Файл: Контрольная работа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности Вариант 5 студента 1 курса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Алтайского края
КГБПОУ «Тальменский технологический техникум»
Контрольная работа
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Вариант № 5
| студента 1 курса ПСОз-221 группы специальность: Право и организация социального обеспечения Гасанова Эльдара Эльвиса оглы № зачетной книжки 2205 преподаватель: ___________________________ |
Тальменка, 2022
Содержание
Вопрос 1. Показатели негативности техносферы. Нормирование негативного фактора 3
Вопрос 2. Гражданская оборона: функции, структура, задачи 7
Вопрос 3. Оповещения и средства защиты населения 13
Практическое задание 17
Список использованных источников 20
Вопрос 1. Показатели негативности техносферы. Нормирование негативного фактора
В тех случаях, когда состояние среды обитания не удовлетворяет критериям безопасности и комфортности неизбежно возникают негативные последствия для интегральной оценки влияния опасности на человека и среду обитания и используется ряд показателей негативности. К ним относят: численность пострадавших от воздействия травмирующих факторов (для оценки травматизма в производственных условиях, кроме абсолютных показателей, используют относительные показатели частоты и тяжести травматизма [2, с. 35].
Показатель частоты травматизма Кч определяет число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за определенный период:
Kч=Tтр1000/C, (1)
где С – среднесписочное число работающих.
Показатель тяжести травматизма Кт характеризует среднюю длительность нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай:
Kч= Д/Tтр, (2)
где Д – суммарное число дней нетрудоспособности по всем несчастным случаям.
Для оценки уровня нетрудоспособности вводят показатель нетрудоспособности Кн = Д 1000 /С; нетрудно видеть, что Кн = Кч Кт), численность пострадавших получивших профессиональные или региональные заболевания Тз, показатель сокращения продолжительности жизни (СПЖ) при воздействии вредных факторов или их совокупности. (показателям СПЖ относят абсолютное значение СПЖ в сутках его определяют по формуле:
СПЖ=((П-СПЖ)/365)*П, (3)
где П – средняя продолжительность в годах); региональная младенческая смертность, определяется числом смертей детей в возрасте до года из 1000 новорожденных; материальный ущерб.
Техносфера – регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств, в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.
Негативные факторы [2, с. 44]:
1 – естественные стихийных явлений;
2 – влияние производственной среды на работающего;
3 – влияние производственной среды на городскую среду (среду промышленной зоны);
4 – влияние человека (ошибочные действия) на производственную среду;
5 – влияние городской среды на человека, производственную и бытовую среду;
6 – влияние бытовой среды на городскую;
7 – влияние бытовой среды на человека;
8 – влияние человека на бытовую среду;
9 – влияние городской среды или промышленной зоны на биосферу;
10 – влияние биосферы на городскую, бытовую и производственную среду;
11 – влияние человека на городскую среду;
12 – влияние человека на биосферу;
13 – влияние биосферы на человека
Методы анализа безопасности систем.
Безопасность – это состояние деятельности, обеспечивающее здоровье и жизнь человека с определенной степенью вероятности.
Любой объект или явление может быть представлен как системное образование. БЖД рассматривает системы, одним из элементов которых является человек.
Цель системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий, таких как аварии, пожары, взрывы и др. и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их возникновения.
Чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных для человека событий, используют методы системного анализа и элементы логики [2, с. 52].
Любая опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая в свою очередь есть следствие другой причины и т.д. Причины и опасности представляют собой сложные цепные структуры, изображения которых называют: «дерево» причин опасности, «дерево» событий, «дерево» вероятности проявления опасности, «дерево» отказов технических систем и т.д.
Вероятность Р(А) любого события А определяется неравенством:
0Р(А)1 (4)
Если вероятность равняется 1, то это означает, что событие А достоверно, а если вероятность равна 0, то событие А невозможно.
Нормирование – это определение количественных показателей факторов окружающей среды, характеризующих безопасные уровни их влияния на состояние здоровья и условия жизни населения.
Нормативы не могут быть установлены произвольно, они разрабатываются на основе всестороннего изучения взаимоотношений организма с соответствующими факторами окружающей среды.
В основу нормирования положены принципы сохранения постоянства внутренней среды организма (гомеостаза) и обеспечения его единства с окружающей средой, зависимости реакций организма от интенсивности и длительности воздействия факторов окружающей среды, пороговости в проявлении неблагоприятных эффектов.
При обосновании нормативов используется комплекс физиологических, биохимических, физико-математических и других методов исследования для выявления начальных признаков вредного влияния факторов на организм. Особое внимание уделяется изучению отдаленных эффектов – онкогенного, мутагенного, аллергенного влияния на половые железы, эмбрионы и развивающееся потомство [2, с. 68].
В зависимости от нормируемого фактора окружающей среды различают – предельно допустимые концентрации (ПДК), допустимые остаточные количества (ДОК), предельно допустимые уровни (ПДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), предельно допустимые выбросы (ПДВ), предельно допустимые сбросы (ПДС) и др.
Предельно допустимый уровень фактора (ПДУ) – это тот максимальный уровень воздействия, который при постоянном действии в течение всего рабочего времени и трудового стажа не вызывает биологических изменений адаптационно-компенсаторных возможностей, психологических нарушений у человека и его потомства.
Нормативы являются составной частью санитарного законодательства и основой предупредительного и текущего санитарного надзора, а также служат критерием эффективности разрабатываемых и проводимых оздоровительных мероприятий по созданию безопасных условий среды обитания.
Вопрос 2. Гражданская оборона: функции, структура, задачи
Гражданская оборона – важная составляющая национальной безопасности и обороноспособности страны.
Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [3, с. 45].
Основные функции Гражданской обороны РФ представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Функции Гражданской обороны РФ
К основным элементам организационной структуры ГО относятся: руководство ГО, органы управления, силы и средства, система связи и оповещения, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, эвакуационные комиссии и комиссии по устойчивости.
Руководство ГО в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Государственную политику в области ГО осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области ГО – МЧС.
Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
Руководство ГО на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются [6, с. 28]:
– Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО – МЧС России;
– Территориальные органы – региональные центры по делам ГОЧС, созданные в федеральных округах, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций – главные управления по делам ГОЧС по субъектам РФ.
Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Они создаются в министерствах и ведомствах.
Структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые в организациях.
Силы и средства ГО представлены штатными или нештатными аварийно-спасательными формированиями или службами. В установленном порядке при необходимости привлекаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
Федеральным законом РФ «О гражданской обороне» установлены следующие основные задачи гражданской обороны [1]:
– обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
– предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
– проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
– проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий (медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер);
– борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– разведка и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и другому заражению;
– обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
– восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
– срочное захоронение трупов в военное время;
– разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
– обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть в готовности к выполнению задач при любых вариантах развертывания и ведения военных действий и в условиях совершения крупномасштабных террористических актов. При этом основное внимание должно уделяться действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия. Кроме того, гражданская оборона должна принимать участие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах [6, с. 35].
В мирное время гражданская оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил, обучению населения, поддержанию в готовности средств защиты, планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения положенных мероприятий, созданию условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведению комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.