Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат
«Философия Древнего Востока»
Оглавление
Введение
. Становление древневосточной философии
. Древняя китайская философия
.1 Общие черты китайской философии
.2 Философские школы Китая
.3 Взаимоотношения философских школ Китая
. Философия древней Индии
.1 Особенности древнеиндийской философии
.2 Ведийский период
.3 Эпический период
.4 Классический период
Заключение
Список литературы
Введение
Тема моей работы «Философия Древнего Востока». Данный вопрос заинтересовал меня, так как рассматриваемый мною далее период развития философской мысли не является классическим этапом в истории этой науки и не относится к стандартным вопросам, цитируемым из учебника в учебник. Несмотря на это по данному вопросу можно найти большое количество книг, монографий, статей. Актуальность темы объясняется также вопросом, на который пытаются ответить многие, где же всё-таки возникла философия- на Западе или на Востоке?
Целью работы является рассмотрение общих характеристик присущих данному историческому этапу развития философской мысли.
Задачи работы:
выявление и рассмотрение этапов развития философии Древнего Востока;
изучение основных философских школ, их идей и категориального аппарата.
1. Становление древневосточной философии.
Возникновение философии относится к тому времени, когда на смену первобытнообщинному строю пришел более развитый - рабовладельческий. В это время в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения. Этому способствовало накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей (появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии.
Восточная философия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой масштабный и своеобразный пласт мировой философии. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской. Философия как самостоятельная дисциплина возникает в середине I тысячелетия до н. э.. Рождение её сопровождалось переходом от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретённое в интеллектуальном поиске. В 6-5 веках до н. э. в Индии появляется множество течений, критических в отношении предписаний ведийской религии
2. Древняя китайская философия
2.1 Общие черты китайской философии
Философия древнего Китая охватывает период 6-2 вв.до.н.э. Распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами - всё это нашло своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Китайские мифы предстают прежде всего, как исторические предания о первопредке, о прошлых династиях, о «золотом веке» и т.д.. Мифы содержат сравнительно мало материала, отражающего взгляды китайцев на становлением мира и его закономерности, взаимосвязь с человеком. Период Чжаньго - «золотой век китайской философии», в это время зарождаются понятия и категории. Основными категориями, при помощи которых древнекитайские философы пытались осмысливать мир, были такие понятия, как у син - «пять первоэлементов» (металл, дерево, вода, огонь, земля), ци (воздух, эфир), инь и ян (пассивное и активное начало в природе), дао (путь, закономерность вещей). Эти категории возникли в результате обобщения многовекового трудового опыта и наблюдений за явлениями природы.
Существовало шесть основных философских школ:
даосизм (даоцзя);
конфуцианство (жуцзя);
моизм (моцзя);
школа законников («фа-цзя», по-европейски - легизм);
школа имён (минцзя);
школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы).
2.2 Философские школы Китая
Даосизм - учение о дао или «пути вещей», включающее элементы религии и философии. Различаются даосизм как определенный стиль философской критики и даосизм как совокупность духовных практик, это деление условно. Согласно даосизму вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель - это тот, который оставляет людей в покое.
Основные категории даосизма:
Дао - «путь»; бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле.
Дэ- «добродетель» или «мораль»; благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным.
У-вэй- «недеяние» - понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать.
Пу - «необработаный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, простоту души.
Представители даосизма: Хуан-ди - легендарный правитель Китая и мифический персонаж, считается основателем даосизма, Лао-цзы - древнекитайский философ VI-V веков до н. э., один из основателей даосизма, Чжан Даолин - основатель первой устойчивой даосской организации (Пять Ковшей Риса) в Ханьскую эпоху и др..
Конфуцианство - этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551-479 до н. э.), развитое его последователями. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда - как религия. По конфуцианству правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви.
Можно выделить 22 основные категории:
rén- человеколюбие, гуманность, достойный, гуманный человек.
yì - долг/справедливость, должная справедливость, чувство долга.ǐ - церемония, поклонение, этикет, приличия, подношение, подарок.
dào -путь, истина, способ, метод, правило, обычай, мораль.
dé -благая сила, моральная справедливость, гуманность, честность.
zhì- мудрость, ум, знание, стратагема, умудрённость, понимание.
xìn - искренность, вера, доверие, подлинный, действительный.
Cái - способности, талант, талантливый человек, природа человека.
xiào-почитание родителей, усердное служение родителям.
tì - уважение к старшим братьям, любовь младшего брата к старшему.
ǒng - храбрость, отвага, мужество, солдат, воин, ополченец.
zhōng - верность, преданность, искренность, чистосердечие.
shùn - послушный, покорный, благонамеренный, повиноваться.
hé - гармония, мир, согласие, мирный, спокойный, безмятежный.ǔcháng -нормы человеческих взаимоотношений (между государем и министром, отцом и сыном, старшим и младшим братьями, мужем и женой, между друзьями).
sāngāng - Три устоя (абсолютная власть государя над подданным, отца над сыном, мужа над женой).
jūnzǐ -благородный муж, совершенный человек, человек высших моральных качеств, мудрый и абсолютно добродетельный человек.ǎorén -низкий человек, подлый люд, маленький человек.
zhōngyōng - золотая середина, посредственный, средний, заурядный.
dàtóng -Великое Единение, согласованность, полная гармония.
xiăokāng -небольшой (средний) достаток, состояние общества.
zhèngmíng - «Исправление имён
Моизм - древнекитайская
Школа законников
Основные идеи школы:
Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам.
Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчёты.
Следует усваивать опыт предшествующих правителей, но «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».
Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.
В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников.
Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоёв в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.
Требование предъявляемое к чиновникам лишь одно - слепо повиноваться государю.
Ограничение общинного самоуправления, подчинение семейных кланов местной администрации.
Установление единых для всего государства законов. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
Отношения между властью и народом рассматривались как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей - государство слабое; когда власти сильнее своего народа - армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
За малейший проступок следует карать смертной казнью.
Высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.
Школа имён
Школа «инь-ян» (натурфилософы) - Школа Тёмного (Инь) и светлого (Ян) начал. Представители - Цзы-вэй
2.3 Взаимоотношения философских школ Китая.
Даосизм, с концепцией недеяния, находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Это противостояние нашло отражение, например, в деятельности иезуитских миссионеров: так, Маттео Риччи
Даосизм связан с буддизмом. Первой даосской школой, возникшей на изучении буддийских трактатов, была школа Линбао
Сторонники моизма серьёзно конкурировали с представителями конфуцианства, считая их обряды и церемонии бессмысленной тратой казённых средств и призывали к личной покорности воле небес. Конфуций
Сторонники легизма («Школа законников») сочетали свои идеи с идеями других учений. Например, Принц Хань Фэй
Наряду со школой моистов (моизм) и конфуцианцем Сюнь Куаном школа Мин цзя (школа имен) активно участвовала в формировании зачатков логики в китайской мысли.
Возникновение неоконфуцианства связано с интеграцией (синтезом) основных традиций даосизма и идей школы «Инь-ян». Традиции школы инь-ян в свою очередь использовались в религиозном даосизме.
философия древний индия китай
3. Философия древней Индии.
3.1 Особенности древнеиндийской философии.
Исторические рамки философии древнего Китая - от 6 в. до н.э. - появление течений, критически относящихся к предписаниям ведийской религии
Рассмотрим подробнее каждый из этапов развития индийской философии.
3.2 Ведийский период
В это время созданы тексты Вед, в которых изложено мифологическое мировоззрение родового общества. Этапом эволюции Вед считаются Упанишады, явившиеся переходной формой от мифологии к философии.
Мировоззрение Ригведы
3.3 Эпический период
В этот период проявляется интерес к этическим проблемам. Против брахманов и реформистов выступают материалисты, агностики, фаталисты. Идёт развитие философских школ, которые называются- даршаны. Затем их разделили на ортодоксальные (основанные на учении вед) и неортодоксальные.
Неортодоксальные даршаны:
Буддизм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни.
Джайнизм - религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э., которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.
Ортодоксальные даршаны:
Миманса
Веданта
Санкхья
Йога
Ньяя
В одну систему с йогой слилась Вайшешика
3.4 Классический период
Классический период также называют индуистским, он начинается с 1000 года н.э..
В это время в Индии угасает буддизм и джайнизм. Возникают реалистические вишнуитские и шиваитские системы, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями господствовали тантризм и шактизм.
Тантра - тайная наука о ритуале, изложенная в текстах-тантрах и в европейских языках получившая название «тантризм».
Тантризму в индуизме присущи следующие особенности:
преобладание представителей самых низких каст в составе сект;
большая доля представителей неарийских племён в составе сект;
крайняя эзотеричность сект и проводимых в них обрядов;
широкое использование методов йоги;
несовместимость основных обрядов с брахманистским
отведение особой роли половому энергетическому началу, которое представлено в виде богини Шакти
Шактизм - одно из основных направлений
Заключение
В заключении следует отметить, что восточная мысль более эмоционально-этична, нежели рационально-логична. Она исходит из непосредственно-этического восприятия жизни, не противопоставляя последнюю ее собственной цели. Восточные мыслители не сомневались в наличии тесной связи не только между природой и человеком, но и между общественными явлениями и человеческими поступками, с одной стороны, и природными явлениями - с другой. Мыслители Востока напрямую выводили порядок и спокойствие в обществе из поступков людей согласно естественным законам.
В результате написания работы мной был изучен один из этапов эволюции философской мысли, а именно философия Древнего Востока. В общих чертах теперь я знаком с философией древних Китая и Индии. Мной были рассмотрены основные философские школы и идеи, которых придерживались представители этих школ. Можно заметить, что в настоящие дни встречаются люди, относящие себя например к буддистам, или говорящим что они занимаются йогой. Но сейчас эти и другие направления восточной философии претерпели большие изменения. Зачастую люди не понимают идей, принципов, законов какой-либо восточной школы. Это не философские школы сейчас, а нечто другое, название осталось тем же, а сущность уже другая, совсем иная.
Я думаю выполненной мною работы достаточно для общего ознакомления с выбранным мною вопросом.
Список литературы:
1. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. И.: «Мысль»,1972,363с.т.1
2. История восточной философии. Учебное пособие. М.: ИФ РАН, 1998
3. Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2008. - 255 с.
4. Малявин.В.В. Китайская цивилизация. -М.: ИПЦ «Дизайн.Информация.Картография»:ООО «Издательство Астрель»:ООО «Издательство АСТ»,2001.-632с:ил,карт.
5. Электронный ресурс:
. Электронный ресурс: http://antique_philosophy.academic.ru/ (Словари и энциклопедии на Академике)
. Электронный ресурс:
. Электронный ресурс: http://iph.ras.ru/enc.htm (Новая философская энциклопедия)