Файл: Вариант 1 Какие основные вопросы рассматриваются аудитором в процессе аудита рабочих мест.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант 1

  1. Какие основные вопросы рассматриваются аудитором в процессе аудита рабочих мест?

Аудит рабочих мест – это процедура независимой проверки и оценки, направленная на выявление проблем при использовании персонала.

Чтобы сформировать политику управления человеческими ресурсами, руководство фирмы должно иметь чёткое представление об их текущем состоянии и тенденциях изменения. Такую информацию может предоставить аудит рабочих мест, или экспертиза использования персонала. Аудит рабочих мест, операций и процессов является обязательной частью управления персоналом. В ходе проведения аудита аудитор изучает: Краткое описание содержания рабочего процесса, обязанности сотрудника и его сферу ответственности, Сведения об условиях трудовой деятельности, Специфику рабочего процесса - профессиональные и личностные характеристики сотрудника, важные для реализации рассматриваемого процесса, Результаты подбора сотрудников, Плановую и фактическую производительность труда, Оценку разработки и внедрения программ по подготовке кадров и повышению их квалификации, Программы перемещений и построения карьеры в компании, Систему вознаграждения и мотивации, Программу безопасности труда и сохранения здоровья сотрудников.

Все перечисленные вопросы находятся в тесной взаимосвязи с аудитом рабочих мест.

При проведении аудита рабочих мест целесообразно придерживаться следующей последовательности этапов: аудит производительности труда. На этом этапе определяется, какой уровень производительности труда в анализируемой организации в сравнении с конкурирующими фирмами, аудит штатных должностей и соответствия квалификационных характеристик сотрудников. На этом этапе проводится проверка правильности и рациональности использования персонала организации в коллективном и личностным аспектах, аудит развития должностей. На этом этапе рассматриваются условия развития персонала в рамках стратегии организации, стратегический аудит. На этом этапе аудитор должен ответить на вопрос о перспективных потребностях организации в рабочих местах. В ходе аудита производительности труда производится сопоставление результатов и ресурсов, затрачиваемых на его достижение.


Производительность труда определяют как объём выпущенной продукции в пересчёте на единицу затраченного труда.

Факторами производительности труда являются:

  • Технический прогресс,

  • Качество рабочей силы,

  • Фондовооружённость,

  • Условия труда,

  • Социально-трудовые отношения,

  • Сочетание используемых ресурсов,

  • Эффективность распределения.

Для предприятия крайне важно исследовать производительность труда, поскольку это ключевой фактор конкурентной борьбы. При более низкой производительности труда предприятие столкнется с недостатком финансирования для внедрения и продвижения продукции. Рост производительности порождает экономию труда и финансовых ресурсов. В практике аудита наиболее широкое применение нашли такие методы измерения производительности труда, как многокритериальный и нормативный. В зависимости от специфики деятельности компании, расчёт показателей производительности труда может вестись в натуральном или денежном измерении. Однако если фирма выпускает не единственный вид продукции, натуральные измерители нельзя использовать в оценке фирмы в целом. В таком случае обобщающими выступают либо трудовые, либо ценовые измерители. Если выбран денежный измеритель продукции, стоимость необходимо брать в сопоставимых ценах. Перед аудитором стоит задача чёткого и ясного формулирования проблем роста производительности труда. При аудите использования рабочего времени в первую очередь необходимо проанализировать плановый объём рабочего времени. Для этого из общего числа дней года вычитают праздничные, отпускные дни по данным о среднем работнике. После этого плановый объём рабочего времени должен быть соотнесен с фактическим фондом. Величина реального фонда рабочего времени зависит от количества работников, продолжительности рабочего периода и рабочего дня, количества отработанных человеко-часов. В результате сравнения планового показателя с фактическим выявляются потери рабочего времени. Аудит укомплектованности персонала включает предварительный этап, состоящий в получении информации об обязанностях работника и необходимых для их исполнения компетенциях. Популярными инструментами анализа штатных должностей являются функциональный анализ рабочих процессов и анкетирование. Функциональный анализ позволяет описать рабочий процесс и подготовиться к формулировке требований к сотрудникам. Этот метод позволяет классифицировать рабочие процессы. Должностные анкетирования проводит сам аудитор. Для количественной оценки должностей обычно используют 7 базовых показателей: Ответственность, Характер принимаемых решений, Взаимосвязи, Необходимые рабочие навыки, Затраты ручного труда, Используемые транспортные средства и оборудование, Обработка информации. Перед аудитором стоит задача оценить сложность труда. После этого аудитор должен оценить сочетание коллективного и индивидуального труда в организации на основе изучения сведений о количественной оценке личного трудового вклада сотрудников в результирующие показатели деятельности организации.



Аудит развития персонала - это проведение оценки развития персонала на основе использования современных кадровых технологий.

Управление персоналом исходит из предположения, что компания принимает на себя обязательства по наиболее полному использованию возможностей работников и предоставлению каждому из них шанса расти, самореализоваться, успешно продвигаться по служебной лестнице. Многие фирмы делают упор на планирование и развитие карьеры, т.е. работниками предоставляется возможность и оказывается содействие, которые позволяют им ставить реальные цели и достигать их в области карьеры. Аудитор проверяет, насколько предприятие осознает важность развития карьеры, предлагаются ли работникам разнообразные возможности, которые могут включать простые программы обучения или детализированные консультационные услуги.



  1. Каковы основные задачи и этапы аудиторского эксперимента?

