Файл: Предметная агнозия Затылочнотеменные отделы мозга (1819 поля).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зрительная агнозия

Синдром

Поражение

Характеристика

Проба

Предметная агнозия

Затылочно-теменные отделы мозга (18;19 поля)

Нижняя часть (широкой затылочной сферы)

Больной видит предметы, но не может распознать их (грубая форма).

Больные не могут выделять отдельные контуры и видят спутанные линии.

Поллельребтера

Оптико-пространственная агнозия

  1. Верхней части, широкой зрительной сферы

, затылочно-теменные отделы мозга

  1. (при правополушарных очагах) – оптико-пространственная агнозия

Теряется возможность ориентации в пространственных признаков окружающей среды и изображений объектов. Нарушается лево-правая ориентировка. Перестают понимать символику рисунка, отражающего пространственные признаки объекта. Чаще нарушается рисунок при поражении задних отделов правого полушария.

Больной, копируя рисунок, изображает только одну сторону предмета или грубо искажает изображение одной стороны.

- праксис позы

- плохо выполняют движения, требущие элементарной зрительно-пространственной ориентировки.




Буквенная агнозия (символическая)

Левое полушарие мозга. Нижняя часть широкой зрительной сферы ( у правшей)

В чистом виде: больные (буквы) не могут правильно их назвать. Распадается навык чтения.




Цветовая агнозия

Собственно, цветовая агнозия

Нарушение распознавания цветов – цветовая слепота

Поражение НКТ и затылочной коры (17;20 поля)

Как переферическое, так и центральное происхождение.

Нарушения высших зрительных f

Больные правильно называют и различают цвета.

Трудности связаны с соотнесением цветов с предметами




Симультанная агнозия

Слабость зрительных клеток

Больной – одновременно не может воспринимать двух изображений. Больной не может воспринимать цели, он видит только его части или часть




Лицевая агнозия

Поражение задних отделов правого полушария, нижние отделы широкой зрительной сферы

У больного теряется слабость распознавать реальные лица или их изображения




Псевдоагнозии

Лобные доли мозга (вторичный характер)










Слуховая агнозия

Вид:

Поражения

Симптомы

Диагностика

Слуховая (акустическая) агнозия

Поражение вторичных корковых полей слуховой системы правого полушария (42-го и 22-го)

Выраженная слуховая агнозия.

Больные не способны определить значение различных бытовых звуков и шумов. В грубых формах агнозия выражается в том, что больной не может определить смысл самых простых бытовых звуков.

Используются аудиозаписи элементарных бытовых звуков

Дефекты слуховой памяти

Височное поражение

Больные, способные различать звуковые

отношения, не могут заполнить два или более звуковых этапа

Нарушается способность к различию звуковых комплексов разной сложности, особенно состоящих из армии последовательных звуков.




Аритмия

Височная область

Больные не могут правильно оценивать и воспроизводить относительно простые ритмические структуры, которые предъявляются им на слух

Ребенку предъявляются наборы чередующихся звуков

Амузия

Височная область

Нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую или только что услышанную мелодию. А также отличать одну мелодию от другой.

Предъявляются аудиозаписи знакомых песен

Нарушение интонационной стороны речи

Поражение правой височной области

Не различают интонацию, невыразительную речь.

Не может определить принадлежность голоса (мужской или женский)

Дифференцировка голосов мужчины и женщины, различие одиночных звуков речи



Кожно-кинестетические расстройства

Нарушения «Схема тела»

Соматоагнозия

Поражение верхней части теменной области коры мозга, первичной сенсорной коры, кожно-кинетические анализаторы, куда информация поступает от разных частей тела.

Поражение правой теменной области

Соматические образы ложные, ощущение чужой руки

Соматоагнозия

При поражении теменных отделов мозга существуют нарушения тактильных f. Нижние и верхние синдромы поражения правого и левого полушарий мозга различны

Передние-задние различия

Задние отделы теменной коры

Поражение передних отделов коры

Способность нарисовать фигуру, опознать на ощупь. Тактильные гностические расстройства

Апрактоагнозия

Задние отделы теменной коры

Оптико-пространственная агнозия (счет времени)

Нижнетеменной синдром

Нарушения постцентральных областей, которые граничат с зонами представительства руки и лица в 1,2,3-м, а также в примыкающим к ним 39-м и 40-м полях

Нарушение сложных форм тактильного гнозиса. Нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможно интегрировать тактильные ощущения

Астереогноз: 1) больной может правильно воспринимать разные признаки предмета, но не может объединить в единое целое

2) нарушено опознание признаков предмета

Тактильная агнозия, текстура объекта




Трудности опознания материала, из которого был сделан и объект, качество объекта (текстурные)

Пальцева агнозия

Особенно левое полушарие

Нарушается способность называть пальцы руки

Тактильная алексия




Трудности опознания цифр или букв на кисти руки

Амнестическая афазия

Нижнетеменной синдром

Невозможность назвать с закрытыми глазами, на ощупь предметы

Речевые нарушения связаны с расстройством кинестетической основы речи, что приводит к моторной аффазии

Нарушения движений и действий




Нарушения произвольных движений и действий

Кинестетическая апраксия

Поражение нижних отделов постцентральной области коры Б.П (то есть задних отделов коркового ядра двигательного анализатора 1,2 частично 40-го полей левого нарушения)

Страдает кинестетическая основа движений. Они становятся недифференциированными, плохо управляемыми, нарушение движений, не могут показать без предмета, как свершается то или иное действие.

