Файл: Министерство образования и молодежной политики рязанской области.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Рязанский строительный колледж

имени Героя Советского Союза В.А. Беглова»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ОГБПОУ РСК

_________________ /А.В. Суслов/

«___» _______________ 2017 года






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
по специальности 23.02.03

«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»


г. Рязань, 2017.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) для специальности/профессии:

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовой подготовки).

Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рязанский строительный колледж имени Героя Советского Союза В.А. Беглова»


Разработчик: Остроушко Д.П. преподаватель РСК.

Рекомендована методической комиссией профессионального учебного цикла специальностей: 23.02.03, 23.02.04, 08.02.08.

Протокол №_______ от «_____» _________ 2017г.

Председатель МК ________________________ / Серова Г.Д./

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5-10
  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины


12-13
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


14


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

материаловедение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовой подготовки), 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный цикл ОП.00 – общепрофессиональные дисциплины

ОП.04. Материаловедение
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;

- выбирать способы соединения материалов;

- обрабатывать детали из основных материалов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- строение и свойства машиностроительных материалов;

- методы оценки свойств машиностроительных материалов;

- области применения материалов;

- классификацию и маркировку основных материалов;

- методы защиты материалов от коррозии;

- способы обработки материалов.
Техник по обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.



ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Техник по обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.

ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 123часа, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 82 часов

Самостоятельной работы обучающегося 41 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

123

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

82

в том числе:




лабораторные работы

10

практические занятия

32

контрольные работы

0

курсовая работа (проект)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

в том числе:




Домашняя работа, подготовка рефератов, презентаций, подготовка к лабораторным работам.



20

Итоговая аттестация в форме - экзамена





2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Материаловедение



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4




Содержание учебного материала


1


1





Введение:

Цель и задачи предмета материаловедение. Роль предмета в автомобилестроении.


Раздел 1.

Строение и свойства материалов.










Содержание учебного материала





Тема 1.1.

Строение металлических материалов.


Атомно - кристаллическое строение металлов. Кристаллизация металлов. Ползучесть; определение ударной вязкости; трещиностойкость.




1



2

Лабораторная работа.

Изучение под микроскопом структуры материалов.


2




Самостоятельная работа. Подготовка к защите лабораторной работы.

2




Тема 1.2.

Методы изучения структуры и свойств материалов.


Механические свойства и методы их определения: определение предела прочности, предела текучести, относительного удлинения и сужения; определение твердости; испытание на усталость; испытание на

ползучесть, определение ударной вязкости, трещиностойкость. Физические свойства металлов: магнитные свойства, тепловые свойства. Химические свойства металлов. Испытания на износостойкость.


2


2

Лабораторная работа: 1Определение твердости металлов по Бринеллю и Роквеллу, Виккерсу, Шору 2.Определение ударной вязкости на маятниквом копре.


4






Практические работы: 1. Механические испытания металлов на усталость, ползучесть. 2. Испытание на изнашивание на установке УТМ-1.

4






Смостоятельная работа. Подготовка к защите лабораторно-практических работ.

2




Тема 1.3. Теория сплавов. Диаграммы состояния.

Типы сплавов. Диаграммы состояния сплавов.


2

2

Тема 1.4
Методы упрочнения сплавов



Перекристаллизация. Дисперсионное твердение. Наклеп и рекристаллизация. Упругая и пластическая

деформация.

.



2

2










Самостоятельная работа. Подготовка к защите практической работы

2




Раздел 2.


Сплавы железа и углерода. Стали и чугуны. Термическая обработка.











Содержание учебного материала







Тема 2.1.

Диаграммы состояния сплавов «железо-цементит».

Превращения железа при нагреве и охлаждении. Критические точки железа по Д.К. Чернову. Соединение железа с углеродом. Фазы и структуры в сплавах «железо- углерод». В сплавах «железо-цементит». Стали: влияние углерода и постоянных примесей на свойства сталей; классификация и маркировка. Чугуны: влияние химического состава чугуна на его структуру и свойства; графитизация; чугуны с цементитом и графитом.

2

2

Тема 2.2.

Термическая обработка стали.

