Файл: Реферат Философия Древнего Востока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реферат

«Философия Древнего Востока»

Оглавление
Введение

. Становление древневосточной философии

. Древняя китайская философия

.1 Общие черты китайской философии

.2 Философские школы Китая

.3 Взаимоотношения философских школ Китая

. Философия древней Индии

.1 Особенности древнеиндийской философии

.2 Ведийский период

.3 Эпический период

.4 Классический период

Заключение

Список литературы
Введение
Тема моей работы «Философия Древнего Востока». Данный вопрос заинтересовал меня, так как рассматриваемый мною далее период развития философской мысли не является классическим этапом в истории этой науки и не относится к стандартным вопросам, цитируемым из учебника в учебник. Несмотря на это по данному вопросу можно найти большое количество книг, монографий, статей. Актуальность темы объясняется также вопросом, на который пытаются ответить многие, где же всё-таки возникла философия- на Западе или на Востоке?

Целью работы является рассмотрение общих характеристик присущих данному историческому этапу развития философской мысли.

Задачи работы:

выявление и рассмотрение этапов развития философии Древнего Востока;

изучение основных философских школ, их идей и категориального аппарата.

1. Становление древневосточной философии.
Возникновение философии относится к тому времени, когда на смену первобытнообщинному строю пришел более развитый - рабовладельческий. В это время в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения. Этому способствовало накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей (появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии.

Восточная философия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой масштабный и своеобразный пласт мировой философии. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской. Философия как самостоятельная дисциплина возникает в середине I тысячелетия до н. э.. Рождение её сопровождалось переходом от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретённое в интеллектуальном поиске. В 6-5 веках до н. э. в Индии появляется множество течений, критических в отношении предписаний ведийской религии
, развиваются школы, основными из которых стали адживика, джайнизм и буддизм. В Китае становлению философии также способствовали аскетствовавшие бродячие мудрецы. Многие учения формируются на анализе или критике таких древних памятников культуры, как «Ши цзин » («Канон стихов») и «И цзин » («Книга перемен»). В связи с вышеизложенным целесообразно рассмотреть более подробно древнекитайскую и древнеиндийскую философию.

2. Древняя китайская философия

2.1 Общие черты китайской философии

Философия древнего Китая охватывает период 6-2 вв.до.н.э. Распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами - всё это нашло своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Китайские мифы предстают прежде всего, как исторические предания о первопредке, о прошлых династиях, о «золотом веке» и т.д.. Мифы содержат сравнительно мало материала, отражающего взгляды китайцев на становлением мира и его закономерности, взаимосвязь с человеком. Период Чжаньго - «золотой век китайской философии», в это время зарождаются понятия и категории. Основными категориями, при помощи которых древнекитайские философы пытались осмысливать мир, были такие понятия, как у син - «пять первоэлементов» (металл, дерево, вода, огонь, земля), ци (воздух, эфир), инь и ян (пассивное и активное начало в природе), дао (путь, закономерность вещей). Эти категории возникли в результате обобщения многовекового трудового опыта и наблюдений за явлениями природы.

Существовало шесть основных философских школ:

даосизм (даоцзя);

конфуцианство (жуцзя);

моизм (моцзя);

школа законников («фа-цзя», по-европейски - легизм);

школа имён (минцзя);

школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы).

2.2 Философские школы Китая

Даосизм - учение о дао или «пути вещей», включающее элементы религии и философии. Различаются даосизм как определенный стиль философской критики и даосизм как совокупность духовных практик, это деление условно. Согласно даосизму вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель - это тот, который оставляет людей в покое.

Основные категории даосизма:

Дао - «путь»; бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле.

Дэ- «добродетель» или «мораль»; благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным.

У-вэй- «недеяние» - понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать.

Пу - «необработаный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, простоту души.

Представители даосизма: Хуан-ди - легендарный правитель Китая и мифический персонаж, считается основателем даосизма, Лао-цзы - древнекитайский философ VI-V веков до н. э., один из основателей даосизма, Чжан Даолин - основатель первой устойчивой даосской организации (Пять Ковшей Риса) в Ханьскую эпоху и др..

Конфуцианство - этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551-479 до н. э.), развитое его последователями. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда - как религия. По конфуцианству правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви.

