Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Денисова Светлана Викторовна Преподаватель Ершова Наталья Николаевна Задание (максимальное количество баллов 7 баллов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Третий этап представляет собой формирование навыка списывания на уроках грамматики и правописания во 2-4 классах, где продолжается обучение списыванию с рукописного и печатного текста. Выделяют простое списывание текста и списывание с различными заданиями.

Текст 2.В «Прописях» подчеркиваются буквы безударных гласных не зависимо от того, совпадают ли эти звуки с буквами или нет. Однако обобщенный подход проводится в них не последовательно как по отношению к гласным (например: В лесу растут сосны. Буква «е» подчеркнута, а буква «а» в слове растут подчеркивать не надо), так и во особенности по отношению к согласным (например: буква «ж» в слое ёж подчеркивается, а буква «ш» в слове ёрш нет, хотя обе буквы являются одной и той же орфограммой).

Задание 2. (максимальное количество баллов – 6 баллов)

2.1. Прочитайте фрагмент урока обучения грамоте, посвященный выделению и характеристике изучаемых звуков. Проанализируйте представленный фрагмент учебного занятия, определив тему урока, сформулировав его цель и задачи. Выделите и назовите этапы работы над звуками, оцените выбор слов для первого выделения звуков, охарактеризуйте использованные учителем приемы обучения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-                Как называются предметы, изображенные на иллюстрации?

-                Стул, кресло, скамейка.

 

-                Кто знает, как называется вот такое кресло для царя или короля, на котором он сидит во время торжественных приемов? На чем сидит царь? На... троне. Это трон.

 

 

 

 

-                А как по-другому можно назвать скамейку? - Что объединяет все эти предметы? Для чего они нужны?

-                Скамья, лавка, лавочка. - Это мебель. Это предметы, на которых сидят.

-                Какой из этих предметов предназначен для сидения одного человека?

-                Стул, кресло, трон.

 

-                Произнесите эти слова еще раз и определите, в каком из них последний звук [л]. - В каком слове услышали последний звук [л]?

-                Стул, кресло, трон (хором). 


-                В слове «стул».

 

-                Докажите, что вы правы.

-                Сту[ллл].

-                Составьте у себя на партах звуковую схему слова «стул».

(Самостоятельно составляют из фишек)

-                Я тоже составляла схему. Посмотрите, что у меня получилось: первый звук я обозначила синей фишкой. Я права? (Так же со вторым и третьим звуком.)

 -                Да. [с] – согласный звук, твердый, глухой.

 

-                А вот для последнего звука я фишку выбрать не смогла. Ведь этот звук мы еще не характеризовали. Какую фишку выбрали вы? - Давайте вместе решим, какая фишка нужна.

 -                Синюю. Зеленую.

 

-                 Произнесите звук [л] и понаблюдайте, как работает ваш язык. 

-                [ллл]. Язык прижимается к верхним зубам.

-                Гласный или согласный это звук? - Определите, [л] – звонкий или глухой?

 

-                Согласный.

-                [л] (кладут руку на горло). Звонкий.

-                Твердый или мягкий?

-                Какая фишка нужна для обозначения звука [л]? Покажите мне.

-                [л]. Твердый.

(Показывают синюю фишку.)

 

-                Кто эту фишку сам выбрал, составляя схему слова, молодцы. Значит, вы уже знаете, как нужно действовать, чтобы охарактеризовать звук.

 

 -                Посмотрите еще раз на иллюстрации и назовите слово, в котором звук [л] в начале.

 -                Лавка (лавочка).  

-                В каком еще слове есть звук [л]? 

-                Кресло.

-                Произнесите слово и послушайте, где стоит звук [л]?

-                Крес[ллл]о. Звук [л] стоит в середине слова.

-                Все эти предметы можно назвать одним словом. Каким?

 -                Мебель.

-                Произнесите слово и послушайте, какой в нем последний звук?

-                Мебе[л’л’л’]. Последний звук [л’].

-                Давайте определим, какой это звук: гласный или согласный. Есть ли преграда, которая мешает воздуху выходить?

-                Что еще мы должны узнать о согласном?

-                Определите сами, какой это согласный звук, и покажите мне нужную фишку.



 [л’]. Язык мешает. Звук [л’] согласный.
-                Звонкий он или глухой, твердый или мягкий. (Произносят

 звук и показывают зеленую фишку)

(На доске появляется схема           □)

-                С какими звуками мы сегодня работали? (Показывает на соответств. фишки в звуковых схемах слов «стул» и «мебель».)

  

-                [л] и [л’].

 

-                Сравним эти звуки. Чем они похожи? Произнесите их: [л] - [л’]. - А чем они различаются?

-                [л] - [л’], [л] - [л’]. Оба согласные, звонкие. - [л] – твердый, а [л’] – мягкий.

 

-                Звуки [л] и [л’] – парные по твердостимягкости согласные звуки.

-                Давайте поучимся узнавать эти звуки в словах. Откройте азбуку на с. 62-63. Узнали сказку, к которой нарисована иллюстрация? Может, вам поможет небольшой отрывок из сказки, который я вам прочитаю? Послушайте и постарайтесь узнать сказку (Читает отрывок, помещенный в азбуке.)