Превращения в сталях при нагреве, при охлаждении. Виды термической обработки. Поверхностное упрочнение. Термомеханическая обработка.

2

2

Лабораторная работа

1 Проведение закалки и отпуска углеродистой стали..

4






Самостоятельная работа. Подготовка к защите лабораторных работ.

2




Тема 2.3.

Оборудование термических цехов.

Основное оборудование термических цехов. Оборудование для поверхностного нагрева, для охлаждения, для контроля и регулирования технологических процессов термической обработки.

2


2



Раздел 3.

Конструкционные и инструментальные материалы.










Содержание учебного материала







Тема 3.1.

Требования к конструкционным материалам.

Требования к эксплуатационным свойствам. Требования к технологическим свойствам: обрабатываемость давлением, резанием, свариваемость металлов.

2

2

Тема3.2.

Конструкционные стали.

Легированные стали. Общие понятия. Влияние легирования на превращения, структуру и свойства сталей, маркировка.

1

2

Практическая работа

Подобрать материал для изготовления высокоточного измерительного инструмента (калибра - пробки),

2







Самостоятельная работа. Подготовка к защите лабораторно- практических работ.

2




Тема 3.3.

Чугуны.


Белый чугун. Чугуны с графитом.


1

2

Практическая работа:

Выбор материала для изготовления кабины грузового автомобиля, коленчатого вала автомобиля, шестерни полуоси заднего моста автомобиля.

.


4




Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ.

2


Тема 3.4.

Материалы с особыми свойствами.


Стали устойчивые против коррозии. Коррозия металлов Способы защиты от коррозии.

Жаропрочные и жаростойкие стали и сплавы. Износостойкие стали. Высокопрочные стали.


2


2




Практическая работа:

Подобрать материал для изготовления выпускного клапана двигателя автомобиля. Выбрать материал для изготовления скоростного токарного резца для обработки чугуна начерно.

4




Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ.

2













Тема 3.5.

Инструментальные материалы.


Требования к свойствам инструментальных материалов. Материалы для режущего инструмента. Материалы абразивных инструментов. Материалы для изготовления штампового инструмента. Стали для измерительного инструмента.

1

2

Тема 3.6.

Цветные металлы и сплавы

Медь и сплавы на основе меди. . Титан и сплавы на его основе. Баббиты.

1

2

Тема 3.7.
Неметаллические материалы



Полимеры и пластические массы: строение полимеров, свойства полимеров; пластические массы: состав и классификация; термопластичные пластмассы; термореактивные пластмассы ; газонаполненные пластмассы. Применение в автомобилестроении.

1

2

Практическая работа

Изучение свойств резин различной классификации

2




Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ.

4




Тема 3.8.

Композиционные материалы.


Дисперсно - упрочненные композиты. Волокнистые композиционные материалы.

2

2

Раздел 4.

Тема4.1.

Литейное производство.

Технология конструкционных материалов.







Содержание учебного материала







Т ехнология получения отливок в разных формах. Литниковая система. Технология литья в металлические формы, центробежное литье, литье под давлением, литье по выплавляемым моделям. Литье в автомобилестроении.


2


2




Практическая работа

Изготовление литейных форм.

2







Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ.

2




Тема 4.2.

Сварка металлов.

Классификация способов сварки. Сущность сварки. Достоинства и недостатки процесса сварки. Типы сварочных соединений и швов. Перспективные способы сварки. Технология ведения сварочных швов.

2

2




Практическая работа

Выбор режима электродуговой сварки

2







Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ.

3




Тема 4. 3.

Электродуговая сварка.

Электрическая дуга. Факторы влияющие на устойчивость горения электрической дуги. Оборудование применяемое для электродуговой сварки. Классификация электродов. Типы электродов. Меры безопасности.


1


2




Практическая работа

Освоение рабочих приемов электродуговой сварки

2







Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ.

2




Тема 4.4.

Газовая сварка.

Сущность газовой сварки. Материалы и оборудование применяемое при газовой сварке. Структура сварочного пламени. Выбор режима газовой сварки. Редукторы, ацетиленовый генератор, баллоны, горелки, резаки.


