Файл: Курс лекций по разделу 02. 01. 01 Применение ит в профессиональной деятельности пм 02. Разработка информационных систем.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие информации и информационных технологий
2. Технология сбора, хранения, передачи, обработки и представления информации
3.Классификация информационных технологий по сферам применения
3.1Обработка текстовой и числовой информации
3.2 Обработка экономической и статистической информации
3.3 Гипертекстовые способы хранения и представления информации
4. Экономические аспекты применения информационные технологии
1 - й э т а п (до второй половины XIX в.) - "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.
2- й этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.
3 - й э т а п (40 - 60-е гг. XX в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.
Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
4- й э т а п (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.
5 - й э т а п (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового
, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.
Область информационных технологий (ИТ) является основой индустрии обработки информации - важнейшего сектора общественного производства, оказывающего глубокое воздействие на темпы и характер развития современного общества.
Новая информационная технология – это технология, основанная на:
-
Применение ПК, телекоммуникационных средств и организационной техники -
Активном участии пользователей в информационном процессе. -
Дружественном интерфейсе пользователей. -
Широкое использование ППП.
Дружественность интерфейса заключается в:
-
Обеспечение права пользователя на ошибку, благодаря защите системы от непрофессиональных действий («защита от дурака») -
Широкий набор меню, систем подсказок и обучения -
Наличие системы отката действий
Три принципа новых информационных технологий:
-
Интерактивный режим работы -
Интеграция с другими ППП -
Гибкость изменения, как данных, так и постановки задач.
Не пользователь адаптируется к НИТ, а НИТ учитывает требования пользователя.
На следующем рисунке показано формирование документа по двум информационным технологиям: старой и новой
Рис 4.
Составляющие информационных технологий
Для того, чтобы правильно организовать технологический процесс, необходимо вначале определить цель. Затем провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.
П редставление ИТ в виде иерархической структуры, состоящей из этапов, действий и операций.
информационная технология
Элементарная операция 5
Рис5.
1 уровень – этапы, где реализуются длительные технологические процессы
2 уровень – операции, в результате которых создаётся конкретный объект, выбранный на первом уровне.
3 уровень – действия. Совокупность стандартных действий для каждой программы, которые приводят к изменению содержания экрана.
4 уровень – элементарные операции по управлению мышью и клавиатурой
Пример Создание в WORD шаблона документа
Этап 1 – создание постоянной части документа в виде текста и таблиц
Этап 2 - создание постоянной части документа в виде графических рисунков
Этап 3 – создание переменной части документа
Этап 4 – защита и сохранение формы документа
Этап 1 Операции: Операция 1 - набор текста и его форматирование
Операций 2 – ввод таблиц
Операция 3 - ввод текста в таблицы и его форматирование
Операций 2 Действия Действие 1 – установить курсор в документе
Действие 2 - кнопка Добавить таблицу
Действие 3 – выделить необходимое количество строк и столбцов
Элементарные операции: ввод команды, выбор меню, вызов контекстного меню
ЗАДАНИЕ:
1.Представить формирование документа по ручной (старой ИТ) в виде иерархической структуры. (См. рисунок 4 )
2. Разработать иерархическую структуру любой информационной технологии
Инструментарий информационных технологий
Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с помощью различных технических средств: оборудование, станки, инструменты ит.д. По аналогии и для информационных технологий существует нечто подобное: аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса.
Инструментарий информационных технологий - программные средства. Для определённого типа ПК, технология работы в котором позволяет достичь цель, поставленную пользователем.
Распространённые виды инструментария: текстовый редактор, настольная издательская система, электронные таблицы, СУБД, графические редакторы и др.
2. Технология сбора, хранения, передачи, обработки и представления информации
Система сбора информации.
АИС – человеко-компьютерная система. Целью которой является производство информация для решения каких – либо задач.
АИС использует информационные технологии.
Сбор информация – это процесс получения информации из внешнего мира и приведения её к виду стандартному для данной АИС.
Преобразование данных к цифровому виду.
Датчик
Аналого-цифровой прибор
Хранение
ПК
(ЭВМ)
Первичный сигнал
Исходная И
Эл.
сигнал
Оцифрованный
сигнал
Двоичный
Сигнал
Цифровой измерительный прибор
Обмен информацией между системой и окружающей средой осуществляется с помощью сигналов.
Рис 6.
Сигнал – это средство переноса информации в пространстве и времени.
Носитель сигнала – свет, радиоволны, звуковой сигнал, бумага, твёрдые носители.
Не все тех. средства требуют преобразования по данной схеме.
Система сбора информации – совокупность технических средств, программ по управлению тех. средствами и программ, обеспечивающих ввод информация
Передача информации
Рис 7.
Способы предоставления информации:
Телефон, телеграф, почта, Интернет, курьер и т.д.
Схема технической системы передачи информации
Рис. 8
Данная схема демонстрирует передачу при использовании технических средств.
Она разработана американским учёным Клодом Шенноном (основатель теории информации)
Для защиты от шума используются механические способы защиты и информационные способы защиты информации:
Информационный: Метод избыточности информации (передача сообщения несколько раз туда обратно), сумма символов, проверка с помощью обратной связи, метода контрольных сумм.
Механический: Применение специальных фильтров. Защита кабеля от электромагнитных излучений.
Основные характеристики каналов связи: Скорость, пропускная способность.
