Файл: Министерство образования и молодежной политики рязанской области.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Рязанский строительный колледж
имени Героя Советского Союза В.А. Беглова»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ОГБПОУ РСК
_________________ /А.В. Суслов/
«___» _______________ 2017 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
по специальности 23.02.03
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
г. Рязань, 2017.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) для специальности/профессии:
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовой подготовки).
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рязанский строительный колледж имени Героя Советского Союза В.А. Беглова»
Разработчик: Остроушко Д.П. преподаватель РСК.
Рекомендована методической комиссией профессионального учебного цикла специальностей: 23.02.03, 23.02.04, 08.02.08.
Протокол №_______ от «_____» _________ 2017г.
Председатель МК ________________________ / Серова Г.Д./
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5-10 |
| 12-13 |
| 14 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
материаловедение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовой подготовки), 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный цикл ОП.00 – общепрофессиональные дисциплины
ОП.04. Материаловедение
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;
- выбирать способы соединения материалов;
- обрабатывать детали из основных материалов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- строение и свойства машиностроительных материалов;
- методы оценки свойств машиностроительных материалов;
- области применения материалов;
- классификацию и маркировку основных материалов;
- методы защиты материалов от коррозии;
- способы обработки материалов.
Техник по обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Техник по обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 123часа, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 82 часов
Самостоятельной работы обучающегося 41 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 123 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 82 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 10 |
практические занятия | 32 |
контрольные работы | 0 |
курсовая работа (проект) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: | |
Домашняя работа, подготовка рефератов, презентаций, подготовка к лабораторным работам. | 20 |
Итоговая аттестация в форме - экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Материаловедение
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Содержание учебного материала | 1 | 1 |
| Введение: Цель и задачи предмета материаловедение. Роль предмета в автомобилестроении. | ||
Раздел 1. | Строение и свойства материалов. | | |
| Содержание учебного материала | | |
Тема 1.1. Строение металлических материалов. | Атомно - кристаллическое строение металлов. Кристаллизация металлов. Ползучесть; определение ударной вязкости; трещиностойкость. | 1 | 2 |
Лабораторная работа. Изучение под микроскопом структуры материалов. | 2 | | |
Самостоятельная работа. Подготовка к защите лабораторной работы. | 2 | | |
Тема 1.2. Методы изучения структуры и свойств материалов. | Механические свойства и методы их определения: определение предела прочности, предела текучести, относительного удлинения и сужения; определение твердости; испытание на усталость; испытание на ползучесть, определение ударной вязкости, трещиностойкость. Физические свойства металлов: магнитные свойства, тепловые свойства. Химические свойства металлов. Испытания на износостойкость. | 2 | 2 |
Лабораторная работа: 1Определение твердости металлов по Бринеллю и Роквеллу, Виккерсу, Шору 2.Определение ударной вязкости на маятниквом копре. | 4 | | |
Практические работы: 1. Механические испытания металлов на усталость, ползучесть. 2. Испытание на изнашивание на установке УТМ-1. | 4 | | |
Смостоятельная работа. Подготовка к защите лабораторно-практических работ. | 2 | | |
Тема 1.3. Теория сплавов. Диаграммы состояния. | Типы сплавов. Диаграммы состояния сплавов. | 2 | 2 |
Тема 1.4 Методы упрочнения сплавов | Перекристаллизация. Дисперсионное твердение. Наклеп и рекристаллизация. Упругая и пластическая деформация. . | 2 | 2 |
| | ||
| Самостоятельная работа. Подготовка к защите практической работы | 2 | |
Раздел 2. | Сплавы железа и углерода. Стали и чугуны. Термическая обработка. | | |
| Содержание учебного материала | | |
