ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одновременно с развитием и широким использованием методов сетевого планирования и управления в этот период формулируются общие принципы применения системного подхода к решению управленческих задач. Опираясь на системные концепции А. А. Богданова, Л. фон Берталанфи и других ученых, американский исследователь ч. Бернард в своей книге «функции лидерства» пишет:
«Центральная гипотеза этой книги состоит в том, что наиболее плодотворной концепцией для анализа опыта в области кооперативных систем является определение формальной организации как системы сознательно скоординированных действий или усилий двух или более индивидов.»
Таким образом, произошел переход от фрагментарного к целостному системному взгляду на проблемы управления.
Развитие методов сетевого планирования (60 лет). Разработка управления проектами фокусируется исключительно на методах и инструментах CPM и PERT. Методы и средства оптимизации стоимости для СРМ и PERT (Перт/стоимость), распределения ресурсов и планирования (РПСМ, пандусы и т. д.) расширяются разрабатывает программный комплекс на основе PERT / COST как систему управления проектами, создает первые системы управления проектами на основе сетевых технологий и т. д.
Начинается распространение методов управления сетевыми проектами в Европе и Америке.
Организационная интеграция получила дальнейшее развитие в 60-е годы. Как матричная форма она была введена в начале 60-х годов. К 1967-1968 годам П. Лоуренс, Дж. Лорш и другие охарактеризовали типы возможных интеграционных механизмов и сформулировали условия, при которых они должны использоваться. В этот период были также разработаны интегрированная логистическая система (1966) и система сетевого планирования GERT (1966) с использованием сетевых моделей нового поколения.
В 1964 году американский ученый С. Эльмахраби разработал методы построения и расчета стохастических альтернативных сетевых моделей, которые активно используются при управлении исследовательскими проектами, связанными с поисковой и творческой деятельностью.
Развитие системного подхода к управлению проектами (70-е годы). Продолжается разработка и внедрение систем сетевого планирования и управления. Таким образом, методика сетевого анализа и ее компьютерные приложения впервые вводятся в учебные заведения США в качестве обязательных инженерных дисциплин.
Метод CPM получает законодательную поддержку, и ряд американских судов рассматривают иски участников проекта только при подаче соответствующих расчетов на компьютер. В то же время развиваются и новые направления в управлении проектами.
Разработаны методы и средства, основанные на системном подходе и теории систем, которые эффективно используются при структурировании задач и оптимизации функций целеполагания. Прежде всего, это паттерн-метод, используемый для построения структуры целей и задач, наиболее адекватно соответствующих выявленным проблемам. Этот метод стал эффективно использоваться в управлении исследовательскими проектами.
Системные методы финансового менеджмента концептуализируются и применяются в контексте проектно-ориентированного управления деятельностью, в частности, планово-программная система бюджетирования (ППБС), представляющая собой систему управления предприятием, основанную на системном подходе к управлению проектами и программами.
В Советском Союзе в это время активно развивается так называемое программно-целевое управление, которое является предшественником проектного управления.
Передовые методы системного анализа применяются в области повышения эффективности управленческих решений при реализации самых разнообразных проектов. Методология управления проектами успешно включает в себя методы теории игр, методы дерева решений и другие инструменты анализа решений в условиях неопределенности и риска.
70 лет масштабные проекты (атомные электростанции, транспортные сети, объекты нефтегазовой промышленности, химической промышленности, ирригационные системы и т. д.) стали мешать экологам. В связи с этим возникла необходимость изучения проектной среды и учета внешних факторов-экономических, экологических, социальных и т. д. —
В этот период разрабатываются методы управления конфликтами (1977), изучаются проблемы руководителя проекта и проектной команды (1971), организационные структуры управления проектами (1977-1979).
Управление проектами как сфера профессиональной деятельности (80-е годы). Наблюдается тенденция к сокращению объемов производства серийных товаров и услуг, к увеличению ассортимента товаров с ограниченным объемом производства и целевыми качествами (тенденция кастомизации). В управлении проектами методы разрабатываются с акцентом на конкретного заказчика.
Практика включает в себя методы управления конфигурацией (изменения содержания проекта). Современные методы управления качеством интегрируются в общую методологию управления проектами. Признается высокая роль и важность партнерства и слаженной работы проектной команды.
Управление рисками — это отдельная дисциплина в рамках управления проектами.