Можно выделить 22 основные категории:

rén- человеколюбие, гуманность, достойный, гуманный человек.

yì - долг/справедливость, должная справедливость, чувство долга.ǐ - церемония, поклонение, этикет, приличия, подношение, подарок.

dào -путь, истина, способ, метод, правило, обычай, мораль.

dé -благая сила, моральная справедливость, гуманность, честность.

zhì- мудрость, ум, знание, стратагема, умудрённость, понимание.

xìn - искренность, вера, доверие, подлинный, действительный.

Cái - способности, талант, талантливый человек, природа человека.

xiào-почитание родителей, усердное служение родителям.

tì - уважение к старшим братьям, любовь младшего брата к старшему.

ǒng - храбрость, отвага, мужество, солдат, воин, ополченец.

zhōng - верность, преданность, искренность, чистосердечие.

shùn - послушный, покорный, благонамеренный, повиноваться.

hé - гармония, мир, согласие, мирный, спокойный, безмятежный.ǔcháng -нормы человеческих взаимоотношений (между государем и министром, отцом и сыном, старшим и младшим братьями, мужем и женой, между друзьями).

sāngāng - Три устоя (абсолютная власть государя над подданным, отца над сыном, мужа над женой).

jūnzǐ -благородный муж, совершенный человек, человек высших моральных качеств, мудрый и абсолютно добродетельный человек.ǎorén -низкий человек, подлый люд, маленький человек.

zhōngyōng - золотая середина, посредственный, средний, заурядный.

dàtóng -Великое Единение, согласованность, полная гармония.

xiăokāng -небольшой (средний) достаток, состояние общества.

zhèngmíng - «Исправление имён », приводить названия в соответствие с сущностью вещей и явлений.

Моизм - древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Смысл учения заключался в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Основатель философской школы - древнекитайский мыслитель Мо-цзы . После его смерти моизм распался на три течения, представленные Сянли , Сянфу и Дэн Лином

Школа законников («фа-цзя», по-европейски - легизм ). Представители легизма занимались проблемами социальной теории и государственного управления. Представителями школы законников были Жэнь Бухай, Ли Куй, У Ци , Шан Ян , Хань Фэйцзы .

Основные идеи школы:

 Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам.

 Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчёты.

 Следует усваивать опыт предшествующих правителей, но «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».

 Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.

 В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников.

 Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоёв в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.

 Требование предъявляемое к чиновникам лишь одно - слепо повиноваться государю.

 Ограничение общинного самоуправления, подчинение семейных кланов местной администрации.

 Установление единых для всего государства законов. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.

 Отношения между властью и народом рассматривались как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей - государство слабое; когда власти сильнее своего народа - армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.

 За малейший проступок следует карать смертной казнью.

 Высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.

Школа имён . Основная проблематика школы имён - это соотношение «имён и реалий», несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. В историко-философской литературе школу также называют школой софистов, школой номиналистов, школой диалектиков. Представителями были Дэн Си , Хуэй Ши , Гунсунь Лун .

Школа «инь-ян» (натурфилософы) - Школа Тёмного (Инь) и светлого (Ян) начал. Представители - Цзы-вэй , Цзоу Янь , Чжан Цан. Центральная концепция - универсальность дуализма сил Инь-Ян и цикличность взаимодействий порождённых ими пяти элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Земли. Представители этой концепции рассматривали всё развитие Мира. Они выражали идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующие в неограниченном ряду оппозиций: пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т.д. Представители взглядов школы «Инь-ян» Цзы-вэй , Цзоу Янь , Чжан Цан.

2.3 Взаимоотношения философских школ Китая.
Даосизм, с концепцией недеяния, находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Это противостояние нашло отражение, например, в деятельности иезуитских миссионеров: так, Маттео Риччи состоял в тесном контакте с конфуцианской элитой и отвергал даосизм как языческую практику - его оппонент, Руджиери , утверждал сходство между понятиями Дао и логос .

