Файл: Тема Межбюджетные отношения как инструмент и объект управления бюджетными ресурсами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 5. Межбюджетные отношения как инструмент и объект управления бюджетными ресурсами
5.1. Сущность и основы организации межбюджетных отношений
Межбюджетными отношениями являются отношения между государством, местным самоуправлением относительно обеспечения соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения функций.
В бюджетном праве Донецкой Народной Республики межбюджетными отношениями признаются взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Эффективное и рациональное построение системы межбюджетных отношений оказывает содействие достижению следующих целей: - обеспечение стойкого экономического роста за счет оптимального использования фискального потенциала каждого из регионов и страны вообще; - рост качества жизни населения, социальной защиты и одинаково высокого уровня бюджетного обеспечения территориальных сообществ; - укрепление территориальной целостности страны благодаря предупреждению конфликтов между органами власти разных уровней.
Главными задачами межбюджетных отношений являются:
- обеспечение равных условий для органов местного самоуправления и одинаково гарантированных государственных социальных стандартов для населения;
- обеспечение справедливого распределения общественных услуг между гражданами независимо от местожительства; - реализация принципов самостоятельности и сбалансированности местных бюджетов; - обеспечение полноты и стабильности получения местными бюджетами надлежащей из бюджета высшего уровня дотации выравнивания; - четкое закрепление на законодательной основе расходных полномочий бюджета за соответствующим уровнем власти; - избежание субъективизма во время распределения общегосударственных ресурсов и ослабление влияния органов власти высшего уровня на процесс формирования местных бюджетов;
- повышение уровня мобилизации доходов местных бюджетов, стимулирование местных органов власти к развитию доходов соответствующих бюджетов.
Объектом межбюджетных отношений являются финансовые ресурсы, которые распределяются между бюджетами разных уровней для устранения диспропорций в экономическом развитии регионов.
Субъектами межбюджетных отношений являются органы разных уровней, которые обуславливает выделение вертикальных и горизонтальных межбюджетных отношений (рис. 5.1).
Система межбюджетных отношений должна базироваться на следующих принципах:
-
Экономическая эффективность. Стимулирование органов государственной власти разных уровней в проведении структурных реформ, поддержки конкурентоспособной среды, обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, рост доходов населения, экономическое развитие регионов. -
Бюджетная ответственность. Управление государственными финансами в интересах граждан при максимально эффективном использовании финансовых ресурсов соответствующих регионов для предоставления общественных услуг; прозрачность и подотчетность бюджетной политики; сбалансированность бюджетного процесса; повышение взаимной ответственности органов власти разных уровней при разработке и реализации бюджетной политики. -
Социальная справедливость. Равный доступ граждан независимо от места проживания к общественным услугам и социальным гарантиям. -
Политическая консолидация. Достижение согласия в проблемах распределения между органами власти разных уровней фискальных полномочий; создание условий для эффективного исполнения органами власти местного самоуправления своих функций; содействие развитию общественного благосостояния. -
Территориальная интеграция. Обеспечение единства бюджетной системы; предотвращение возникновения и смягчение диспропорций регионального развития, укрепление территориальной целостности страны.
В соответствии с политикой государства, которая отвечает государственному строю, можно выделить две модели межбюджетных отношений: централизованную и децентрализованную, механизм действий которых обуславливается совокупностью элементов (методов, форм, инструментов) и базируется на соответствующих принципах функционирования. Централизованная модель межбюджетных отношений присуще странам с тотальной ролью государства во всех сферах хозяйственной и социальной жизни общества. Политической предпосылкой функционирования децентрализованной модели является обеспечение демократических прав для граждан страны и территориальных громад. Принципиальным положением, которое отличает централизованную и децентрализованную модели межбюджетных отношений, является их зависимость от государственного устройства. Однако, форма государственного устройства не означает обязательность реализации определенной концепции организации межбюджетных отношений.
Существуют различные концепции организации межбюджетных отношений - бюджетный федерализм, бюджетный унитаризм, концепция субсидиарности и другие концепции, сопровождающие эволюцию межбюджетных взаимоотношений. Так, например, в условиях выбора модели организации межбюджетных отношений может получить распространение получила концепция формирования бюджета “снизу вверх” .
В основе концепции бюджетного федерализма лежит тезис о том, что разумно децентрализованная бюджетная система более эффективна. Именно поэтому многие унитарные государства тяготеют к децентрализации бюджетной системы и выбору концепции бюджетного федерализма.
Существуют различные взгляды на признаки концепции бюджетного федерализма, но все они исходят из двух основных положений:
- распределение общегосударственных расходов по разным уровням власти увязано с предоставлением соответствующих фискальных полномочий;
- наличие двухсторонней договорно-правовой формы организации бюджетных отношений, что предусматривает активную роль субъектов федерации в построении межбюджетных отношений.