Наконец, четвертое поколение компьютеров и новые информационные технологии, разработанные на их основе, позволяют более эффективно использовать методы и инструменты управления проектами для таких целей, как планирование, планирование, мониторинг и анализ времени, затрат, ресурсов и т. д. Эти методы начинают широко использоваться не только крупными, но и средними и мелкими фирмами.
Интенсивно развивается деятельность по выявлению и обобщению лучшего опыта управления проектами. В 1987 году в США был опубликован коллективный труд американского Института управления проектами (PMI) «The Project Management Body of Knowledge», в котором определяются место, роль и структура методов и инструментов управления проектами и их вклад в общее управление. Управление проектами окончательно сформировалось как междисциплинарная область профессиональной деятельности.
Особенности управления в России определяются переходным периодом формирования рыночных отношений в экономике. Переходный период требует применения методов и механизмов, характерных как для рыночной системы, основанной на частной собственности и относительно свободных ценах, так и для системы планового регулирования.
Особенности механизма управления переходного периода проявляются в концептуальных принципах построения, организационной структуре, целях и задачах управления, системе методов, исполнительных экономических и организационных механизмах, законодательных нормах и условиях управления.
Не будет преувеличением сказать, что сегодняшняя Россия переживает самые масштабные изменения в экономике, управлении и образе жизни. Эти изменения не только масштабны, но и беспрецедентны — ни в одной другой стране мира за столь короткий срок не произошло радикального разрушения одной экономической системы и образования другой.
Все многообразие процессов, происходящих в этом процессе, можно представить как совокупность социальных, технических, организационных и экономических проектов. Если вы научитесь управлять этими проектами, а менеджеры, призванные принимать решения, будут прислушиваться к рекомендациям профессиональных менеджеров проектов, то можно сказать, что проводимые в стране реформы будут более успешными.
В то же время понятно, насколько сложно разработать и внедрить на практике систему управления, адекватную реалиям жизни. Поэтому было бы преувеличением сказать, что методология управления проектами является панацеей от всех неудач в механизме реформ.
Отметим основные направления изменений в современной России, которые являются предпосылками для применения и одновременно потенциальной областью интереса изучаемой дисциплины:
-
Ликвидация планово-распределительной системы, основанной на принудительном и волевом управлении, начало формирования правовой системы регулирования; -
Изменение отношений собственности (разгосударствление предприятий и организаций, акционирование, приватизация и др.); -
Процесс демонополизации производителей различных товаров и услуг; -
Изменение рынка-переход к относительному балансу спроса и предложения; -
Изменение организационных форм (в соответствии с изменениями форм собственности и рыночных отношений), сопровождающееся децентрализацией управления и постепенной передачей отдельных функций на местах; -
Изменение производственной системы, которая » адаптируется к рынку»; -
Изменение методов и инструментов управления, в частности переход к идеологии программного управления; -
Отмена государственной монополии в области внешней торговли; -
Формирование рынка инвестиционных проектов, недвижимости, ценных бумаг, контрактных и других работ; -
Создание рынка инвестиционных компаний, инжиниринговых и консалтинговых фирм, предлагающих свои услуги в области экономического, управленческого и информационного сопровождения проектов; -
Появление первых проектно-ориентированных структур в инвестиционной сфере, созданных как на базе государственных, так и частных предприятий и компаний; -
Определенные изменения в психологии менеджеров; -
Развитие новых информационных технологий; -
Активное привлечение иностранных подрядчиков и инвесторов к реализации инвестиционных проектов, в которых традиционно широко используется методология проектного управления; -
создание новых рыночных структур, работающих с проектами, которые строят свою работу на проектной основе.
Объективно сложность хозяйственного управления возрастает в связи с увеличением количества хозяйствующих субъектов, сложностью их действий, снижением уровня профессионализма управленческого персонала. Современная инвестиционная политика направлена на финансирование проектов, которые реализуются в кратчайшие сроки и могут принести максимальную прибыль. В таких условиях новый метод становится проверенным инструментом реализации любых проектов требуемого качества, в срок, в рамках принятого бюджета.
Однако существует ряд ограничений, которые существенно затрудняют распространение новой методологии как для крупномасштабного управления проектами, так и для комплексных программ.
К ним относятся: общий спад производства и нестабильное функционирование экономики; недостаточная политическая стабильность; резкое сокращение государственных инвестиций и снижение инвестиционной активности; устойчиво высокая инфляция; недостаточное развитие кредитно-финансовой и банковской систем, что сдерживает оборот инвестиций и капитала.; отсутствие надежной системы гарантий и льгот для инвесторов, в том числе иностранных.