Тема 2.1. Диаграммы состояния сплавов «железо-цементит». | Превращения железа при нагреве и охлаждении. Критические точки железа по Д.К. Чернову. Соединение железа с углеродом. Фазы и структуры в сплавах «железо- углерод». В сплавах «железо-цементит». Стали: влияние углерода и постоянных примесей на свойства сталей; классификация и маркировка. Чугуны: влияние химического состава чугуна на его структуру и свойства; графитизация; чугуны с цементитом и графитом. | 2 | 2 |
Тема 2.2. Термическая обработка стали. | Превращения в сталях при нагреве, при охлаждении. Виды термической обработки. Поверхностное упрочнение. Термомеханическая обработка. | 2 | 2 |
Лабораторная работа 1 Проведение закалки и отпуска углеродистой стали.. | 4 | | |
| Самостоятельная работа. Подготовка к защите лабораторных работ. | 2 | |
Тема 2.3. Оборудование термических цехов. | Основное оборудование термических цехов. Оборудование для поверхностного нагрева, для охлаждения, для контроля и регулирования технологических процессов термической обработки. | 2 | 2 |
Раздел 3. | Конструкционные и инструментальные материалы. | | |
| Содержание учебного материала | | |
Тема 3.1. Требования к конструкционным материалам. | Требования к эксплуатационным свойствам. Требования к технологическим свойствам: обрабатываемость давлением, резанием, свариваемость металлов. | 2 | 2 |
Тема3.2. Конструкционные стали. | Легированные стали. Общие понятия. Влияние легирования на превращения, структуру и свойства сталей, маркировка. | 1 | 2 |
Практическая работа Подобрать материал для изготовления высокоточного измерительного инструмента (калибра - пробки), | 2 | | |
| Самостоятельная работа. Подготовка к защите лабораторно- практических работ. | 2 | |
Тема 3.3. Чугуны. | Белый чугун. Чугуны с графитом. | 1 | 2 |
Практическая работа: Выбор материала для изготовления кабины грузового автомобиля, коленчатого вала автомобиля, шестерни полуоси заднего моста автомобиля. . | 4 | | |
Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ. | 2 | ||
Тема 3.4. Материалы с особыми свойствами. | Стали устойчивые против коррозии. Коррозия металлов Способы защиты от коррозии. Жаропрочные и жаростойкие стали и сплавы. Износостойкие стали. Высокопрочные стали. | 2 | 2 |
| Практическая работа: Подобрать материал для изготовления выпускного клапана двигателя автомобиля. Выбрать материал для изготовления скоростного токарного резца для обработки чугуна начерно. | 4 | |
Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ. | 2 | | |
| | | |
Тема 3.5. Инструментальные материалы. | Требования к свойствам инструментальных материалов. Материалы для режущего инструмента. Материалы абразивных инструментов. Материалы для изготовления штампового инструмента. Стали для измерительного инструмента. | 1 | 2 |
Тема 3.6. Цветные металлы и сплавы | Медь и сплавы на основе меди. . Титан и сплавы на его основе. Баббиты. | 1 | 2 |
Тема 3.7. Неметаллические материалы | Полимеры и пластические массы: строение полимеров, свойства полимеров; пластические массы: состав и классификация; термопластичные пластмассы; термореактивные пластмассы ; газонаполненные пластмассы. Применение в автомобилестроении. | 1 | 2 |
Практическая работа Изучение свойств резин различной классификации | 2 | | |
Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ. | 4 | | |
Тема 3.8. Композиционные материалы. | Дисперсно - упрочненные композиты. Волокнистые композиционные материалы. | 2 | 2 |
Раздел 4. Тема4.1. Литейное производство. | Технология конструкционных материалов. | | |
Содержание учебного материала | | | |
Т ехнология получения отливок в разных формах. Литниковая система. Технология литья в металлические формы, центробежное литье, литье под давлением, литье по выплавляемым моделям. Литье в автомобилестроении. | 2 | 2 | |
| Практическая работа Изготовление литейных форм. | 2 | |
| Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ. | 2 | |
Тема 4.2. Сварка металлов. | Классификация способов сварки. Сущность сварки. Достоинства и недостатки процесса сварки. Типы сварочных соединений и швов. Перспективные способы сварки. Технология ведения сварочных швов. | 2 | 2 |
| Практическая работа Выбор режима электродуговой сварки | 2 | |
| Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ. | 3 | |
Тема 4. 3. Электродуговая сварка. | Электрическая дуга. Факторы влияющие на устойчивость горения электрической дуги. Оборудование применяемое для электродуговой сварки. Классификация электродов. Типы электродов. Меры безопасности. | 1 | 2 |
| Практическая работа Освоение рабочих приемов электродуговой сварки | 2 | |
| Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ. | 2 | |
Тема 4.4. Газовая сварка. | Сущность газовой сварки. Материалы и оборудование применяемое при газовой сварке. Структура сварочного пламени. Выбор режима газовой сварки. Редукторы, ацетиленовый генератор, баллоны, горелки, резаки. | 1 | 2 |
| Практическая работа Выбор режима газовой сварки | 2 | |
| Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ. | 2 | |
Тема 4..5. Пайка металлов. | Сущность процесса пайки металлов. Припои и флюсы применяемые при пайке. Низкотемпературное и высокотемпературная пайка металлов. Технология пайки. Правила техники безопасности при пайке металлов. | 1 | 2 |
| Практическая работа Выполнение пайки радиаторов, трубопроводов. | 2 | |
| Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ. | 2 | |
Раздел 5. | Обработка металлов резанием | | |
| Содержание учебного материала | | |
Тема 5.1. Способы обработки металлов резанием. | Элементы резания и геометрия резца. Способы обработки металлов резанием. Классификация резцов. Материал резцов. Элементы токарного проходного резца. | 2 | 2 |
| Практическая работа Выбор элементов режима резания. | 2 | |
| Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ. | 2 | |
Тема 5.2. Точение. Станки токарной группы. | Классификация металлорежущих станков. Физические основы процесса резания. Силы действующие на резец при точении. Основные узлы токарно-винторезного станка. Техника безопасности при работе на токарных станках. | 2 | 2 |
| Практическая работа Настройка токарно-винторезного станка на точение. | 2 | |
| Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ. | 2 | |
| Содержание учебного материала | | |
Тема 5.3. Фрезерование. | Схема фрезерования цилиндрической фрезой. Классификация фрез по конструкции и технологическим признакам. Основные узлы фрезерных станков. Техника безопасности. | 2 | 2 |
| Практическая работа Настройка фрезерного станка на фрезерование заготовки. | 2 | |
| Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ. | 2 | |
| Содержание учебного материала | | |
Тема 5.4. Сверление. | Назначение и классификация сверл, зенкеров, разверток. Основные узлы сверлильного станка. Работы выполняемые на сверлильных станках. Типы зенкеров, разверток. | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа по теме «Сверлильные станки» | 4 | |
| Содержание учебного материала | | |
Тема 5..5. Шлифование. | Процесс шлифования и его особенности. Классификация абразивных инструментов. Маркировка шлифовальных кругов. Выбор шлифовальных кругов по роду обрабатываемого материала. Методы шлифования. Техника безопасности. | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа. Подготовка по вопросу: «Выбор шлифовальных кругов по зернистости, виду связки и твердости». | 2 | |
| Всего: | 123 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
«Материаловедение»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Материаловедение» требует наличия лаборатории материаловедения.
Перечень оборудования:
Лаборатории:
- лабораторные столы;
- металлографический микроскоп (МЕТ- 400);
- набор микрошлифов;
- атласы микроструктур металлов и сплавов;
- твердомер ТШ- 2М;
- твердомер ТК- 2М;
- комплекты образцов из отожженной стали;
- отсчетный микроскоп МПБ – 2;
- электропечь;
- заточной станок;
- генератор ацетиленовый АСВ -1,25-4;
- комплект газовых горелок;
- сварочная проволока;
- газовый редуктор;
- сварочный трансформатор (ТД-500)
- сварочный преобразователь (ПСО-100-1);
- электродержатель;
- маска сварщика;
- электроды;
- комплект электрических паяльников;
- комплект слесарного инструмента;
- приспособление для развальцовки трубок;
- паяльная лампа;
- токарно-винторезный станок;
- комплект резцов;
- материальный инструмент;
- универсальные приспособления к токарным станкам;
- универсально-фрезерный станок;
- комплект фрез;
- делительная головка;
- комплект шлифовальных кругов;
- муфельная печь;
- разрывная машина;
- аудиовизуальные и компьютерные технические средства.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Ю.М. Соломенцев Материаловедение. – М, Высшая школа 2015.-451с.: ил.
2. Г.П. Фетисов и др. Материаловедение и технология металлов – М, Высшая школа, 2016.-284с.:ил.
3. С.И. Богодухов и др. Курс материаловедения в вопросах и ответах – М, Машиностроение, 2017.-251с.
4.Чумаченко Ю.Т. Материаловедение для автомехаников: учебное пособие для учащихся профессиональных лицеев, училищ и технических колледжей/ Г.В.Чумаченко, А.И.Герасименко. - 3-е изд., доп. и перераб.– Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016. – 480 с.