Даосизм связан с буддизмом. Первой даосской школой, возникшей на изучении буддийских трактатов, была школа Линбао . Её основатель Гэ Чаофу перенял из буддизма представление о перерождениях в пяти мирах и в сильно упрощённом виде элементы космологии . Даосы не оставили практику достижения бессмертия, но усовершенствовали понятие бессмертия , отказались от буквальной трактовки бесконечного пребывания в том же земном теле, и ввели для небожителей другие миры - счастливые земли, острова бессмертных и т. д. Из буддийской теории перерождений следовало учение о карме и воздаянии. Позже буддийские элементы стали привычны для даосских школ, которые переняли также буддийские методы медитации.

Сторонники моизма серьёзно конкурировали с представителями конфуцианства, считая их обряды и церемонии бессмысленной тратой казённых средств и призывали к личной покорности воле небес. Конфуций различал любовь к семье и родителям и любовь к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Взгляды Мо-цзы направлены против учения Конфуция о врожденном знании, против его традиционализма. Борьба Мо-цзы против взглядов о врожденном знании и утверждение им практической значимости знания в противоположность конфуцианским идеям о независимости знания от практической деятельности человека является отражением борьбы материализма и идеализма в области теории познания в Древнем Китае.

Сторонники легизма («Школа законников») сочетали свои идеи с идеями других учений. Например, Принц Хань Фэй и Ли Сы одни из тех, кто сочетал легизм с даосскими идеями естественности (государство не должно мешать жить своим жителям). Вэй Ляо-цзы - сторонник придания легизму большей гуманности в конфуцианском духе.

Наряду со школой моистов (моизм) и конфуцианцем Сюнь Куаном школа Мин цзя (школа имен) активно участвовала в формировании зачатков логики в китайской мысли.

Возникновение неоконфуцианства связано с интеграцией (синтезом) основных традиций даосизма и идей школы «Инь-ян». Традиции школы инь-ян в свою очередь использовались в религиозном даосизме.

философия древний индия китай

3. Философия древней Индии.
3.1 Особенности древнеиндийской философии.
Исторические рамки философии древнего Китая - от 6 в. до н.э. - появление течений, критически относящихся к предписаниям ведийской религии , до 1тыс. н.э.- с этого момента начинают развиваться монотеистические вероучения, такие как кабирпантхи , сикхизм и т.д.. Выделяют несколько периодов в древнеиндийской философии, это: ведийский (1-я пол. I тыс. до н.э), эпический (2-я пол. I тыс. до н.э.) и классический (с I тыс. н.э.). Индийская философия занималась преимущественно религиозными проблемами, также она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного . Поскольку индусы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно философии истории . Эстетика и учение об обществе и государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науками.

Рассмотрим подробнее каждый из этапов развития индийской философии.
3.2 Ведийский период

В это время созданы тексты Вед, в которых изложено мифологическое мировоззрение родового общества. Этапом эволюции Вед считаются Упанишады, явившиеся переходной формой от мифологии к философии.

Мировоззрение Ригведы (собрание религиозных гимнов), а также брахманизма (тексты о жертвоприношениях) представляет собой крайний плюрализм: боги, люди, животные, растения, элементы, времена года, страны света, жертвоприношения, качества, части тела, духовные способности и т. д. - все являются наделенными жизнью субстанциями, которые связаны друг с другом, взаимно проникают друг в друга и могут превращаться одна в другую, что достигается посредством магических действий. Мир и его явления рассматриваются как совершенствование первичной сущности. В философских трактатах упанишад ах говорится о том, что в основе космоса лежит вечно сущее - Брахман , из которого развилось все существующее и которое тождественно вечному внутреннему ядру индивида, Атману . Там же развивается теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков - карме , которая обуславливает новое существование живого существа, как и страстное желание вырваться из кругооборота повторяющихся рождений - сансары - благодаря аскетизму и приобретению высшего познания - решающего фактора всей последующей истории духа.
3.3 Эпический период

В этот период проявляется интерес к этическим проблемам. Против брахманов и реформистов выступают материалисты, агностики, фаталисты. Идёт развитие философских школ, которые называются- даршаны. Затем их разделили на ортодоксальные (основанные на учении вед) и неортодоксальные.

Неортодоксальные даршаны:

Буддизм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни.

Джайнизм - религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э., которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.

Ортодоксальные даршаны:

Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам. Цель школы - разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Принципы школы - обрядность (ортопраксия), антиаскетизм и антимистика. Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества.

Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из Брахмана. Брахман - причина всего сущего. Тождественной с Брахманом считается душа, которая вечна, безначальна и неучтожима. Душа - это сознание, рассматриваемое как вечно существующая, самоочевидная реальность. По своей внутренней природе она чужда какой бы то ни было деятельности. На уровне эмпирического мира существует множество душ. До тех пор, пока душа находится в системе тело-разум-чувство, она остается лишь подобием, образом Брахмана, поэтому она множественна, не единослитна с Брахманом.

Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление»). Санкхья - дуалистическая философия, которая пытается объяснить все мироздание и найти спасение от страдания, исходя из двух изначальных реальностей - пракрити (материя, природа) и пуруши (абсолютная душа). Правда, диалистична лишь классическая санкхья, а возникшие на ее основе варианты носят либо материалистический, либо теистический характер.

Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог. Цель йоги - изменение онтологического статуса человека в мире. Учение разрабатывало способы «обуздания мысли», способы отвлечения мысли от всех предметов чувственного мира и сосредоточения такой «очищенной» мысли в самой себе. В состоянии такого глубокого транса человек сознает, по мнению представителей этой школы, отличие своего «я» от мира, освобождается от него.

Ньяя (правило, логика) - учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм . Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Это теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму.

В одну систему с йогой слилась Вайшешика , которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Цель мудрости вайшешика видит в освобождении человеческого «я» от страдания и зависимости. Последняя причина страдания - незнание.
3.4 Классический период

Классический период также называют индуистским, он начинается с 1000 года н.э..

В это время в Индии угасает буддизм и джайнизм. Возникают реалистические вишнуитские и шиваитские системы, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями господствовали тантризм и шактизм.

Тантра - тайная наука о ритуале, изложенная в текстах-тантрах и в европейских языках получившая название «тантризм».

Тантризму в индуизме присущи следующие особенности:

 преобладание представителей самых низких каст в составе сект;

 большая доля представителей неарийских племён в составе сект;

 крайняя эзотеричность сект и проводимых в них обрядов;

 широкое использование методов йоги;

 несовместимость основных обрядов с брахманистским ритуалом и моральными нормами брахманов;

 отведение особой роли половому энергетическому началу, которое представлено в виде богини Шакти .

Шактизм - одно из основных направлений индуизма ; основано на поклонении Шакти или Деви - Богини-Матери в индуизме - как абсолютной и изначальной форме Бога .
Заключение

В заключении следует отметить, что восточная мысль более эмоционально-этична, нежели рационально-логична. Она исходит из непосредственно-этического восприятия жизни, не противопоставляя последнюю ее собственной цели. Восточные мыслители не сомневались в наличии тесной связи не только между природой и человеком, но и между общественными явлениями и человеческими поступками, с одной стороны, и природными явлениями - с другой. Мыслители Востока напрямую выводили порядок и спокойствие в обществе из поступков людей согласно естественным законам.

В результате написания работы мной был изучен один из этапов эволюции философской мысли, а именно философия Древнего Востока. В общих чертах теперь я знаком с философией древних Китая и Индии. Мной были рассмотрены основные философские школы и идеи, которых придерживались представители этих школ. Можно заметить, что в настоящие дни встречаются люди, относящие себя например к буддистам, или говорящим что они занимаются йогой. Но сейчас эти и другие направления восточной философии претерпели большие изменения. Зачастую люди не понимают идей, принципов, законов какой-либо восточной школы. Это не философские школы сейчас, а нечто другое, название осталось тем же, а сущность уже другая, совсем иная.

Я думаю выполненной мною работы достаточно для общего ознакомления с выбранным мною вопросом.
Список литературы:
1. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. И.: «Мысль»,1972,363с.т.1

2. История восточной философии. Учебное пособие. М.: ИФ РАН, 1998

3. Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2008. - 255 с.

4. Малявин.В.В. Китайская цивилизация. -М.: ИПЦ «Дизайн.Информация.Картография»:ООО «Издательство Астрель»:ООО «Издательство АСТ»,2001.-632с:ил,карт.

5. Электронный ресурс:

. Электронный ресурс: http://antique_philosophy.academic.ru/ (Словари и энциклопедии на Академике)

. Электронный ресурс:

. Электронный ресурс: http://iph.ras.ru/enc.htm (Новая философская энциклопедия)