Обработка информации
Исходная Информация
Результатная Информация
Рис. 9
Обработчик должен знать алгоритм обработки. Обработка Информации делится на два типа
-
Связанная с получением новой информации
А) Решение задач
Б) Решение задач путем логических умозаключений
2. Обработка связанная с изменением формы, а не содержания. (перевод текста с языка на язык; упорядочение массива по каким либо признакам или представление в табличной форме)
*пример(Хинчин – Khinchine – Кин- чайн)
При обработке вопросы контроля являются самыми актуальными.
Хранение информации
Хранение информации связано со следующими понятиями: носитель(память), хранилище, организация данных, защита данных, время доступа.
Для ускорения доступа к Информации в качестве хранилища используется база данных.
Представление информации
Информацию, представленную в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки информации называют данными.
Различают внутреннее и внешнее представление данных.
Внешнее - ориентировано на человека, оно определяет вид данных на устройствах вывода (экран, распечатка);
Языки внешнего представления приближены к привычной для человека форме: числа в десятичном виде, текст на естественном языке.
Естественные языки – национальные языки, кроме естественных языков существуют языки формальные, т.е. искусственно созданные языки, они имеют международный характер и письменную форму (языки математики, химии, нотная грамота, латынь для медицины и т.д.).
Внутреннее – представление в памяти ПК и линиях передачи данных.
ПК оперирует с информацией во внутреннем представлении, а внешнее представление используется для связи с человеком. Способ представления данных в ПК называют языком представления данных – это язык двоичных кодов. Для различных типов данных используют разные языки внутреннего представления.
Пример: «0100000100101011» - на языке целых чисел обозначает «16683», а на языку символьных данных – «А+».
С помощью двоичных кодов в ПК представлена графическая и звуковая информация.
Внутреннее представление данных в ПК подразделяется на следующие представления:
А) Числовой информации
Б )Символьной информации
В) Графической информации
Г) Звуковой(аудио) информации
Рассмотрим подробнее:
А) Числа в памяти хранятся в двух формата: в формате с фиксированной точкой и в формате с плавающей точкой.
С числами связано понятие системы счисления.
Система счисления – способ изображения чисел и правила действия над числами.
В математике используется десятичная система счисления (0…9). В информатике, кроме десятичной используются двоичная и шестнадцатеричная системы счисления. Существует алгоритм перевода числа из одной системы в другую. ПК «знает» только двоичную систему.
Б) Для кодирования символьной информации используется таблица кодировки, их существует несколько. Международным стандартом стала таблица ASCII (0-127-постоянная для всех стран: латинский алфавит, цифры, знаки + 128-256-национальный алфавит).
Вопрос: почему таблица кодировки содержит 256 кодов?
Пример. Необходимо закодировать с помощью двоичного кода цвета радуги (23=8)
Красный 000
Оранжевый 001
Желтый 010
Зеленый 100
Голубой 101
Синий 110
Фиолетовый 111
ЗАДАНИЕ: Провести кодирование студентов группы ИС-21, в группе обучается 15 человек.
В)Г) Представление графики и звука связано с дискретизацией звука и рисунка.
Изображение - разбиение рисунка на пиксели. Звук – амплитуда электрического тока преобразуется в двоичный код. Звук в переменный электрический преобразует микрофон и наоборот акустическая система.
3.Классификация информационных технологий по сферам применения
Самыми распространенными информационные технологии являются:
- редактирование текстовых данных
- обработка графических и числовых данных
- гипертекстовые и мультимедийные технологии
- АИС
- экспертные системы.
Рис. 10 Классификация ИТ в зависимости от типа обрабатываемой информации
3.1Обработка текстовой и числовой информации
Информационные технологии по обработке текста исторически возникли первыми, ещё в начале 20 века это направление возникло при появлении механических пишущих машинок. С появлением микропроцессорной техники и ПК на их основе подготовка текстов обрела принципиально новую основу. А в 1980 году были разработаны многочисленные текстовые процессоры для ПК, они отличались друг от друга функциями и интерфейсом.
Инструментарий данного направления подразделяется на несколько видов, представленных в таблице:
Редактор текстов- (экранный редактор) | Ввод, изменение и сохранение любого символьного текста, но предназначен в основном для подготовки текстов программ на языке программирования высокого уровня, поскольку они не требуют форматирования (автоматического преобразования расположения элементов, шрифтов). Исторически первый ПП по обработке текстов. Возможности: набор, удаление, копирование, перемещение строк, поиск и замена символов, сохранение и печать текста |
Форматер- | Система подготовки текстов, которая не использует для внутреннего представления текста никаких специальных кодов, кроме стандартных: конец строки, перевод каретки, конец страницы |
Конвертор- | Конвертирование из одного формата в другой формат, являются составной часть текстовых процессоров |
Текстовый процессор | Система подготовки текстов, которая во внутреннем представлении снабжает текст специальными кодами – разметкой. Назначение – подготовка текстов для вывода на печать. Главные качества текстового процессора: характеристика WYSIWYG и интерфейс. |
Настольные издательские системы- | Готовят тексты по правилам полиграфии и с типографским качеством, Являются инструментом верстальщика, предназначены для манипуляции текстом, смены форматов станиц, комбинации шрифтов, размеров отступов. Отличие от текстового процессора: более широкие возможности управления подготовки текста; более высокий уровень качества |