1


2




Практическая работа

Выбор режима газовой сварки

2







Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ.

2




Тема 4..5.

Пайка металлов.

Сущность процесса пайки металлов. Припои и флюсы применяемые при пайке. Низкотемпературное и высокотемпературная пайка металлов. Технология пайки. Правила техники безопасности при пайке металлов.

1

2




Практическая работа

Выполнение пайки радиаторов, трубопроводов.

2







Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ.

2




Раздел 5.

Обработка металлов резанием










Содержание учебного материала




Тема 5.1.

Способы обработки металлов резанием.

Элементы резания и геометрия резца. Способы обработки металлов резанием. Классификация резцов. Материал резцов. Элементы токарного проходного резца.

2

2




Практическая работа

Выбор элементов режима резания.

2







Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ.

2




Тема 5.2.

Точение. Станки токарной группы.

Классификация металлорежущих станков. Физические основы процесса резания. Силы действующие на резец при точении. Основные узлы токарно-винторезного станка. Техника безопасности при работе на токарных станках.

2

2




Практическая работа

Настройка токарно-винторезного станка на точение.

2







Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ.

2








Содержание учебного материала







Тема 5.3.

Фрезерование.

Схема фрезерования цилиндрической фрезой. Классификация фрез по конструкции и технологическим признакам. Основные узлы фрезерных станков. Техника безопасности.

2

2




Практическая работа

Настройка фрезерного станка на фрезерование заготовки.

2







Самостоятельная работа. Подготовка к защите практических работ.

2








Содержание учебного материала







Тема 5.4.

Сверление.

Назначение и классификация сверл, зенкеров, разверток. Основные узлы сверлильного станка. Работы выполняемые на сверлильных станках. Типы зенкеров, разверток.

1

2




Самостоятельная работа по теме «Сверлильные станки»

4








Содержание учебного материала







Тема 5..5.

Шлифование.

Процесс шлифования и его особенности. Классификация абразивных инструментов. Маркировка шлифовальных кругов. Выбор шлифовальных кругов по роду обрабатываемого материала. Методы шлифования. Техника безопасности.


1


2




Самостоятельная работа. Подготовка по вопросу: «Выбор шлифовальных кругов по зернистости, виду связки и твердости».

2







Всего:

123






Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины


«Материаловедение»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины «Материаловедение» требует наличия лаборатории материаловедения.
Перечень оборудования:

Лаборатории:

- лабораторные столы;

- металлографический микроскоп (МЕТ- 400);

- набор микрошлифов;

- атласы микроструктур металлов и сплавов;

- твердомер ТШ- 2М;

- твердомер ТК- 2М;

- комплекты образцов из отожженной стали;

- отсчетный микроскоп МПБ – 2;

- электропечь;

- заточной станок;

- генератор ацетиленовый АСВ -1,25-4;

- комплект газовых горелок;

- сварочная проволока;

- газовый редуктор;

- сварочный трансформатор (ТД-500)

- сварочный преобразователь (ПСО-100-1);

- электродержатель;

- маска сварщика;

- электроды;

- комплект электрических паяльников;

- комплект слесарного инструмента;

- приспособление для развальцовки трубок;

- паяльная лампа;

- токарно-винторезный станок;

- комплект резцов;

- материальный инструмент;

- универсальные приспособления к токарным станкам;

- универсально-фрезерный станок;

- комплект фрез;

- делительная головка;

- комплект шлифовальных кругов;

- муфельная печь;

- разрывная машина;

- аудиовизуальные и компьютерные технические средства.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

1. Ю.М. Соломенцев Материаловедение. – М, Высшая школа 2015.-451с.: ил.

2. Г.П. Фетисов и др. Материаловедение и технология металлов – М, Высшая школа, 2016.-284с.:ил.

3. С.И. Богодухов и др. Курс материаловедения в вопросах и ответах – М, Машиностроение, 2017.-251с.

4.Чумаченко Ю.Т. Материаловедение для автомехаников: учебное пособие для учащихся профессиональных лицеев, училищ и технических колледжей/ Г.В.Чумаченко, А.И.Герасименко. - 3-е изд., доп. и перераб.– Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016. – 480 с.