 

 

 

-                Подскажу: звери так радовались избавлению от страшного чудовища, с которым легко справился маленький воробей – «взял и клюнул Таракана – вот и нету великана». - Назовите, кого изобразил художник.

-                «Тараканище» Корнея Чуковского.

Слона, слониху, жирафа, обезьян, бегемота, осликов, летучих мышей...

-  Давайте назовем по картинке слова, в которых есть звуки [л] или [л’]. Приготовьте фишки, будете показывать, какой из звуков вы услышали в слове. Петя, начинай.

-                Слон. (Остальные дети показывают синюю фишку.)

-                Я вижу, все согласны, что в этом слове есть звук [л]. Где он стоит в слове? (Так же проводится работа с остальными словами.)

-                В середине слова.





Решение: Согласные звуки.
Приёмы : показ учителя, коллективное наблюдение, работа в парах, открытие новых знаний в процессе совместной работы.

2.2. Составьте подробный конспект урока знакомства с одной из двузначных гласных букв. Продумайте, с одним или двумя значениями буквы будете знакомить первоклассников. От чего это будет зависеть? При планировании урока обратите внимание, что при введении не первой «особой» буквы важно правильно организовать работу на этапе повторения изученного.


Что необходимо внести в содержание этапа повторения?

Укажите гигиенические требования к обучению чтению и письму.

Проведем слого-звуковой анализ слова «юла» и составим отгадку из букв.

- Произнесем слово «юла» и определим, сколько в слове слогов? (2)

- Назовите 1 слог? (ю)

- Назовите 2 слог? (ла)

- Какие звуки мы слышим в слоге ю? ([йʼу])

-Охарактеризуйте звук [йʼ]. (согласный, звонкий, всегда мягкий, на схеме раскрашиваем зеленым цветом)

- Второй звук? ([у] – гласный, на схеме раскрашиваем красным цветом)
Ребята, если в начале слова рядом мы слышим звуки [йʼу], значит слово пишем с буквы «ю». (Показываю букву «Ю»).
- Какие звуки вы слышите во 2 слоге?( [л] и [а])

- Охарактеризуйте их. ([л] – согл., зв., тв., на схеме – синий; [а] – гл., на схеме- красный)

Много букв теперь я знаю.

И слова я прочитаю.

Складываю ю да ла

Получается ЮЛА.
Задание 3. (максимальное количество баллов – 6 баллов)

3.1. Изучив программы и учебники по русскому языку разных авторов (два учебно-методических пособия на выбор), определите круг формируемых грамматических понятий. Заполните таблицу.

 


Тема 

1класс

2 класс

3класс

4класс 

Состав слова 

С чего состоит слова для разбора 

Корень 

суффикс

приставка


Части речи

Находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы. Выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи.
Употреблять большую букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный и восклицательный знак в конце предложения. Верно оформлять предложения с союзами и, а, но. Ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Ставить знаки препинания в конце предложения (точка,вопросительный и восклицательный знаки) и знаки препинания при однородных членах предложения.

Они учатся произносить их с интонацией перечисления, употреблять в устной и письменной речи, отделяя при письме однородные члены (при отсутствии союза) запятой.

Предложения


соблюдать при произнесении и чтении интонацию конца предложения, интонацию перечисления (в предложениях с однородными членами), записывают его после предварительного анализа, учатся употреблять большую букву в начале предложения и точку (или другой знак препинания) в конце.

 знакомятся с употреблением на конце предложений, кроме точки, восклицательного и вопросительного знаков. Учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации в соответствии со знаками препинания.

повествовательное, вопросительное, побудительное (по цели высказывания), восклицательное (по интонации), дети учатся правильному, уместному их употреблению в речевом общении, как в устной, так и письменной форме.

 Они учатся произносить их с интонацией перечисления, употреблять в устной и письменной речи, отделяя при письме однородные члены (при отсутствии союза) запятой.

В программе определен следующий перечень пунктуационных умений младших школьников:







3.2. Проанализируйте одну и ту же грамматическую тему в учебниках по русскому языку разных авторов (не менее трех разных учебников). Определите, какие виды упражнений применяются для формирования языкового понятия.

Следует помнить, что овладение культурой речи подразумевает под собой как правильность речи, так и высокий уровень владения языком, т.е. речевое мастерство: точность, выразительность, богатство речи.

Исходя из этого, мы будем производить анализ по следующим критериям:

I. Наличие в учебниках заданий, направленных на:

- работу над правильностью речи (их количество);

- работу над речевым мастерством учащегося: а) над точностью речи (количество);

б) над ее богатством и разнообразием (количество); в) над её выразительностью (их количество)
3.3. Назовите условия успешного обучения младших школьников грамотному письму. Обоснуйте каждое из условий, опираясь на знание природы орфографического навыка и способов его усвоения. Какую роль в формировании условий для обучения грамотному письму играет предметно-развивающая среда (в т.ч. технические средства обучения)?

Орфографически - правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.