Файл: Реферат (практическое задание 1) по дисциплине История Шепелев Л. Феномен чина в России Родина. 1992. С. 4146.docx
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Он предусматривал разделение лиц, имеющих право на работу в государственном аппарате по закону, на три категории:
те, кто закончил курс естественных наук в высших учебных заведениях;
те, кто закончил курс естественных наук в средних учебных заведениях;
те, кто не имеет аттестатов ни одного из вышеперечисленных учебных заведений" Архипова Т. Г., Сенин А. С., Румянцева М. Ф. История государственной службы в России XVIII-XX вв.
Однако следует отметить, что и тогда образование чиновников не отвечало предъявляемым требованиям. Так, из низших должностных лиц (10-14 классы Табеля успеваемости), привлеченных к уголовной ответственности, только 3,2% имели высшее образование, 11,3% - среднее, а остальные 85,5% - низшее. Для средних должностных лиц (5-8 классы) эти цифры составляли соответственно 6,4%, 26,0% и 67,6%.
Были установлены разные годы службы - "за усердную и похвальную службу" и "за отличия, оказанные по службе". При этом подчеркивалось, что во всех ведомствах государственной службы должностные лица "определяются на места не иначе, как по чину каждого".
Разные слои общества по-разному относились к Табели о рангах. Но к середине XIX века стало очевидно, что это не способствует продвижению наиболее достойных. Поэтому при каждом новом царе, начиная с Павла I и кончая Александром III, встал вопрос о его упразднении. Она появилась, конечно, в начале царствования Александра II. Жесткая критика системы чинов исходила не только извне, но и из самих правительственных кругов.
Александр II начал с образования особого совещательного собрания. Совещание осудило манию чинов, растущее число и влияние бюрократии, коррупцию и другие пороки, и предложило реформу всей системы управления, включая, в частности, с одной стороны, желательность отмены Табелей учета рабочего времени, но только после существенного повышения зарплаты чиновников. В результате жалованье за время царствования Александра увеличилось в среднем в два раза, но Табель остался нетронутым.
То же самое повторилось при его сыне Александре III. Он также учредил в начале своего царствования Специальную конференцию, которая признала необходимость упразднения чинов, так как они стали явно архаичными, утратили всякий положительный смысл, а лишь стимулируют уродливые почести, карьеризм, который, не стесняясь в средствах, приводит на государственную службу беспринципных людей, которые вместо необходимых деловых и моральных качеств имеют лишь неукротимое желание "вылезти из верхов" любым способом. Главным выводом совещания стало предложение о слиянии чинов с должностями. Король сначала поддержал его.
Но подавляющее большинство министров выступало против упразднения чинов. В то же время их доводы, по сути, повторяли доводы Уварова: "чин возвышает своего владельца над другими подданными, а так как он дается за службу государю, то тем самым укрепляет власть и поднимает ее престиж." Кроме того, в отзывах министров говорилось об опасности "потрясений в умах" чиновников при отмене традиционного порядка. Новая комиссия по совершенствованию государственной службы была, по установившейся традиции, образована в начале царствования Николая II, в 1895 году, на этот раз - при Государственном совете. Она представила свой доклад только 6 лет спустя, в 1901 году. Содержащиеся в нем предложения были наименее радикальными за все 100 лет работы подобных комиссий. На этот раз даже на этом этапе не ставился вопрос ни об отмене чинов, ни об отмене классового ценза. По существу, предлагалось лишь заменить принцип старшинства принципом награждения за заслуги в производстве чиносов, а также восстановить отмененный полвека назад образовательный ценз для чиновников. Комиссия использовала в качестве аргумента к аргументу, выдвинутому в начале XX века, почти накануне революции, вопиющий диссонанс с настроениями большинства образованного общества: "rite de essence есть проявление императорской благосклонности к любому подданному, независимо от его сословия". Общий дух выводов Комиссии отражал присущую тому времени высокую степень отчуждения власти от общества. Однако даже у правительства не хватило политической воли пойти на такие полумеры. Только после революции, в 1906 году, был принят закон об отмене классового принципа в получении званий и замене его критерием образования.