Аудиторский эксперимент является составляющим элементом экспертной оценки. Он применяется для получения информации о последствиях того или иного управляющего воздействия и коммуникаций, приво­дящих к изменениям ситуационных условий в системе управ­ления.

Прежде чем принять решение о начале эксперимента, следует определить:

1) будут ли оправданы предстоящие затраты времени и средств с точки зрения необходимости и существенности предполагаемых аудиторских свидетельств;

2) может ли быть обеспечено корректное проведение эксперимента, не нарушаю­щее «естественность» среды управления.

Несмотря на то, что аудиторский экс­перимент позволяет сравнить экспериментальную и контрольную совокупности, данные, полученные в результате эксперимента, не гарантируют их объективность. Реализация аудиторского экс­перимента может повлечь последствия, которые должны быть учтены и оценены аудитором как риски, например неудовлет­воренность персонала организации и/или участников экспери­мента его проведением.

При проведении аудиторского эксперимента существует про­блема обеспечения его «чистоты», что особенно тяжело сделать в сфере управления персоналом. Так, чистота эксперимента может быть нарушена изменением рабочего окружения персонала и даже разговорами между участвующими в эксперименте и не участвующи­ми (примером может быть Хоторнский эксперимент). Возможность осуществления аудиторского эксперимента идеальная ситуация, позволяющая произвести сравнение экспериментальной и контроль­ной совокупностей при формировании рекомендаций аудитора о требующихся изменениях. Реализация возможностей аудиторского эксперимента может повлечь побочные эффекты. Так, осуществле­ние эксперимента может привести к неудовлетворенности персона­ла, не ставшего его участником. В то же время у участников экспери­мента может сложиться чувство, что ими манипулируют.



  1. Почему в процессе аудиторской проверки возникает необходимость в экспертной оценке?

Экспертная оценка объектов проверки бывает необходимой при исследовании специальных вопросов.

Эксперт, работу которого аудиторская организация использует при проведении аудита, должен иметь:

Примерный перечень работ, для выполнения которых аудиторской организации может потребоваться работа эксперта:

1. Оценка отдельных видов имущества (земля, здания, машины и оборудование и др.).

2. Определение количества и (или) состояния имущества (запасы полезных ископаемых в месторождениях, срок службы машин и оборудования и др.).

3. Производство работы специальными приемами и способами (актуарные оценки и др.).

4. Измерение объемов выполненных работ и работ, подлежащих выполнению по неисполненным договорам (строительных, геологоразведочных, проектных и др.), для целей признания реализации.

5. Юридическая оценка и интерпретация договоров, учредительных документов, нормативных актов.

Результаты экспертной оценки оформляются в виде заключения, в котором содержатся точные и ясные ответы на конкретные вопросы, предусмотренные и описанные в договоре оказания услуг, заключенном между аудиторской фирмой и экспертом или экономическим субъектом и экспертом. Сведения, содержащиеся в заключении эксперта, должны быть выражены так, чтобы были невозможны различные толкования.

Заключение эксперта подлежит включению в рабочую документацию аудиторской организации. Аудиторское заключение, как правило, не должно содержать указаний на заключение эксперта.

В отдельных случаях поручение о проведении аудиторской проверки аудиторской организации вправе дать:

– орган дознания, следователь (при наличии санкции прокурора);

– прокурор;

– суд или арбитражный суд при наличии в производстве указанных органов возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела, или дела, подведомственного арбитражному суду.

Содержание такого поручения должно соответствовать обстоятельствам дела.


  1. Какие показатели движения персонала вам известны? Приведите пример их расчета.

Контроль текучести персонала — одна из ключевых функций HR-специалистов компании.
Управляя процессом движения сотрудников, они вовремя выявляют причины увольнений и предпринимают меры, которые предотвращают негативные последствия.

Рассчитать показатель текучести кадров можно с помощью простой формулы. Количество уволившихся в течение месяца сотрудников делится на среднюю численность персонала, а затем полученная сумма умножается на 100:
Текучесть кадров = кол-во уволившихся / среднее кол-во работающих сотрудников x 100
Общее количество сотрудников должно включать всех сотрудников, которые отражены в платежной ведомости. Работодатели должны также посчитать временных работников и сотрудников в отпуске, в том числе в отпуске без сохранения заработной платы. В численность персонала не включаются независимые подрядчики и временные работники.

Система расчета заработной платы должна быть настроена таким образом, чтобы выдавать полное количество сотрудников, и работодатели должны управлять этим отчетом равномерно в течение месяца. Чем больше используемых точек данных, тем более точен расчет текучести.  

На следующем этапе необходимо общее число сотрудников за месяц разделить на количество поступлений по платежной ведомости в определенном месяце:
Среднее кол-во сотрудников = сумма общего количества сотрудников из каждого отчета / количество используемых отчетов
Пример:

В компании общее количество сотрудников фиксируется три раза в месяц — в начале, в середине и в конце каждого месяца. Общее количество сотрудников к 1 января составляет 158 сотрудников. Общее количество сотрудников к 15 января — 163. Общее количество 30 января — 165 сотрудников. Используя формулу, компания A суммирует три показателя по общему количеству сотрудников (158, 163, 165) и затем делит цифру на количество отчетов (3).

(158 + 163 + 165) / 3 = 162

Средняя численность персонала компании A в январе составила 162.
Следующий шаг — составление списка людей с датами завершения их работы в организации в течение месяца. Количество увольнений в течение месяца включают и увольнения по собственному желанию, и увольнения не по собственному желанию. Но сотрудники, которые находятся в отпуске, не включаются в список.