Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3. Учет поступления основных средств
Зачисление отдельных объектов в состав ОС осуществляется с использованием Акта (накладной) приемки-передачи основных средств (ф. ОС-1). Акт составляет комиссия,которая утверждается приказом руководителя организации. Акт оформляется в одномэкземпляре на каждый поступающий объект (акт может быть выписан на группу однородных объектов ОС относящихся к производственному и хозяйственному инвентарю, инструментам, оборудованию и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость, от одного поставщика и приняты в одном календарном месяце). После оформления Акт вместе с приложенной технической документацией передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. При оформлении внутреннего перемещения ОС выписывается Акт в двух экземплярах для сдатчика и для получателя. Учет всех объектов ОС, поступивших в эксплуатацию, ведется с использованием инвентарной карточки учета основных средств (ф. ОС-6). Инвентарная карточка заполняется работником бухгалтерии в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта, перемещение, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, а также документов по капитальному ремонту и списанию.
Основные средства, поступающие после восстановления, оформляются Актом приемки сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (ф. ОС-3).
Поступающее оборудование оформляется Актом о приемке оборудования (ф. ОС-14), выявленные при приемке дефекты оборудования фиксируются в акте о выявленных дефектах (ф. ОС-16).
Синтетический учет ОС ведется на активном инвентарном счете 01 «Основные средства». На данном счете основные средства отражаются в оценке по первоначальной либо по восстановительной стоимости.
Расходы организации, связанные с приобретением основных средств, являются долгосрочными инвестициями, для учета которых действующим планом счетов предусмотрен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Зачисление объектов в состав
основных средств в оценке по первоначальной стоимости оформляется записью – Дебет счета 01 «Основные средства» Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Первоначальная стоимость ОС, внесенных учредителями в счет вклада в уставный
капитал, — это их денежная оценка, согласованная учредителями, если иное не предусмотрено законодательством.
В бухгалтерском учете оформляются записи:
-
получен объект ОС от учредителя в качестве вклада в уставный капитал - Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 75 «Расчеты с учредителями» в оценке по согласованной стоимости; -
отражены расходы организации по доставке и доработке объекта - Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др., НДС - Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.; -
оприходованы основные средства в оценке по первоначальной стоимости - Дебет 01 Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», возмещение НДС по оприходованным и оплаченным ОС в части расходов организации Дебет 68/НДС и Кредит 19.
По объектам ОС, полученным по договору дарения (безвозмездно) первоначальной стоимостью признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
В бухгалтерском учете оформляются записи:
-
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 98-2 «Доходы будущих периодов/безвозмездные поступления» в оценке по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. В целях налогообложения эта сумма прибавляется к налогооблагаемой прибыли; -
затраты на доставку указанных ОС и приведение их в состояние, в котором ОС пригодны к использованию, отражаются - Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др., НДС по указанным расходам отражается по Дебету счета 19 и Кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.
Принятие объекта к бухгалтерскому учету в составе основных средств в оценке по первоначальной стоимости отражается по Дебету счета 01 и Кредит счета 08 «Вложения в
внеоборотные активы». По мере амортизации указанных объектов и оформления записи -
Дебет 20, 23, 25, 26, 44 84 Кредит 02 в размере начисленной амортизации оформляется признание доходов
Дебет 98/безвозмездные поступления и Кредит счета 91/1.
Первоначальная стоимость ОС, приобретенных за плату, - это сумма всех фактических
расходов на приобретение. НДС и иные возмещаемые налоги (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) в первоначальную стоимость не
включаются.
В бухгалтерском учете оформляются записи:
- на основании документов фактические расходы, произведенные организацией, отражаются Дебет 08 Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.
НДС - Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.
Оприходование объекта по учету в состав основных средств, все расходы, формирующие
первоначальную стоимость объекта ОС, списываются - Дебет 01 Кредит 08. Сумма НДС предъявляется к возмещению из бюджета по мере принятия к учету оплаченных ОС производственного назначения и отражается Дебет 68 Кредит 19.
