Файл: Методические указания к выполнению и защите выпускной квалификационной работы по направлению 40. 03. 01 Юриспруденция.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для каждой работы руководителем разрабатывается задание на ВКР.
Цель составления задания на ВКР – организация деятельности обучающегося, оказание помощи в выборе методологии и методики проведения исследования, а также выявление, систематизация и актуализация проблем по рассматриваемой теме.
В задании указываются фамилия, имя, отчество обучающегося и руководителя ВКР, тема, цель, объект, предмет исследования, перечень подлежащих разработке вопросов, график предоставления научному руководителю отдельных частей работы и конечный срок сдачи работы на кафедру.
Задание на ВКР утверждается заведующим кафедры уголовного права, процесса и криминалистики.
ВКР обучающийся выполняет исключительно самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя ВКР и отчитываясь перед ним по мере выполнения отдельных ее частей и работы в целом, в соответствии с графиком выполнения ВКР.
Руководитель ВКР несет ответственность за своевременность подготовки и качество представленной к защите работы.
Заведующий кафедрой уголовного права, процесса и криминалистики принимает решение о допуске к защите.
2.3. Составление плана выпускной квалификационной работы
План ВКР представляет собой последовательность расположения основных частей, к которым относят введение, основной текст (т.е. главы и параграфы), заключение, а также части ее справочно-сопроводительного аппарата (примечания, приложения).
Правильно построенный план служит организующим началом, помогает обобщить и систематизировать накопленный материал, способствует стройному (последовательному, логическому или историческому) изложению.
План ВКР обучающийся составляет самостоятельно с учетом цели и задач исследования. Он корректируется и утверждается руководителем. Составленный план не носит окончательного характера, а может дополняться, изменяться, так как в творческом исследовании план всегда имеет динамический характер. План должен быть гибким, чтобы включать в него новые аспекты и результаты, полученные в ходе исследования.
2.4. Подбор нормативных правовых актов и иных источников для написания выпускной квалификационной работы
Знакомиться с литературой по теме работы целесообразно в следующей последовательности:
Во-первых, нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы тематики работы (законы, подзаконные акты). При подборе нормативных правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочно-правовых системах «Гарант», «Кодекс», «КонсультантПлюс» и др. Эти справочные системы значительно облегчают тематический поиск документов, а также позволяют быстро найти соответствующий документ при наличии информации об органе его принявшем, дате принятия, номере документа. Кроме того, документы в данных электронных системах, как правило содержат комментарии, отсылки к другим нормативным актам.
Во-вторых, учебники и учебные пособия, раскрывающие вопросы темы ВКР.
В-третьих, научные издания (монографии) так или иначе затрагивающие аспекты темы работы.
В-четвертых, периодические издания (журналы), раскрывающие вопросы правоприменительной практики по теме работы и определяющие перспективы развития соответствующих отраслей права, определяющих содержания темы работы.
В-пятых, материалы судебной практики (постановления судов общей юрисдикции, мировых судей) по тематике выпускной квалификационной работы.
В-шестых, статистические данные позволяющие определить тенденции и направления правоприменительной практики по вопросам темы.
В-седьмых, данные системы Интернет на правовых сайтах ведущих юридических факультетов Российских университетов, таких как МГУ, СПбГУ, УрГЮА, ТГУ и т.п.
При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати.
На основании произведенных записей составляется список нормативно-правовых актов и литературы по тематике работы. Данный список согласовывается с руководителем.
Грамотная и тщательная работа по составлению списка нормативных правовых актов и литературы по тематике работы создает возможность обучающемуся разобраться в важнейших вопросах темы ВКР и приступить к планированию своей деятельности по написанию работы.
2.5. Методологические основы и методы исследования и написания выпускной квалификационной работы
Исходя из опыта написания ВКР можно выделить три основных метода ее написания:
-
Последовательный метод. -
Выборочный метод. -
Целостный метод.
Написание ВКР последовательным методом как правило возможно при хорошей подготовке обучающегося и позволяет практически сразу создать логически стройны текст, но требует сравнительно много времени, так как пока автор не закончил очередной главы (вопроса) работы, он не может перейти к следующей. К сожалению, можно отметить, что для написания одной части работы требуется создать несколько вариантов, пока не найдется лучший. В то же время материал, почти не требующий переработки ожидает своей очереди и лежит без движения.
Написание работы выборочным методом предполагает обработку исходного эмпирического материала в любой удобной для автора последовательности, что позволяет наиболее эффективно работать при дефиците времени. Как правило, недостатком данного метода написания является потеря логики изложения.
