Файл: Курсовая работа активизация познавательной деятельности обучающихся при изучении истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет истории и права
Кафедра отечественной и зарубежной истории и методики обучения

КУРСОВАЯ РАБОТА
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ

Автор работы _______________________________________ О. С. Солдаткина
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
Профиль История. Право
Руководитель работы
канд. ист. наук, доцент___________________________________ О. В. Седышев

Оценка _______________

Саранск 2022

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….3

1 Исследование общей основы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала……………………………….5

1.1. Понятие «активизации познавательной деятельности»..........................5

1.2. Значение и роль познавательного интереса при изучении фактического материала……………….……………………………….………………………….8

1.3. Факторы, побуждающие к активизации познавательной деятельности при изучении фактического материала………………………………………….11

2 Практическое использование различных форм, методов, и средств обучения, стимулирующих активизацию познавательной деятельности учащихся при изучении истории………………………………………………………………….18

2.1. Применение теории активизации познавательных интересов на уроках истории…………………………………………………………………………….18

2.2. Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении…………………………………………………………………………….21

Заключение………………………………………………………………………….26

Список использованных источников………………………………………...……29

Введение
Актуальность. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала является одной из основных проблем современной педагогической науки и практики.

Его важность связана с поиском и необходимостью разработки оптимальных методов обучения и преподавания, которые устанавливают связь между успехом освоения школьниками исторической науки как академической дисциплины и укреплением их умственного развития в качестве основы для формирования и развития когнитивной деятельности.


Для решения проблемы повышения познавательной активности существуют способы улучшения качества образовательного процесса. Исходя из того, что развитие мышления оказывает решающее влияние на улучшение других умственных когнитивных процессов, основное внимание в исследовании уделяется обновлению возможностей для развития логического и критического мышления учащихся, определения проявлений когнитивной деятельности, потенциальные возможности для повышения познавательного интереса к истории остаются в связи с социальной значимостью этой науки и основаны на фактическом и идеологическом содержании курса этой дисциплины.

Целью исследования является обоснование путей и условий активации когнитивной деятельности учащихся при изучении фактических материалов по исторической дисциплине в средней школе.

Объектом исследования является процесс преподавания истории в школе.

Предметом исследования является активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории.

Гипотеза исследования. Использование различных форм, методов, и средств обучения, стимулирует активизацию познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучение сущности понятия «активизация познавательной деятельности», его структуры и содержания.

2. Раскрытие специфики познавательной деятельности школьников в уроках истории.

3. Определение пути и условия активации когнитивной деятельности учащихся при изучении реальных материалов.

Методы исследования. В данной работе были использованы методы анализа теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала.

Поэтому следует обратить внимание на некоторые важные источники, мысли по поводу познавательного интереса, представленные в работах Фохт. А.В. «Методическое пособие по новой истории», Польской А. Е. «Как улучшить свою память», Кулюткин. Ю.Н., Сухобская, Г. С. «Мотивация познавательной деятельности». Авторы считают необходимым подчеркнуть, что познавательный интерес не обособлен в своем развитии от общего развития личности. Он

подвержен тем же закономерностям, что и процесс развития в целом.

Теоретическая значимость сопоставление, обобщение, анализ результатов, систематизация, моделирование и прогнозирование педагогических явлений и тест, процессов.

Практическая значимость определяется как способность формирования и развития познавательного интереса к истории как области человеческого знания и науки.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


1 Исследование общей основы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала



1.1. Понятие «активизации познавательной деятельности»
Обучение – это самый важный и надежный способ получить формальное образование. Изучение сложного и многогранного, специально организованного процесса отражения в сознании ученика реальности есть не что иное, как особый процесс познания, которым руководит учитель. Именно лидерские качества учителя позволяют школьникам заинтересоваться в получении знаний и навыков, развить их умственные и творческих способности.

Когнитивная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на всех этапах жизни, во всех видах деятельности и социальных отношениях школьников (продуктивная и общественно полезная работа, ценностно-ориентированная, художественная и эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметных и практических действий в учебном процессе (экспериментирование, проектирование, решение исследовательских задач и т. д.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкую форму в специальных образовательных и познавательных действиях, присущих только человеку как виду [1].

В процессе приобретения учащимися знаний фактического материала важное место занимает их познавательная деятельность, способность учителя активно руководить ею. Эффективность обучения зависит от степени активности школьников в этом процессе.

Отношение школьников к преподаванию учителей обычно характеризуется их активностью. Активность (обучение, овладение, содержание и т. д.) определяет степень (интенсивность, силу) «контакта» ученика с предметом его деятельности. Харламов И.Ф. считает, что познавательная деятельность — это «состояние деятельности школьника, которое характеризуется стремлением к обучению, умственной напряженности и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями». Следовательно, главными особенностями когнитивной деятельности являются проявление стремления к знаниям, активный процесс изучения новых фактов, отношение к обучению как к некому ценному и важному активу, привлекательному и, следовательно, интересному, подразумевает высокую степень автономии ученика в данном процессе.


В структуре деятельности выделяются следующие компоненты:

  1. готовность выполнять образовательные задачи;

  2. стремление к самостоятельной деятельности;

  3. осознание задач;

  4. систематическое обучение;

  5. желание улучшить свой личный уровень и другие.

Школьное управление традиционно называют «активацией». «Активация» может быть определена как постоянный процесс поощрения школьников к энергичному, целенаправленному обучению, преодолению пассивных и стереотипных действий, рецессии и психической стагнации. Основной целью активизации является формирование активности школьников, повышение качества образовательного процесса.

По мнению многих исследователей (Щукин Г.И., Окон В., Харламов И.Ф. и др.), Основой для совершенствования образовательного процесса является познавательный интерес, который определяется как интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке, мотивированным потребностям и информировании об учебных мероприятиях [1].

В педагогической практике используются различные методы активизации познавательной деятельности, основными из которых являются различные формы, методы, средства обучения, выбор таких комбинаций из них, которые в возникающих ситуациях стимулируют активность и независимость учащихся.
Далее приведены 4 пункта для родителей, помогающих развить у ребенка когнитивное мышление, которое активно способствует формированию познавательных интересов на уроках. Эти пункты выведены американскими педагогами частных школ [16].

Когнитивное развитие – это процесс, в котором ребенок учится рассуждать, идентифицировать объекты, решать проблемы и мыслить логически. Это этап, когда ребенок проявляет большой интерес к окружающей среде вокруг него или ее. Родитель может повысить когнитивное развитие своего ребенка, предоставив ему или ей безопасную почву, включив простые действия в повседневную жизнь.

1. Совершение рывка: от конкретного мышления до абстрактного мышления. Это этап, когда ребенок начинает развивать свое абстрактное мышление. Родитель может помочь связать абстрактные идеи с изображениями, чтобы повысить когнитивное развитие своего ребенка. Например, когда он вводите слово «животное» в лексикон ребенка, он может призывать его или ее назвать всех животных, которых он или она видели в зоопарке. Необходимо направлять ребенка, чтобы указать характеристики и общие черты этих животных. Это помогает в понимании слова как объекта.