При поражении внешней пространственной организации движений, нарушается внутренняя

Пространственная апраксия, апрактоагнозия

Поражение теменно-затылочных отделов коры на границе 19-20 и 39-го полей

Расстройство зрительно-пространственных синтезов, нарушение пространственных представлений (вверх-низ, право-лево)

Конструктивная апраксия







Оптико-пространственная аграфия

Теменно-затылочные отделы коры

Трудности конструирования целого из отдельных элементов.

Трудности правильного написания букв, различно ориентированные в пространстве

Кинестетическая апроксия (входит в предметный синдром), протекает на фоне нарушения различных психических функций

Поражения нижних отделов премоторной области коры Б.П


Поражение нижне-премоторных отделов коры левого полушария

Распад кинестетических мелодий, нарушения последовательных движений, временной организации двигательных актов.

Общность нарушений двигательных функций руки и речевого аппарата.

Нарушения: Предметных действий, письма, рисования, трудности выполнения графических проб

Регуляторная апраксия




Нарушения программирования движений, отключение сознательного контроля за их выполнение

Эхопраксия

Грубый распад произвольной регуляции движений

Бесконтрольные подражательные повторения движений

Эхолалия

При массивных поражениях левой лобной доли

Нарушения произвольного контроля за осуществление движения, нарушения речевой регуляции двигательных актов.


Трудности при смене программ движений и действий




Афазии




Название афазии

Исследователь

Основа

Симптоматика

Мозговая локализация

Сенсорная

К. Вернике

Нарушение фонематического слуха, т.е. способности различения звукового состава слов

- Трудности понимания устной речи,

- Трудности письма под диктовку

Задняя треть височной извилины левого полушария

Акустико-мнестическая

А.Р. Лурия

Нарушение слухоречевой памяти

- Трудности понимания речи в усложненных условиях

- Трудности в устной речи

- Затруднения письма под диктовку

Другие виды речи страдают вторично

Средние отделы левой височной области

Оптико- мнестическая

А.Р. Лурия

Нарушение зрительной памяти, слабость зрительных представлений, зрительных образов слов

- Затруднение в назывании предметов и их изображений при большей легкости называния действий

Другие виды речи страдают вторично

Задненижние отделы височной области левого полушария

Семантическая

Х. Хад

Дефекты симультанного анализа и синтеза (трудности в оценке пространственных отношений)

- Нарушения понимания определенных логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения.

В случаях обширных поражений указанной зоны больные не понимают смысла такого типа слова, как над, под, слева, справа и т.п.

Сочетается с нарушениями счета, пространственного мышления, конструктивного праксиса.

Зона ТРО – третичная кора теменно-височно-затылочных отделов левого полушария

Афферентная моторная

О. Липпман

Нарушение кинестетической афферентации, поступающей в указанные отделы коры больших полушарий во время произношения слов

- Нарушение произношения слов

- Замена одних звуков другими вследствие возникновения трудностей дифференциации близких артикулем

В этих случаях бывает нарушено самостоятельное письмо и письмо под диктовку

Другие виды речи страдают вторично

Нижние отделы постцентральной коры левого полушария

Эфферентная моторная

П. Брока

Нарушение кинестетической организации речевых актов

- Трудности переключения с одного слова на другое вследствие инертности речевых стереотипов

Первично страдают активная устная речь и письмо, вторично нарушаются другие виды речи

Следует отличать от дизартрии

Нижние отделы премоторной коры левого полушария

Динамическая

К. Кляйст

Нарушение сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, проявляющиеся в нарушениях планирования речи

- Нарушения связанной устной и письменной активной речи,

- Общая речевая аспонтанность,

- Трудности актуализации слов, обозначающих действия

Протекает на фоне относительной сохранности повторной и автоматизированной речи, чтения и письма под диктовку

Средне-заднелобные отделы коры левого полушария




Нарушение письма, чтения и счета

Аграфия

Афазия, часто сопровождающаяся на первых этапах аграфией

Полный или частичный распад навыка письма, проявляющийся в виде невозможности написания слов разной слоговой сложности, отдельных слогов и даже букв, трудностях согласования слов, пропусков букв, слов и предлогов

Поражение задних отделов верхней лобной извилины в левом полушарии у правшей

Дисграфия

- Акустическая

- Оптическая

- Аграмматическая

- Артикуляторно-акустическая

- На фоне нарушения языкового анализа синтеса

Неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. Дизонтогенез становления речевой функции и функции письма

Возникает в результате инсульта и связана с нарушением развития

Дизорфография

Связаны с нарушением в усвоении и использовании морфологического принципа письма




Поражение ЦНС

Дислексия

избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

- Фонематическая

- Семантическая

- Аграмматическая

- Оптическая

- Тактильная

- Мнестическая

Поражение коры головного мозга

Акалькулия

Нейропсихологический симптом, проявляющийся в нарушении счета и счетных операций

  1. При поражении височных отделов коры больших полушарий расстраивается устный счет

  2. При поражении затылочных отделов не распознаются цифры, похожие по написанию

  3. При поражении префронтальных отделов расстраиваются целенаправленная деятельность, спланированность счетных операций и контроль над их выполнением

Поражение разных участков коры головного мозга