Написание работы целостным методом предполагает написание обучающимся основы отдельных глав работы с попыткой раскрытия сути рассматриваемых в работе проблем. Написав, таким образом, основной «костяк» работы и ознакомив с ним своего руководителя, обучающийся корректирует каждую главу и вопрос работы, с учетом пожелания руководителя. Целостный подход к написанию работы позволяет минимизировать количество времени на подготовку окончательного варианта работы, максимально учесть пожелания руководителя, избежать ненужной и лишней работы.
В зависимости от уровня усвоения материала, формы обучения, индивидуальных особенностей обучающегося, по согласованию с руководителем целесообразно выбрать любой из трех методов написания работы.
2.6. Требования к структуре выпускной квалификационной работы
Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются:
– титульный лист (приложение 2);
– задание на выпускную квалификационную работу (приложение 3);
– оглавление (приложение 4);
– введение;
– основная часть (две/три главы);
– заключение;
– библиографический список;
– приложения (анкеты, таблицы, графики и др.)
Последовательность и примерный объем основных структурных элементов ВКР приведен в табл. 1. В зависимости от состава и характера рассматриваемых вопросов общий объем ВКР должен составлять не менее 60 страниц.
Таблица 3.1
Структурные элементы | Количество страниц |
Титульный лист | 1 |
Оглавление | 1 |
Введение | 2-3 |
Глава 1 | 17-20 |
Глава 2 | 18-20 |
Глава 3 | 18-20 |
Заключение | 2-3 |
Библиографический список | 3-4 |
Общий объем ВКР | Не менее 60 |
Приложения | |
Титульный лист является первой страницей ВКР и содержит следующие реквизиты: полное наименование учебного заведения, наименование кафедры, тему работы, сведения о руководителе, заведующем кафедрой, местонахождение (город) образовательного учреждения, год написания работы. Сдача и прием ВКР подтверждается подписями студента и руководителя на оборотной стороне титульного листа, допуск к защите – подписью заведующего кафедрой на лицевой стороне титульного листа. Титульный лист ВКР выполняется по строго определенной форме (оформление титульного и оборотного листов см. в приложениях)
Индивидуальное задание является основой для выполнения ВКР. Оно должно содержать требуемые для решения поставленных задач исходные данные, обеспечивающие возможность реализации накопленных знаний в соответствии с уровнем профессиональной подготовки каждого обучающегося.
Задание составляется руководителем, тема для ВКР в задании должна соответствовать ее формулировке в приказе по университету.
Задание на ВКР оформляется на отдельном листе.
Оглавление составляется в соответствии с рубрикацией работы и детализируется до глав и параграфов. Содержание оглавления должно точно соответствовать теме исследования и полностью раскрывать ее.
Вовведении кратко обосновывается выбор темы, указываются ее актуальность, теоретическое и практическое значение; степень освещения в литературе, основные научные источники; цели и задачи исследования; предмет и объект исследования; методы исследования; фактический материал, послуживший основой исследования. Введение также содержит краткое описание содержания глав ВКР.
Обосновывая актуальность темы исследования, необходимо обозначить причины её выбора, охарактеризовать современное состояние законодательства и общественных явлений, степень научной разработанности в литературе.
При определении предмета и объекта исследования следует учитывать, что объект исследования всегда шире, чем предмет: если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.
Объект исследования – это процесс или явление (общественные отношения), порождающие проблемную ситуацию, на которое будет направлена исследовательская деятельность субъекта, эта та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело.
Объект исследования может быть ограничен пространственно-временными рамками (регион, город, сельская местность и пр).
Объектом исследования ВКР юриста, как правило, являются общественные отношения в исследуемой сфере в целом, а также социальный процесс, сфера социальной жизни, совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе деятельности различных субъектов по определенным направлениям, при определенных обстоятельствах, в конкретной обстановке.
Например, если тема ВКР звучит: «Умысел как форма вины по уголовному праву», то объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе уголовно-правовой борьбы с умышленными преступлениями.
Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой обучающийся познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные с его точки зрения признаки объекта. Предмет определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования, это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Предмет ВКР чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.
Предмет исследования – конкретная сторона объекта, подлежащая изучению, идеи, свойства, характеристики, стороны объекта:
- организационные и правовые аспекты,
- информационно-аналитические,
- тактические аспекты деятельности правоохранительных органов по определенному направлению и т.п.
Так, для темы «Умысел как форма вины по уголовному праву» – предметом исследования являются нормы уголовного законодательства, регламентирующие понятие умысла и его видов, их содержание, тенденции развития, практика применения и направления совершенствования.