Файл: Контрольная работа Теории лидерства, тип лидера команды, примеры тема работы Выполнил иб750121 Фарафонов М. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА И КОМАНДНОЙ РАБОТЫ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Теории лидерства, тип лидера команды, примеры»

тема работы
Выполнил ______________ ИБ750121 Фарафонов М.А.

(подпись, дата) (группа, И.О. Фамилия)

Руководитель работы _______________ к.пс.н. Е.С. Арбузова

Тула 2022

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3

1. Лидерство: общие понятия……………………………………….…….. 6

2. Теории лидерства………………………………………………………...8

3. Типы лидера команды……………………………………………….......11

Заключение………………………………………………………………….14

Список использованных источников...……………………………………16

ВВЕДЕНИЕ
Лидерство является одним из тех явлений, которое всегда вызывает интерес у каждого человека, особенно у тех, кто имеет отношение к управлению и руководству персонала.

До сих пор ученые изучают различные закономерности, которые определяют процессы развития и осуществления лидерства, условия и факторы повышения его эффективности. Люди, которые стремятся к лидерству, стараются отыскать способы, позволяющие им добиться успеха и занять лидерские позиции.

Специалисты в области подбора персонала, психологи разрабатывают инструменты для выявления потенциальных лидеров, а также создают новые технологии для развития лидерских качеств, умений.

Люди, которые идут за лидером, слушаются и подчиняются ему, желают понять, что заставляет их подчиняться его власти, как они сами могут влиять на его действия. При этом любой человек, даже об этом не задумываясь, оказывается вовлечен в отношения «лидер – последователи» во всех сферах своей жизни, не только в профессиональной деятельности, но и в семье, дружбе, саморазвитии. Включаясь в политические, экономические, культурные процессы, человек тем более сталкивается с проблемами лидерства, которое сильно оказывает на него влияние.

Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.


Успешная деятельность любой организации связана с характером руководства, отношениями, которые складываются между руководителями и подчиненными, способами управления, существует лидер в организации или нет.

Становление и функционирование лидеров рассматривается как: объективное и универсальное явление.

Объективное явление – любая совместная деятельность нуждается в организации, в выработке наиболее рациональных и приемлемых путей достижения целей. Данные функции выполняют люди, в которых верят, которые пользуются авторитетом, люди высокоактивные и энергичные, уверенные в себе и своих действиях.

Универсальное явление – потому что в лидере нуждаются все виды совместной деятельности людей, группы, организации, движения.

С понятием «лидер» тесно связано другое понятие – «лидерство». Под ним понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Главными составными частями данного понятия являются: способность лидера точно оценивать ситуацию; найти правильное решение стоящих задач; воздействовать на умы и энергию людей; лидерство, как особый механизм взаимодействия лидера и членов той или иной общности, предполагает, что последние принимают и активно поддерживают его решения и действия, сознательно и добровольно подчиняются ему.

Актуальность данной темы заключается в том, что лидерство сложное, динамичное явление, при котором используется различные виды влияния, для того, чтобы обеспечить эффективную работу персонала, а также деятельность предприятия в целом. Современные условия предоставляют радикальное изменение роли человека в системе управления организации. Он перестает быть частью технологического процесса, и превращается в важнейший ресурс организации, следовательно, основной задачей управления становится обеспечение необходимых условий для наиболее полного раскрытия возможностей человека, получения максимальной отдачи в соответствии с целями и стратегией организации. Решение данной задачи выдвигает требования изучения личностных качеств и компетентности руководителей, обеспечивающих успешное существование организаций

Объект исследования – лидерство, основные подходы и влияние на поведение людей в организации.

Предмет исследования – стиль лидерства руководителя в организации.

Цель курсовой работы – подробное изучение понятия лидерство, рассмотрение основных подходов лидерства, способность влиять на людей.



Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих

задач:

1) рассмотреть лидерство, общие понятия;

2) раскрыть теории лидерства;

3) изучить типы лидера команд.

1. Лидерство: общие понятия

Общественное лидерство присуще самой природе человека и является древнейшей формой организации жизни людей, действенным средством разрешения несущих вопросов. Уже на первых этапах развития человечества выбирался такой порядок общественной жизни, где ведущую роль играли более опытные, умные, сильные люди. Они получали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников, становились лидерами. По мере развития социальной жизни усложнялась система лидерства. От личностного лидерства общество переходило к более сложным формам. В обществе существует объективная потребность в лидерстве, и она не может не реализовываться.

Лидерство - один из механизмов объединения групповой деятельности. Основная задача лидера - вызывать активность, устранять пассивность, вовлекать всех членов группы в управление ею. «Лидерство – это загадочное, ускользающее качество. Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других» - писал известный американский специалист в области менеджмента Д. Кэмбелл

Под лидерством принято подразумевать способность личности влиять как на отдельного человека, так и на группу лиц, при этом направлять усилиях всех на осуществление определенной цели. Лидерство является естественным социально-психологическим процессом в группе людей, который строится на влиянии личного авторитета личности на поведение членов группы. Влияние в данном случае рассматривается как поведение человека, вносящее изменения в отношения, поведение и чувства других людей. Влияние осуществляется через идеи, слова устные или письменные, внушения, убеждения, эмоциональное заражение, принуждения, примеры или личный авторитет. Группа людей, которой необходимо решить важную проблему, всегда определит лидера, который должен будет решить вопрос. Лидер определяет существование группы.

