ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЬЮТОРИАЛ 5-6 класс
№ 8
ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО ОБЩЕНИЕ
Слайд 2.
Вступительная беседа «Человек – существо общественное»
- Ребята, всем вам хорошо известна сказка о Маугли. Ребенок, выросший среди зверей, ведет себя как человек. Но в жизни такие дети людьми не становятся, а остаются только человеческими существами. Науке известны случаи, когда дети с рождения были воспитаны животными. Эти дети так и не смогли овладеть человеческими навыками. Как вы думаете, почему? (Дети высказываются.)
Слайд 3
- Конечно, недаром говорят, что человек - существо общественное, только в общении с себе подобными он и становится человеком. С помощью общения люди обмениваются информацией, накапливая и сохраняя ее для будущих поколений. Как люди передают друг другу информацию? (С помощью слов, сказанных или записанных.)
Слайд 4.
- Ученые установили, что в любой беседе с помощью слов передается менее 1/3 информации, а более 2/3 информации - с помощью других средств общения. Как вы думаете, каких? (С помощью звуков, жестов, позы, мимики и т. п.)
- Всегда ли общение благотворно для человека или оно бывает вредным или даже гибельным? (Иногда простая беседа может закончиться ссорой или даже дракой.)
Чтобы общение было успешным, нужно соблюдать определенные правила. Об этих правилах мы и будем говорить в ходе сегодняшнего классного часа.
Слайд 5.
Мини-лекция «Язык жестов и мимики»
- Как мы уже говорили, 2/3 информации люди передают друг другу с помощью жестов, мимики, других средств общения. Но язык жестов нужно уметь понимать.. Ребята, прошу вас отвечать мне без слов. Я задаю вопросы, а вы отвечаете жестами. Итак, вы хотите ли вы, чтобы вас понимали?
(Дети кивают.)
- Знаете ли вы язык племени тамбу?
(Дети отрицательно качают головами.)
- А что это за племя и зачем нужно знать его язык?
(Дети пожимают плечами, показывая недоумение.)
- Жесты, которыми вы сейчас пользовались, являются универсальными, понятными людям почти всех национальностей. Но есть жесты, которые понимают в разных странах по-разному.
Поднятый вверх большой палец в Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии может означать «все в порядке», но если большой палец резко вскидывается вверх, жест может означать и грубое ругательство.
С помощью такого жеста можно голосовать на дороге, чтобы остановить машину. (Показывает жест.) А вот в Греции этот жест означает «замолчи».
- Считаем на пальцах. Итальянцы считают, начиная с большого- это цифра 1, а американцы и англичане - с мизинца, тогда большой палец обозначает цифру 5. А как считают в России? Посчитайте на пальцах до пяти. С какого пальца вы начали? (С мизинца.)
Эти примеры говорят о том, что при толковании жестов нужно учитывать национальные особенности говорящего, чтобы избежать недоразумений при общении.
Слайд 6.
«Подсказка»
- Я вызываю к доске одного из ребят. Кто готов? Представим ситуацию, ваш одноклассник не выучил домашнее задание по математике и литературе. Вы хотите ему подсказать. На доске будет пример, который увидит класс, но не будет видеть стоящий у доски.
Слайд 7.
3/2-1+20*785=х
- Как подсказать товарищу без слов, чтобы не услышал учитель?
Так, теперь попробуйте подсказать следующее предложение:
Слайд 8.
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя
(Дети стараются передать жестами смысл предложения).
- С помощью этой небольшой игры мы с вами поняли, не все можно передать с помощью жестов, так что на подсказку лучше не рассчитывать, а нужно учить то, что задано.
«Первое впечатление»
Слайд 9.
- Встречаясь с человеком, мы часто составляем о нем мнение по первому впечатлению, но оно, как известно, часто бывает ошибочным.
Слайд 10.
- Вот в этой коробке с отверстиями лежит предмет. Вы должны посмотреть в отверстие и описать только то, что вы видите, не называя самого предмета. Я приглашаю трех желающих к столу.
(Дети смотрят в отверстия коробки, называют признаки предмета.)
- (обращаясь к классу). Как вы думаете, что же за предмет лежит в этой коробке?
(Дети высказывают предположения.)
Классный руководитель (показывая предмет). Как видите, каждый из трех ребят назвал какой-то один признак, и ни один из этих признаков не дает полного представления о предмете.
Но ведь это всего лишь , а как можно доверять первому впечатлению, когда речь идет о человеке?
Комментирование «Общайся по правилам»
- Чтобы в ходе общения возникло взаимопонимание, нужно соблюдать определенные правила.
Слайд 11.
А вот несколько советов от специалистов по деловому общению. Предлагаю вам дать комментарии к этим правилам. (Учитель читает правила, дети комментируют.)
1. Будьте во всем пунктуальны.
2. Не говорите лишнего.
3. Думайте не только о себе, но и о других.
4. Одевайтесь, как принято.
5. Говорите и пишите хорошим языком.
6. Не оправдывайте себя (меня не понимают, не ценят, ко мне несправедливы и т. д.).
7. Не снимайте с себя ответственности.
8. Будьте искренни, мужественны и справедливы.
9. Будьте терпимы и оптимистичны.
10. Считайтесь с чужим мнением.
11. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают.
12. Будьте естественны в общении.
13. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес.
Те, кто выполняет эти правила, получают репутацию учтивых, вежливых, тактичных людей, с которыми общаться одно удовольствие.
Подведение итогов (рефлексия)
- Заинтересовала ли вас тема классного часа? Понравились ли игровые упражнения? Что вам больше всего понравилось в ходе игры? Довольны ли вы своим участием в классном часе? (Дети высказываются.)