Файл: Статуя Доброго пастыря iii века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Институт изящных искусств. Художественно - графический факультет

РЕФЕРАТ

На тему: Статуя Доброго пастыря III века

как пример раннехристианского искусства.


Работу выполнила Демчук Наталья,

студентка 1 курса ИЗО и ДО ,101 группы.

Преподаватель: Григораш Алёна Владимировна
Москва, 2018 г.

Содержание:
Введение……………………………………………………………………3

Описание экспоната……………………………………………………….3

Историческая предпосылка……………………………………………….3

Источники образа «Добрый пастырь»…………………………………...4

Источники иконографии………………………………………………….6

Отличия раннехристианского искусства от античного…………………7

Памятники и история развития иконографии…………………………...8

Человек с Ягненком Скульптура работы Пабло Пикассо……………..10

Актуальность образа в настоящее время……………………………….10

Заключение……………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………11

Электронные источники…………………………………………………12

Приложение………………………………………………………………13

Добрый пастырь (1)

Автор - Неизвестный мастер 
Время создания- III век
Материал - мрамор
Размер- высота 92
Музей-музей Пио Кристиано
Город- Ватикан

Слепок данной статуи в настоящий момент мы можем наблюдать в Государственном Музее Изобразительных Искусств Имени А. С. Пушкина в 26-ом зале главного здания , посвященном европейскому искусству Средних веков, а оригинал находится в Музее Ватикана.

Целью данного исследования является изучение образов раннехристианского искусства на примере статуи Доброго пастыря. Исходя из цели, задачами данной работы являются описание экспоната, его анализ с точки зрения идейного христианского переосмысления визуальных образов языческой мифологии, описание исторической эпохи, в которую он был создан и сравнение с подобными образами в истории искусства разных периодов.

Объект исследования: статуя Доброго пастыря.
Предмет исследования: формирование своеобразия стиля раннехристианского искусства как переосмысление традиций античности на примере статуи Доброго пастыря.


Описание экспоната:
Ватиканская статуя изображает юного пастуха, бережно несущего овечку на плечах. У юноши правильное греческое лицо, кудрявые волосы, нет бороды, он одет в короткую тунику - всё это соответствует идеалу красоты древних эллинов. Однако мастер-христианин, используя античную традицию визуальных образов, дает скульптуре иное звучание - основанное на глубоком символическом смысле христианского вероучения.
Историческая предпосылка:
III век. Римская Империя... Время гонений на христиан. Христиане вынуждены скрываться и проводить свои богослужения в катакомбах. И именно катакомбы стали подобием храма. Там и сейчас мы можем увидеть древнейшие христианские изображения и скульптуры. Образ Доброго Пастыря был одним из самых распространённых в раннехристианском искусстве. Мы знаем много примеров изображений и скульптур такого типа. 
Но, пожалуй, самая известная статуя Доброго пастыря - статуя III века, слепок которой мы можем увидеть в ГМИИ им. Пушкина.
В период II—IV веков образ Доброго пастыря являлся чуть ли не единственным воплощением христианского Бога в человеческом облике. Он встречается практически во всех странах христианского мира. Очевидно, что христиане хотели постоянно видеть это изображение, они им дорожили.

Источники образа .

Отчего же первым христианам был так близок этот образ? Чтобы понять это, обратимся к текстам Священного Писания и увидим, что образ Доброго пастыря встречается не раз и в Ветхом, и в Новом Заветах.
1) «Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный»2 (Иез.34:12)- пророк Иезекииль передаёт слова Бога, Который обещает людям своим освобождение от Вавилонского плена и защиту во все времена.
2) «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных»3 (Ис.40:11)- пророк Исайя сравнивает Господа с заботливым пастырем.
3) «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться»4 (Пс.22:1) - восклицает царь и пророк Давид. В этом стихе псалма Давид выразил своё абсолютное доверие Богу, упование на Него и уверенность, что Господь позаботится о нём.

2 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. 1995 г (Иез.34:12)



3 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. 1995 г (Ис.40:11)

4 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. 1995 г (Пс.22:1)

Городскому жителю 21-го века бывает сложно оценить ту огромную роль, которую играл пастух в обществе древних израильтян. В то время основным занятием было скотоводство, от него зависело благополучие народа. Поэтому пастух часто являлся одновременно и лидером общества, то есть тем, кто становится во главе народе, ведёт его за собой и защищает от врагов.