1.4.Учет амортизации основных средств
Амортизация основных средств - это систематическое уменьшение первоначальной (восстановительной) стоимости ОС на протяжении срока его полезного использования (службы). Амортизация начисляется по ОС, находящимся у предприятия на праве собственности (в оперативном управлении, хозяйственном ведении). По ОС сданным в аренду, амортизацию начисляет арендодатель. По ОС, переданным в лизинг, амортизацию
начисляет или лизингодатель, или лизингополучатель в зависимости от условий договора
лизинга.
Амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем принятия объектов ОС к бухгалтерскому учету. Прекращается начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объектов основных средств. Начисляется амортизация до полного погашения стоимости объектов основных средств либо списания объектов основных средств с бухгалтерского учета.
Не амортизируются земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.
Амортизация начисляется ежемесячно независимо от результатов финансово- хозяйственной деятельности организации.
Важное значение имеет определение срока полезного использования объектов ОС. Срок полезного использования - это период, в течение которого основные средства приносят доход организации. Срок полезного использования определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования объекта ОС производится, исходя:
-
из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; -
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; -
нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
При начислении амортизации согласно ПБУ 6/01 (для целей бухгалтерского учета) предприятие может использовать следующие способы:
1. линейный;
2. уменьшаемого остатка;
3. списания лет по сумме чисел лет срока полезного использования;
4. списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
-
При линейном способе амортизационные отчисления определяются, исходя из первоначальной стоимости объектов ОС и срока полезного использования. -
При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования амортизационные отчисления определяются, исходя из первоначальной стоимости объекта и соотношения лет, оставшихся до окончания срока службы, к сумме чисел лет. -
При амортизации по способу уменьшаемого остатка отчисления определяются, исходя из остаточной стоимости объекта ОС на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией. -
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) размер амортизационных отчислений определяется за каждый отчетный период, исходя из первоначальной стоимости и соотношения фактического объема продукции в натуральном выражении за отчетный период к предполагаемому объему продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта ОС.
Сумма начисленной амортизации в балансе-нетто отдельной статьей не отражается. Начисленная амортизация вычитается из первоначальной стоимости объектов ОС, образуя остаточную стоимость объектов ОС, по которой основные средства отражаются в балансе по строке 120.
Бухгалтерские записи при начислении амортизации:
Начисление амортизации - Дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 и Кредит счета
02 – в зависимости от места эксплуатации объекта.
Начисление амортизации по объектам ОС непроизводственной сферы - Дебет счета 29 и
Кредит счета 02.
1.5 Инвентаризация ОС
Инвентаризацию объектов основных средств проводит рабочая комиссия, создаваемая в организации, при обязательном участии представителя бухгалтерии. Для осуществления инвентаризации объектов основных средств проводится большая подготовительная работа, а именно, проверка наличия и состояния технической документации по инвентарным объектам, инвентарных карточек, документов, подтверждающих право собственности на объекты.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, прямое назначение, инвентарные номера, основные технические или эксплуатационные показатели, а также все изменения в объектах (восстановление, реконструкцию, ремонт и т.д.). Одновременно с инвентаризацией собственных объектов основных средств проверяют арендованные и находящиеся на ответственном хранении объекты.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена по рыночным ценам с учетом реального износа. Согласно ПВБУ материальные ценности, остающиеся от объектов списания основных средств, приходуют по рыночной стоимости на дату списания, и соответствующую сумму зачисляют на финансовые результаты (в коммерческой организации) или на увеличение доходов (в некоммерческой организации).
Для выявления результатов инвентаризации объектов основных средств бухгалтерия составляет сличительную ведомость, в которой отражаются расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Если при инвентаризации выявлены недостачи или неучтенные основные средства, комиссия должна потребовать от соответствующих работников письменное объяснение. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете»:
-
излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты (в коммерческой организации) или идет на увеличение финансирования (фондов) (в бюджетной организации); -
недостача и порча имущества в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения, сверх норм — на виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты (в коммерческой организации) или на уменьшение финансирования (в бюджетной организации).