (ценопопуляций). -
Типы распределения особей в популяциях. -
Пространственная структура популяций животных в зависимости от территориального поведения и типа использования пространства. -
Поведенческая (этологическая) структура популяций животных. -
Основные количественные показатели популяций. -
Выживаемость в популяции, типы кривых выживания. Примеры. -
Типы роста общей численности популяций. Биотический потенциал и сопротивление среды. -
Типы динамики численности популяций; модификация, регуляция
численности.
-
Гомеостаз популяций. -
Понятие биоценоза и экосистемы(биогеоценоза), их особенности как надорганизменных систем. -
Видовая и экологическая структура биоценоза. -
Пространственная структура биоценоза. -
Типы связей между организмами в биоценозе (по классификации В.Н.Беклемишева). -
Взаимонейтральные, вреднонейтральные и полезнонейтральные взаимодействия между организмами. Примеры -
Полезновредные, взаимовредные и взаимополезные взаимодействия между организмами. Примеры. -
Экологическая ниша, ее составляющие; правила заполнения. -
Функциональные группы организмов в биоценозе, их роль. -
Пищевые цепи, сети в экосистемах. -
Биологическая продуктивность в экосистеме, виды продукции. -
Потоки энергии в экосистеме, энергетическая эффективность пищевых цепей. -
Количественная характеристика пищевых цепей (экологические пирамиды). -
Циклическая динамика экосистем. -
Поступательная динамика экосистем; первичная, вторичная сукцессия. -
Деструктивные сукцессии, их особенности. Примеры. -
Границы и структура биосферы. -
Живое вещество биосферы, геохимическая работа живого вещества. -
Большой геологический и малый биологический круговороты веществ в биосфере. -
Биогеохимический круговорот углерода. -
Биогеохимический круговорот азота. -
Биогеохимический круговорот фосфора. -
Биогеохимический круговорот серы. -
Биогеохимический круговорот кислорода. -
Классификация природных экосистем по размерным и структурным признакам. -
Особенности агроэкосистем как антропогенных систем. -
Краткая история взаимодействия человека с окружающей природной средой, возникновение кризисных ситуаций. -
Формы антропогенного возействия человека на биосферу, особенности современного экологического кризиса. -
Антропогенное загрязнение биосферы; классификация загрязнений. -
Атмосфера как часть среды обитания организмов, ее состав, защитные функции. -
Загрязнение атмосферы (основные загрязняющие вещества, источники их поступления). -
Возникновение смога, кислотных осадков как результат загрязнения атмосферы, последствия этих явлений. -
Проблема усиления парникового эффекта: причины, механизм, последствия. -
Проблема разрушения озонового экрана: причины, механизм, последствия. -
Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. -
Загрязнение гидросферы, почвы (основные загрязняющие вещества, источники их поступления). -
Последствия применения минеральных удобрений и пестицидов в сельском и лесном хозяйстве. -
Антропогенная эвтрофикация водоемов. -
Радиоактивное антропогенное загрязнение биосферы: источники, последствия. Примеры. -
Накопление загрязняющих веществ в пищевых цепях, последствия. Примеры. -
Ущерб от загрязнения окружающей природной среды. -
Виды экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды, порядок расчета. -
Природные ресурсы, их классификация. -
Водные ресурсы, значение в природе и для человека. -
Истощение запасов пресной воды, причины; меры по охране и рациональному использованию. -
Почвенно-земельные ресурсы; состояние, меры по охране и рациональному использованию. -
Ресурсы недр Земли: значение, запасы, охрана. -
Лесные ресурсы: состояние, значение, меры по охране и рациональному использованию. -
Ресурсы флоры и фауны; меры по охране и рациональному использованию. -
Особенности ресурсного цикла; основные принципы рационального природопользования -
Законодательно-правовые основы охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. -
Нормативы качества окружающей среды: ПДК, ПДУ, ПДН. -
Норматив ПДВ (ПДC), порядок расчета. -
Особо охраняемые природные территории. -
Мониторинг состояния окружающей природной среды.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Агроэкосистема – неустойчивая , искусственно созданная и регулярно поддерживаемая человеком экосистема с целью производства с/х продуктов (огороды, сады, и пр.).
Адаптация – эволюционно выработавшееся приспособление организмов к изменяющимся внешним условиям среды.
Биогеохимический цикл – обмен химических элементов между живыми организмами (биоценозом) и неорганической средой (биотопом), различные стадии которого (в виде чередующихся то органических, то минеральных соединений) происходят внутри экосистемы.
Биота – исторически сложившийся комплекс живых организмов, обитающих на крупной территории, ограниченной любыми барьерами распространения.
Биосфера – поверхностная оболочка планеты, охваченная и преобразованная деятельностью организмов.
Биотоп – пространство, занимаемое биоценозом и преобразованное им, компонент экосистемы.
Биоценоз – совокупность определенным образом взаимодействующих популяций растений, животных, микроорганизмов, имеющая функциональную структуру.
Виды-доминанты – виды, преобладающие в биоценозе по численности.
Виды-эдификаторы – виды, которые своей жизнедеятельностью в наибольшей степени создают среду для всего сообщества и без которых существование большинства других видов невозможно.
Загрязнение антропогенное – загрязнение, возникающее в результате деятельности людей, в том числе их прямого или косвенного влияния на интенсивность природного загрязнения.
Кислотные осадки – кислотные дождь, туман, снег и любая другая форма атмосферных осадков с кислотностью выше нормы, т.е. с рН ниже 5,6.
Климаксный биоценоз – сообщество, достигшее стационарного состояния при определенном наборе условий среды, конечная стадия сукцессии.
Когорта – большая группа особей, отрожденных в популяции за короткий промежуток времени относительно общей продолжительности жизни.
