ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конкуренция – это соперничество между организациями на рынке. Само слово переводится с латинского языка как борьба за преимущество в какой-либо сфере взаимоотношений. Термин начал использоваться еще в древнем мире и именно тогда и появились основы экономической конкуренции [6]. 71 Актуальность исследуемой проблемы состоит в том, что конкуренция выступает одной из главных движущих сил на рынке. Современный рынок перенасыщен товарами и услугами, потребителям важны качество и внешний вид товаров, следовательно, он предъявляет к ним повышенные требования [7]. В связи с этим любое производственное или коммерческое предприятие с необходимостью вынуждено постоянно оптимизировать процесс обновления предлагаемых товаров и услуг. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение [5]. Поэтому в современных условиях компаниям важно оставаться конкурентоспособными и востребованными на рынке. Популярность среди российских ученых понятие конкурентоспособности приобрело относительно недавно. Среди зарубежных ученых значимый вклад в основы анализа конкуренции внес Ф. Котлер. По его мнению, конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия или организации выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке [4]. Если обобщить определения, можно сказать, что конкурентоспособность – это, прежде всего, способность организации быстро реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды, постоянно совершенствуя качество предлагаемых товаров и услуг, а также это способность предлагать товар, отличный от товара конкурента.

Все методы оценки конкурентоспособности предприятия можно классифицировать по следующим признакам:

категория предприятия;

тип метода;

особенности расчета показателей конкурентоспособности;

возможность прогнозирования конкурентоспособности;

учитываемые факторы конкурентоспособности;

использование весомости показателей;

источник информации для расчетов;

трудоемкость расчетов;

критерии конкурентоспособности [3, с. 374].


Матричный метод производится путем изучения и оценки хозяйственной деятельности предприятия и ее продукции. Анализ проводится с учетом жизненного цикла продукции. При данном методе строится матрица, которая использует в своей основе систему координат: по горизонтали располагаются темпы роста и сокращения количества продаж, по вертикали – относительная доля товаров компании, представленных на рынке. Из преимуществ данного метода можно выделить то, что при наличии достаточного количества информации об объемах реализации товаров и относительных долях рынка конкурентов можно получить высокую точность оценки конкурентоспособности своей фирмы. Из недостатков – невозможность анализа причин, из-за которых предприятие или его конкуренты занимает ту или иную долю рынка, осложнение выборки для управленческих решений, необходимость обладания достоверной информацией, что подразумевает собой дополнительные затраты для проведения исследований рынка.

Метод, в ходе которого проводится оценка конкурентоспособности продукции компании. Данный метод подразумевает, что конкурентоспособность фирмы напрямую зависит от востребованности его продукции у потребителей. Чтобы определить конкурентоспособность продукции можно использовать различные маркетинговые и количественные методы. Большая часть этих методов подразумевает собой определение оптимального соотношения цены к качеству.

В ходе расчета необходимо по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием, выявить ряд показателей, наиболее важным из которых является объем реализации каждого вида продукции. Затем нужно определить коэффициент конкурентоспособности самого предприятия.

Так как конкурентоспособность продукции является одним из важнейших показателей конкурентоспособности фирмы, то изучение данного показателя можно считать весомым преимуществом этого подхода. Среди недостатков можно выделить недостаточное количество информации о положительных и отрицательных сторонах других составляющих конкурентоспособности фирмы.

Метод, основанный на теории эффективной конкуренции. Согласно этому подходу, наиболее конкурентоспособным является то предприятие, где все подразделения работают как отлаженный механизм. Каждое подразделение или служба должна эффективно использовать ограниченное количество ресурсов. От этого и зависит результативность работы данных служб [1, с. 210].



В данном методе производится оценка в бальной системе способности предприятия конкурировать с другими с точки зрения имеющихся ресурсов. Данные, полученные при оценке, в дальнейшем подвергаются различным математическим способам обработки.

Преимуществом данного подхода можно считать всесторонний охват различных сторон деятельности фирмы. Однако данная методика предполагает повышение конкурентоспособности отдельных аспектов жизнедеятельности предприятия, а не системы в целом.

Комплексный метод предполагает, что оценку конкурентоспособности компании стоит производить исходя не только из нынешнего состояния фирмы, но и его вероятного будущего. Очень важно определить потенциальную конкурентоспособность.

Способы вычисления текущей и потенциальной конкурентоспособности могут заметно отличаться друг от друга. Это связано с тем, что существует много различных методов. Например, текущую конкурентоспособность могут определять с помощью методов оценки конкурентоспособности товаров, а потенциальную на основании теории эффективной конкуренции.

Конечно же, среди преимуществ данного метода стоит выделить то, что данный подход оценивает не только настоящий уровень конкурентоспособности организации, но и ее потенциальное состояние, которое может быть достигнуто в будущем. Стоит уточнить, что данный метод, используя в себе способы подсчета конкурентоспособности предыдущих подходов, так же приобретает и их недостатки.

SWOT-анализ – один из наиболее часто встречающихся методов оценки конкурентоспособности отечественной экономической практики. Данный анализ позволяет выделить определенный ряд действий, необходимых для улучшения хозяйственной деятельности предприятия, что способствует росту уровня конкурентоспособности [4, с. 25].

Для выполнения этого анализа необходимо определить сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы для фирмы. Сильные и слабые стороны являются факторами внутренней среды. Возможности и угрозы – внешней. Стоит уточнить, что слабые стороны, при определенных условиях, а также в случае их устранения могут стать сильными сторонами. То же самое касается и угроз. Если вовремя не использовать свои возможности, то в будущем они также могут стать угрозами.

Чтобы провести SWOT-анализ, необходимо построить таблицу, состоящую из 4 граф. В верхней части записываются сильные и слабые стороны, снизу возможности и угрозы. Пример проведения SWOT-анализа приведен в таблице 1.


Таблица 1 SWOT-анализ предприятия



Из преимуществ данного метода можно выделить: универсальность и гибкость, для использования не требуется специальных знаний и навыков. Из недостатков: при выполнении данного анализа не используются количественные параметры, необходимо дополнительно разрабатывать стратегию предприятия, так как при анализе не приводятся способы решения возникающих проблем [2, с. 87].

Метод оценивания конкурентоспособности на основе рейтинговой системы. Для выполнения данного метода необходимо выделить ряд показателей, которые можно считать наиболее важными. Затем оценить данные показатели по бальной шкале у конкурентов и у себя. Если потребуется, то можно выделить вес определенного показателя, присвоив ему коэффициент. Если по какому-либо параметру фирма получила 5 баллов, то можно считать, что по данному показателю фирма занимает лидирующее положение на рынке. С единицей баллов все обстоит в точности до наоборот. Посмотреть, как проводится рейтинговая система оценки конкурентов, можно в таблице 2.

Таблица 2 Рейтинговая оценка конкурентов



Преимуществом данного метода можно назвать простоту и универсальность, однако же, оценка показателей весьма субъективна и результат может быть хорошим, только если данный подход использует опытный экономист.

Показатель конкурентоспособности предприятия или его продукции можно провести только в сравнении с аналогичными объектами конкурирующих фирм, данный показатель является относительным. Все вышеизложенные подходы действуют по данному принципу.

В зависимости от того, какой показатель был выбран для оценки конкурентоспособности предприятия, может разниться и результат.

Так как процесс выбора единой методики, которая подошла бы всем предприятиям, практически невозможен, то стоит сосредоточить усилия для создания общих принципов и положений, которые возможно изменить и использовать для оценки деятельности любой организации.