Суть бюджетного унитаризма заключается, прежде всего, в том, что основные принципы организации межбюджетных взаимоотношений определяются центральной властью. Поскольку характерным признаком 70-90-х годов стало расширение полномочий местных властей в большинстве унитарных государств, в них стали внедрятся отдельные принципы бюджетного федерализма.
В концепции субсидиарности можно выделить несколько основных принципов: если власти более низкого уровня не в состоянии решить проблемы подведомственной территории, то возможно вмешательство в решение финансовых вопросов территориального развития более высокого уровня власти; оказание вышестоящей властью финансовой помощи, но на основе финансовой автономии местных властей, а не полного их подчинения центральной власти; распределение полномочий между разными уровнями власти во всех сферах; партнерство разных уровней власти; делегированное управление, т.е. часть своих полномочий центральная власть может делегировать местной власти. Здесь просматривается соединение принципов, как бюджетного федерализма, так и бюджетного унитаризма. Такой принцип, как партнерство разных уровней власти, по существу представляет чистый федерализм, а принцип делегирования полномочий - бюджетный унитаризм. Остальные принципы сочетают в себе элементы, как бюджетного унитаризма, так и бюджетного федерализма. Принципы концепции субсидиарности реализуются в государствах с различной формой государственного устройства.
-
Особенности регулирования межбюджетных отношений
Регулирование межбюджетных отношений означает деятельность по обеспечению соответствия между законодательно закрепленными за бюджетами полномочиями на обеспечение расходов и бюджетными ресурсами, предназначенными для реализации этих полномочий. Во многом регулирование межбюджетных отношений осуществляется в рамках бюджетного регулирования территориального развития. Бюджетное регулирование территориального развития - это организуемая на уровне управления соответствующей территориальной системы деятельность по использованию всех аспектов межбюджетных отношений в целях повышения уровня жизни населения территориальных образований, составляющих данную систему. Целью бюджетного регулирования территориального развития является устойчивое развитие каждой территории государства при сохранении целостности позитивных тенденций развития государства независимо от формы государственного строя, закрепленного конституционно, и независимо от выбранной формы организации межбюджетных отношений.
Принципы регулирования межбюджетных отношений представлены на рис. 3.2.
Базисные принципы |
|
Прикладные принципы |
|
Рис. 3.5 Принципы регулирования межбюджетных отношений
В основе функционирования демократического государства лежит принцип социальной справедливости. А значит в основе регулирования межбюджетных отношений – принцип социально-экономической справедливости. Условием гармоничного развития общества является государственное регулирование на основе выработки рационального соотношения между частными и общественными, территориально разнообразными интересами. При этом очень сложным является установление разумной меры сочетания всех интересов, которая бы способствовала предупреждению социальных конфликтов и была направлена на гармоничное развитие общества. В основе регулирования межбюджетных отношений должно лежать устранение существенных отличий в бюджетном обеспечении населения разных территорий государства c учетом их социальных, экономических и экологических особенностей. То есть должен соблюдаться принцип территориального равенства, под которым следует понимать право разных территорий на равную бюджетную обеспеченность с учетом особенностей территориального развития.
Следующим принципом регулирования межбюджетных отношений является межуровневая территориальная целесообразность, что означает необходимость распределения различных видов расходов между государственным и территориальными бюджетами, а также между территориальными бюджетами на основе максимально возможного приближения оказания общественных услуг к их непосредственному потребителю.
Принцип социально-экономической справедливости и территориального равенства и принцип межуровневой территориальной целесообразности являются базисными принципами регулирования межбюджетных отношений. Из принципов базисных вытекает ряд прикладных принципов. Среди них, прежде всего, следует назвать соответствие принципам бюджетной системы государства. Данный принцип означает необходимость соответствия организации межбюджетных отношений принципам бюджетной системы государства. Несовершенство последних или невозможность их реализации может снизить эффективность бюджетного регулирования.
Принцип межуровневой территориальной целесообразности порождает принцип соответствия расходов бюджета ответственности, закрепленной за определенным уровнем территориального управления. Согласно этому принципу в 70-х годах 90 процентов всех государственных расходов на образование и профессиональную подготовку в США, Канаде, Великобритании и других странах, 99 процентов государственных расходов в США, ФРГ, Канаде на здравоохранение осуществлялись за счет местных бюджетов. Это явилось результатом действия тенденций децентрализации государственных финансов в послевоенный период.
При распределении доходов между различными уровнями бюджетов должен соблюдаться один из главных принципов - максимальное обеспечение каждого звена бюджетной системы устойчивыми и регулярными поступлениями, необходимыми для реализации полномочий по решению задач комплексного развития территорий. Такой подход способен содействовать расширению самостоятельности местных органов власти в составлении и исполнении своих бюджетов и усилению их влияния в регионах на производство, доходность и рентабельность субъектов хозяйствования.
Главной целью бюджетных дотаций, субвенций является оказание финансовой помощи и сбалансирование местных бюджетов тех территорий, которые имеют меньший налоговый потенциал. При этом регулирование межбюджетных отношений должно базироваться на принципах комменсализма