Консументы– организмы, получающие энергию и органические вещества в процессе питания другими организмами (растительноядные, хищники) или продуктами их жизнедеятельности (паразиты).
Лимитирующий фактор – фактор, который ограничивает развитие организма, популяции из-за недостатка или избытка по сравнению с потребностью.
Модификация численности – отклонения численности популяции, возникающие в результате действия разнообразных факторов, не связанных с ее плотностью.
Мониторинг окружающей природной среды – слежение за состоянием окружающей человека природной среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов.
Ноогенез – современный этап развития биосферы, когда основную роль играет разумная человеческая деятельность (этап развития разума).
Ноосфера – (буквально - “мыслящая оболочка”) высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества.
Озоновый слой – слой атмосферы, близко совпадающий со стратосферой, лежащий над поверхностью планеты и отличающийся повышенной концентрацией молекул озона, отражающих жесткое космическое излучение, гибельное для живого.
Парниковый эффект – повышение температуры атмосферы из-за увеличения содержания в ней углекислого газа и некоторых других газов, приводящее к чрезмерному поглощению воздухом теплового излучения Земли.
ПДВ (ПДС) – предельно допустимое количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени может быть выброшено конкретным предприятием в атмосферу (ПДВ) или сброшено в водоем (ПДС), не вызывая при этом превышения в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий.
ПДК – предельно допустимая концентрация загрязнителя в почве, воздушной или водной среде, считающаяся безопасной для здоровья человека.
ПДН – предельно допустимые нормы антропогенной нагрузки на природные ресурсы или комплексы, не приводящие к нарушению устойчивости экологических систем.
ПДУ – предельно допустимый уровень радиационного воздействия на окружающую среду, который не представляет опасности для здоровья человека, состояния животных, растений, их генетического фонда.
Пестициды – химические соединения, используемые для защиты растений, с/х продуктов, древесины, изделий из шерсти, хлопка, кожи, для уничтожения эктопаразитов животных и для борьбы с переносчиками опасных заболеваний.
Пищевая (трофическая) цепь – ряд (цепь) видов организмов, каждое предыдущее звено в котором служит пищей для следующего.
Поллютанты – техногенные загрязнители среды: воздуха (аэрополлютанты), воды (гидрополлютанты), земли (терраполлютанты).
Популяция – любая , способная к самовоспроизведению совокупность особей одного вида, относительно изолированная в пространстве и времени от других аналогичных совокупностей.
Продуценты – организмы (в основном зеленые растения), использующие световую энергию для синтеза органических соединений из неорганических.
Регуляция численности – возврат численности популяции после ее отклонения к исходному состоянию, который совершается под действием факторов, зависящих от ее плотности.
Редуценты – организмы (главным образом бактерии и грибы), в ходе жизнедеятельности которых происходит превращение органических остатков в неорганические.
Репродуктивный потенциал (биотический потенциал) – потенциальная способность живых организмов увеличивать численность в геометрической прогрессии.
Ресурсный цикл – совокупность превращений и пространственных перемещений определенного вещества или группы веществ на всех этапах использования его человеком (включая его выявление, подготовку к эксплуатации, извлечение из природной среды, переработку, превращение, возвращение в природу).
Ресурсы природные – средства существования людей, которые не создаются их трудом, но находятся в природе.
Система – упорядоченно взаимодействующие и взаимозависимые компоненты, образующие единое целое.
Смог – густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.
Сопротивление среды – совокупность факторов среды, препятствующих неограниченному росту численности популяции.
Среда обитания – все явления природы, окружающие рассматриваемый биологический объект.
Сукцессия вторичная – последовательная смена сообществ в местообитаниях после разрушения климаксного биоценоза.
Сукцессия первичная – последовательная смена сообществ, происходящая на вновь возникшем местообитании.
Толерантность – выносливость вида по отношению к колебаниям какого-либо экологического фактора.
Удобрение – вещество, предоставляемое растениям или вносимое в почву для снабжения их биогенами.
Ущерб от загрязнения – фактические и возможные убытки народного хозяйства, связанные с загрязнением среды жизни.
Эвтрофикация водоемов – процесс повышения продуктивности водоема за счет значительного роста биомассы фитопланктона вследствие поступления в водоем биогенных веществ (в частности фосфатов и нитратов).
Экологический кризис – стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, а возможности сохранения способности экосистем к саморегуляции в условиях антропогенного воздействия серьезно подорваны.
Экологические факторы – отдельные свойства или элементы среды, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность организмов.
Экология – наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой и окружающей средой.
Экосистема – совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом.
Эмерджентность – наличие у системного целого особых свойств, не присущих его подсистемам, а также сумме элементов, не объединенных системообразующими связями.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….1
-
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ……………………………………………………….2 -
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………..4-
Основная литература…………………………………………………..4 -
Дополнительная литература…………………………………………..5
-
-
УКАЗАНИЯ К РАЗДЕЛАМ КУРСА………………………………………5-
Введение……………………………………………………….……….6 -
Основы экологии………………………………………………………7-
Взаимодействие организма и среды………………………………...7 -
Популяционная экология………………………………………….…8 -
Биоценозы и экосистемы…………………………………………...10 -
Учение о биосфере…………………………………………………..13
-
-
Воздействие человека на биосферу………………………….………15-
Загрязнение окружающей среды как экологическая проблема….15 -
Природные ресурсы и их рациональное использование………….17 -
Контроль и управление качеством окружающей природной
-
-
среды………………………………………………………………………..18
-
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ……………………………………………...19
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ…………………………………………………..24
АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ ТАТАРИНЦЕВ
ЭКОЛОГИЯ
Методические указания и контрольные задания
для студентов заочной формы обучения специальностей
260400 - “ Лесное и лесопарковое хозяйство ”,