Лидер – личность, которая способна объединить людей для достижения определенной цели. Понятия «лидер» и «цель» неразрывно связаны между собой. Потому как лидер всегда имеет определенную цель. Но если человек достигает цель самостоятельно, без помощи других людей, он не может называться лидером. Лидер должен иметь хотя бы одного последователя. Основная задача лидера – суметь повести за собой людей, создать между людьми в группе связи, способствующие решению определенных задач. Исходя из этого, лидера можно назвать элементом упорядочивания системы людей в группе.


Лидер может рассматриваться как зеркало группы людей. Важно отметить: лидером может стать только тот человек, который обладает приветствуемыми и ожидаемыми чертами для представителей определенной группы. Поэтому часто переход лидера в другую группу бывает малоэффективен. Лидерство в группе состоит из нескольких компонентов: эмоциональный компонент, деловой и информационный. «Сердцем группы» всегда является эмоциональный лидер. К такому лидеру каждый член группы может обратиться за помощью, попросить поддержки. «Руками группы» является деловой лидер. Такой лидер профессионально организует дело, наладит необходимые деловые связи, обеспечит успех компании. «Мозгами группы» является информационный лидер. Это эрудит, к которому любой может обратиться с вопросом. Оптимальным вариантом является универсальный лидер, который сочетает в себе все три компонента.


2. Теории лидерства

Существует масса теорий лидерства. Рассмотрим некоторые из них:

1. Теория физических качеств, когда лидер должен обладать высоким ростом, весом и силой не нашла практического подтверждения. Как правило, лидеры бывают небольшого роста и не имеющие большой физической силы.

2. Теория интеллигентности, предполагающая связь лидерских качеств с вербальными и оценочными качествами человека. Эта теория указывает на управленческий успех личности, которая обладает перечисленными качествами.

3. Теория черт предполагает наличие у человека определенных свойств, черт, которые выдвигают его в лидеры. Лидер должен быть уверен в себе, иметь острый и гибкий ум, быть компетентен в ряде вопросов, обладать сильной волей, умением понять особенности психологии человека, обладать организаторскими способностями. Но как показала практика, наличие этих психологических качеств не делает человека однозначно лидером. Есть случаи, когда лидер не обладает перечисленными свойствами, а иногда человек включает в себя все эти качества, но не является лидером. 4.Харизматическая теория предполагает, что на лидера снизошли ряд качеств свыше. Это такие качества, как харизма, способность влиять на людей, прозрение, которое указывает, куда вести людей. Харизматический лидер представляет собой синтез концентрированных и самых ярких ценностей группы. Эти ценности харизматический лидер всегда ставит выше своих интересов. В харизматического лидера верят и почитают. Отношения в группе с таким видом лидера отличаются чрезмерной зависимостью от личности лидера: в отсутствии лидера группа не способна функционировать.


5. Теория ситуативного лидерства заключается в том, что лидером становится человек, умеющий максимально эффективно решать проблемные вопросы, которые возникают в группе. При разных проблемах к лидеру предъявляются различные требования.

6. Теория системного лидерства подразумевает лидерство как процесс регулирования межличностных отношений в группе. Лидер же воспринимается как субъект управления данным процессом. В этой теории лидерство предстает в виде функции группы, следовательно, вопрос ее изучения оценивается с точки зрения целей и задач определенной группы, хотя не стоит игнорировать и структуру личности лидера.

7. Теория авторитарной личности. Эту теорию вывел Т. Адорно, который утверждал, что люди, которые стремятся к лидерству и власти, обладают авторитарным типом личности. Эти люди имеют дуалистическую личность. С одной стороны, в ней собран ряд садистских наклонностей, а с другой — мазохистские наклонности.

8. Теория игровой мотивации предполагает восприятие процесс руководства как захватывающую и увлекательную игру. Основной мотив лидера – содержание управленческой деятельности.

9. Теория инструментальной мотивации определяет власть для определенного типа лидеров, как инструмент, механизм получения различных благ. Власть становится средством достижения определенных целей. Это могут материальные, духовно-нравственные цели.

10. Теория последователей заключается в том, что лидер создает последователей.

11. Психоаналитическая теория видит основой лидерства подавленное либидо (психическую энергию, бессознательное влечение сексуального характера, сублимирующееся в творческие и лидерские способности).

Существует ряд закономерностей, связанных с вопросами лидерства. Э. Хартли обозначил следующее:

- если человек хоть один раз становился лидером, шанс стать им в следующий раз увеличивается;

- если человек получил авторитет, проявил себя как лидер, то это может повлиять на его дальнейшее назначение на руководящую должность, что, в свою очередь, ведет к закреплению лидерства;

- восприятие лидера в группе людей имеет стереотипный характер, поэтому если человек стал лидером при одной ситуации, то группа сделает тебя лидером и при других обстоятельствах;

- у человека, стремящегося стать лидером, больше шансов стать таковым, чем у других.