ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения Российской Федерации
ФГАОУ ВО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет»
Институт инженерно-педагогического образования
Кафедра математических и естественнонаучных дисциплин
Доклад
по дисциплине «Социология»
По теме « Институты духовной сферы: религия, наука, искусство»
Выполнил: студент группы ЗЭУ-107
Мухаббатов Д.Р.
Проверила: Заглодина Т.А.
Екатеринбург
2023
Введение
Любое общество для того, чтобы функционировать, должно производить, распределять и потреблять материальные и духовные блага. Так, потребность в создании ценностей вынуждает людей закреплять и поддерживать отношения. Для максимальной оптимизации этих отношений они институализируются, то есть общество санкционирует и закрепляет удовлетворение потребностей в определенных объемах и определенными методами и способами.
Духовная сфера — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.
Все эти институты призваны к накоплению социально значимых ценностей, норм, знаний и опыта, передачи культуры от одного поколения к другому.
Важной частью институтов культуры являются коммуникационные институты, призванные производить и распространять информацию, которая выражена в символах.
Все перечисленные институты организуют деятельность людей и различных учреждений в соответствии с определенными нормами, правилами и функциями.
Институт религии
Религия представляет собой социальный институт, включающий формальные и неформальные правила, идеи и ценности, а так же нормы, которые регулируют повседневную жизнедеятельность людей. Религия определяет систему отношений человека и Бога (сверхъестественных сил), которые дают человеку духовную опору и выступают объектом его поклонения (веры).
Религия направлена на осознание предельных смыслов человеческого бытия, на поиск глубинного единства и связи человека с мировым универсамом. Религия указывает на духовно-практические пути для постижения и получения смысла жизни. Она дает духовные ориентиры для преодоления человеком своей ограниченности, имеет свои специфические формы осознания и переживания единства человека и мира.
Структурными элементами религии как социального института являются:
-
комплекс различных верований; -
религиозные организации; -
свод морально-нравственных предписаний, правил, догм.
Институт науки
Наука как социальный институт представляет собой организацию, которая обеспечивает эффективность научной деятельности и использование ее результатов. Наука удовлетворяет потребность общества в объективном знании.
Для своего функционирования как социального института наука выработала следующие ценности и нормы ( по Р.Мертону):
-
универсализм (убежденность в объективности положений научного знания, его независимости от субъекта); -
всеобщность (знание является всеобщим достоянием); -
бескорыстность (запрет на пользование наукой в личных корыстных интересах); -
организованный скептицизм (ответственность ученых за оценку работ коллег).
Научное открытие является достижением, которое обменивается ученым на признание и вознаграждение. Именно научное достижение определяет статусность и престиж ученого.
Наука как профессиональный вид деятельности начала складываться во время первых научных революций в XVI–XVII веках. Уже с XVIII - первой половины XX столетия научная деятельность находит отражение в следующих системах:
-
отношение к природе; -
отношения между учеными как членами профессиональной группы; -
заинтересованное отношение общества к науке, главным образом к ее результатам и достижениям.
Наука становится социальным институтом со своей организацией(научным сообществом), системой ролей, своими особенностями и присущими ей чертами.
В XX веке наука является производительной силой общества, она выстраивается в систему экономических, технологических, нравственных и других отношений. Так, наука становится социальным институтом, который организует и регулирует производство и применения знания.
Институт искусства
Искусство представляет собой институт регуляции деятельности людей по отношению к художественным ценностям. Это отношения между художником и обществом (публикой); между художником и посредником, обеспечивающим распространение произведений искусства; отношения художника и критика.
Институт искусства удовлетворяет потребности в передаче культурного наследия, поиска решений духовных проблем, самореализации и воспитания личности.