Но сами чины сохранились. Временное правительство в августе - сентябре 1917 года подготовило проект постановления "Об отмене гражданских чинов, орденов и других знаков отличия", но не успело его утвердить. "Окончательное решение вопроса" произошло только после прихода к власти большевиков.
Советская номенклатура и постсоветская бюрократия
Значительные изменения в форме, содержании и характере деятельности государственных служащих произошли после 1917 года, что связано с распадом Российской империи и приходом к власти большевиков. Большевистские лидеры считали, что построение коммунистического общества приведет к гибели государства вообще и бюрократии в частности. Они провозгласили целью ломку старого государственного аппарата и замену его самоуправлением рабочих с полной выборностью и сменяемостью должностных лиц, при оплате их труда на уровне средней заработной платы рабочего. Поэтому один из первых декретов нового правительства (Декрет Центрального исполнительного комитета и СНК от 8 ноября 1917 года) был посвящен ликвидации всех классов и сословных привилегий, существовавших в России, отмене гражданских и офицерских чинов, знаков отличия.
Одной из самых одиозных черт этой модели была номенклатура. Номенклатура-продукт однопартийной системы, а номенклатурный принцип подбора кадров основан не на принципе профессионализма, а главным образом на политической лояльности. Истоки номенклатуры восходят к периоду Гражданской войны.
В. И. Ленин был убежден, что в России нет другой политической силы, кроме Партии большевиков, способной вести и вести народ от раскола к единству, а затем к социализму. Партийный аппарат стал костяком системы власти, собирающей общество, развалившееся в годы революции и гражданской войны. В 1920 году. 53% коммунистов были работниками советских учреждений. Форма власти оставалась советской. Советы продолжали функционировать, но советские органы постепенно утрачивали свое значение. Происходит слияние партийного (большевистского) и советского аппаратов с передачей прерогативы принятия решений партийным органам. Вместо первоначально провозглашенного неограниченного советского коллективного самоуправления устанавливается принцип единоначалия.
Отсутствие элементарных управленческих знаний и опыта у большинства членов большевистской партии обусловило необходимость, преодолевая сопротивление и нежелание сотрудничать с новой властью ("саботаж"), привлечь в государственный аппарат значительную часть старой бюрократии. Руководители соглашались работать не только под давлением властей (это было существенно, в том числе и методами ЧК), но и по необходимости-госслужба была для них единственным источником средств к существованию. По данным первой переписи чиновников в Москве в августе 1918 года, доля старой бюрократии среди военнослужащих советских правительственных ведомств составляла в ВЧК 16,1%, в НКИДЕ - 22,2%, в ЦК КПСС, Ревтрибунале при ЦК КПСС, Наркомате национальностей и управлении делами КПСС - 36,5-40%, в НКВД - 46,2%, в СПК - 48,3%, в ПКЖ - 54,4%, в Наркомате внутренних дел - 60,9%, в Наркомате внутренних дел-60,9%. Наркомата морских дел и 72,4% и т. д.
Таким образом, в первые годы Советской власти корпус государственной службы состоял из двух частей: новой, советской управленческой бюрократии, исповедовавшей коммунистические принципы, и старой, которая постепенно размывалась (либо полностью перенимала новые принципы, либо заменялась, в том числе и репрессивными методами, по мере того как руководители советского поколения приобретали квалификацию и знания). В не руководящей структуре значительную, а во многих отделах преобладающую часть служащих составляли представители рабочих и крестьян или, во всяком случае, люди, не имевшие ранее никакого отношения к управленческой деятельности.
С окончанием гражданской войны и образованием СССР многие черты государственного управления, сложившиеся в первые годы советской власти, закрепились. Вся власть была сосредоточена в руках вождя-лидера правящей Коммунистической партии. Со времен И. В. Сталина превращение в вождя было связано с занятием партийной должности Генерального секретаря ЦК. Вождь мог занимать или не занимать государственные посты.