В Новом Завете также встречается образ Доброго пастыря.
В Евангелии от Иоанна Господь Иисус Христос говорит о своей крестной жертве за людей и о том, что Он истинный Учитель, которому дорог каждый человек, Он не наёмник, которому всё равно.
11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.1 ( Ин.10:11-16)


В Евангелиях от Матфея и Луки упоминается притча о заблудшей овце. Есть два толкования этого образа: 1) отбившаяся овечка - грешник, остальные овцы-праведники; 2)одна овечка-всё человечество, утопающее в грехах, девяносто девять овец - ангелы безгрешные. В этой причте повествуется о великом милосердии Бога.
10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. 
11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. 
12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? 
13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. 
14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.2
1 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. 1995 г

( Ин.10:11-16)

2 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. 1995 г
(Мф. 18:12-14)

Таким образом, этот символический образ Христа, указывающий на то, что человек находится в милосердных руках Божиих, был близок первым христианам, он укреплял и ободрял их в условиях гонений.
Кроме того были ещё некоторые причины, почему Христос изображался именно в образе Доброго пастыря. Во первых, в Библии, в Ветхом Завете, осуждаются и запрещаются изображения Бога. Верующим понадобилось время, размышления лучших Отцов Церкви и Соборные решения, чтобы выработать тот вид религиозного искусства, который мы имеем сейчас. А Добрый пастырь не являлся «портретом» Иисуса, а был аллегорическим изображением. Поэтому, наряду с изображением рыбы (ихтис), он стал одним из первых изображений Христа, пускай и символическим.
А во вторых, (по мнению некоторых исследователей), он был и безопасен в годы гонений, поскольку не содержал очевидной христианской тематики.
Источники иконографии:
Раннехристианское искусство активно пользовалась визуальными образами античной мифологии, а художественный мотив человека, несущего на плечах барана, теленка и т. п., был не чужд классической скульптуре. Добрый пастырь адаптировал две старинные иконографии:
1. Гермес Криофор (Κριοφόρος, «несущий барана»)(2)

2. Орфей Боуколос («пастух»)(3) — римская эмблема филантропии.
1) Гермес Криофор, то есть несущий агнца, являлся одним из воплощений бога Гермеса. Он входил в пантеон наиболее известных и почитаемых богов как покровитель пастухов и путешественников, как проводник душ умерших в подземное царство, как учитель и покровитель всевозможных наук. В Танагре существовал храм, посвящённый Гермесу Криофору, который обнёс ягнёнка вокруг города и тем самым спас его от эпидемии, так что Гермесу приписывали функции целителя и защитника от болезней.
2)Орфей – пастух, музыкант, прекрасный певец из древнегреческой мифологии, по легенде он ходил в мир мёртвых за женой Персефоной. В традиции античного искусства Орфей изображался в образе пастуха, окружённого животными или стадом овец. Согласно традициям эллинов Орфей представал перед зрителями молодым, сильным и красивым юношей, часто босиком и с посохом в руке. Несомненно, что этот тип изображения был воспринят христианскими художниками первых веков.
Христиане использовали образ Орфея как символическое изображение Спасителя, который врачует души людей Божественным Словом.


Прямо указывает на такое понимание данного изображения Евсевий Кесарийский в IV в. в «Похвальном слове царю Константину». Он говорит, что подобно тому как Орфей в греческой мифологии укрощал своим пением ярость диких зверей, Иисус Христос укрощает неистовые и зверские страсти душ.


Также можно вспомнить статую "Мосхофор" ( Тельценосец) (4) Акропольского музея в Афинах.
Отличия раннехристианского искусства от античного.

Христианские мотивы связаны с более высоким содержанием, нежели античное искусство. Они стремятся показать нечто большее, чем то, что наглядно может увидеть зритель, через видимые образы они выражают идеи христианства. Даже тогда, когда в живописи или в скульптуре катакомб изображаются исторические личности и события , они остаются символами, задача которых не исчерпывается видимым содержанием изображенного: они должны провозглашать зрителям истины и таинства христианской веры.

Таким образом, по содержанию раннехристианское искусство имеет две важные особенности, отличающие его от современного ему классического искусства: 
смысл и цель художественного произведения совмещаются ради теологического содержания; 
Зритель должен понимать скрытый смысл изображения, и, следовательно, ему необходимо знать основные принципы и идеи веры.

Эти различия диктовались мировоззрением христиан , сильно отличавшимся от мировоззрения язычников. Самой важной особенностью его было явное предпочтение небесных сокровищ, нежели земных благ, и, следовательно, сосредоточение ума и сердца на неземном. Основные проблемы античного взгляда на мир, уделявшего главное внимание земной жизни, утеряли свою силу, и проблема человеческого искупления и возрождения вышла на первый план. Вместе с нею появились новые мысли, устремления, новые чувства и убеждения, разительно отличавшиеся от старых идеалов, как натуралистических, так и проповедовавших влияние лишь сил природы. И как итог явилось изменение цели искусства. Теперь ему надо было не изображать совершенные тела, героических людей, выдающиеся с земной точки зрения действия и положения, а призывать к молитве и возвышать души над всем земным.


Памятники и история развития иконографии:


Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком. К этому периоду относится его изображение в римских катакомбах (деталь росписи крипты Луцины в катакомбах святого Калликста