Только при преемниках И. В. Сталина понятие "номенклатура" может быть законно использовано для определения особого слоя бюрократии, прежде всего региональных руководителей, которые все больше влияли на принятие решений и их реализацию. Поскольку И. В. Сталин не оставил официального преемника, ни один из советских лидеров, пришедших к власти после его смерти, не был готов в точности следовать сталинской традиции управления государством. Многие члены высшего руководства, решавшие судьбу сталинского наследия, по своему опыту и настроениям скорее принадлежали к кругу "номенклатуры", которая постоянно подавлялась И. В. Сталиным, и полностью разделяли его преобладающее стремление избавиться от угрозы повторения сталинского деспотизма. Среди мер либерализации, осуществленных сразу после смерти И. В. Сталина, следует отметить изменение номенклатурной системы. Согласно указу Президиума ЦК КПСС от 16 июля 1953 года из 45 тысяч должностей в номенклатуре ЦК осталось 25 тысяч, а из них более 11 тысяч. во вновь созданной учетно-контрольной номенклатуре, предусматривающей информирование отделов ЦК о кадровых перемещениях. Объективно это укрепило позиции региональных руководителей, которые ранее были ограничены в решении важнейших кадровых вопросов на местах. Советские региональные лидеры: политизация номенклатуры.
Сформировался устойчивый, глубоко эшелонированный кадровый слой, лишенный внутренней оппозиции, тесно связанный с хозяйственными структурами и вновь обретший серьезную самостоятельность в отношениях с центром. Эти процессы сыграли свою роль в распаде СССР и формировании новой постсоветской государственной системы.
По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, общая численность работников федеральных и региональных органов законодательной, исполнительной и судебной государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации на начало 1999 года составляла 1 миллион 102 тысячи 790 человек. Сегодня она увеличилась еще больше.
1994-1996 годы-это период, когда процесс разделения властей начал приобретать новое качественное состояние. В связи с активным формированием представительных структур государственной власти всех уровней и необходимостью укрепления основ общества объективно увеличивается численность работников органов законодательной власти, судебной власти и прокуратуры. Наиболее значительно возросла доля работников, занятых в аппарате законодательных органов. Увеличение количественного состава исполнительной власти происходило в основном за счет Государственной налоговой службы, Министерства финансов, Федеральной службы занятости и некоторых других, что было продиктовано реальным изменением акцентов в государстве. Трансформация российского общества естественным образом сопровождается динамичным развитием бюрократии. Одновременно происходит увеличение ее численности, перераспределение в составе исполнительной и законодательной ветвей государственной власти.
Наиболее широко в управленческом составе представлены специалисты с высшим образованием (техническим, экономическим, медицинским, гуманитарным, юридическим). Большинство сотрудников государственной службы имеют высшее образование по профилю, не соответствующему той деятельности, которой они в настоящее время занимаются
Кроме того, результаты аттестации государственных служащих разных уровней показывают, что 20-25% аттестованных не соответствуют предъявляемым требованиям, это говорит о том, что значительное количество чиновников нуждается либо в замене, либо в достаточно серьезной дополнительной подготовке.
Заключение
Итак, мы выяснили, что государственная служба в России формировалась веками. Если в XVI - начале XVII веков господствовала практика временных служебных приказов, то в середине XVII века возникли приказы и другие государственные учреждения, в которых существовал слой людей, выполнявших свои поручения, то при централизации государства появилась группа людей на государственной службе. Из этой группы в начале XVIII века сформировалась профессиональная бюрократия, деятельность которой регулировалась законом.
Порядок государственной службы в Российской империи регламентировался документом "Табель о рангах всех чинов, военных, государственных и придворных, находящихся в одном сословии; находящихся в одном сословии", который был утвержден 24 января (4 февраля) 1722 года императором Петром I. Если до Табели о рангах карьера определялась знатностью дворянского рода, то новая система поощряла знания и опыт, способности и заслуги перед отечеством. До революции 1917 года было издано около 200 правовых актов, регулирующих различные аспекты государственной службы.