Файл: Задание Какие ценности включает духовная культура современного общества Раскройте содержание понятия социальный институт культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. Какие ценности включает духовная культура современного общества? Раскройте содержание понятия «социальный институт культуры».
Духовная культура –сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные общества, духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношение и общение.

Социальные институты – мощные инструменты, выкованные тысячелетней культуры эволюцией. Термин «социальный институт» впервые предложил английский социолог ХIX века Герберт Спенсер. Он изучил и описал шесть типов социальных институтов; промышленный, профессиональный, политический, обрядовый, церковный, домашний. Они помогают в борьбе за выживание и существование всему обществу.

Задание 2. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
Определение гласит, что под мировоззрением принято понимать особую сложившуюся в ходе социализации структуру взглядов человека на жизнь в мире и своё место в нём. Поскольку для каждого человека будут характерны свои отличительные особенности в понимании данных аспектов, принято выделять наиболее общую классификацию, которая позволяет отнести человеческое мышление к тому или иному типу. Так же мировоззрение выделяет некоторые типы; Обыденное мировоззрение. Пожалуй, самым распространённым среди населения типом является обыденный вариант мышления, который складывается в ходе повседневной жизнедеятельности людей. Обычно он не отличается сложностью мыслей, наличием правил и сохраняет традиции, которые передаются от поколения к поколению в процессе социализации.

Научное мировоззрение. Наука всегда вносила большой вклад в развитие общества и усовершенствование способов познания жизни. Научная деятельность также смогла повлиять на человеческое восприятие мира и своего места в нём. В связи с этим появился научный тип мировоззрения, отличающийся определённым подходом к объяснению различных явлений и событий, происходящих в окружающем мире.


Гуманистическое мировоззрение. Отдельным направлением в понимании мира является гуманистический подход, который признаёт жизнь человека и все её проявления высшей ценностью и достоинством. Такой вариант позволяет понять свою значимость в жизни общества и принять ценность каждого из представителей общества. Основой для принятия данного варианта является гуманизм.

Если углубляться более в историческое мировоззрение, то процесс исторического развития общества и длительного процесса социализации происходила постоянная перемена мыслей и научных знаний. В связи с этим на каждом новом этапе происходит смена приоритетов в сфере человеческого мышления, на основании которого формировалось сознание. В исторических типах принято выделять мифологию, религию и философские знания в качестве источников для формирования мировоззрения. Рассмотрим их тип;

Мифологическое мировоззрение. Наиболее древним вариантом проявления сознания является мифологический тип, который базируется на древних мифах и легендах. В основе такого подхода лежит мифологическое предание или рассказ, позволяющий на доступном языке объяснить происходящие события и явления в окружающем мире. Часто люди использовали сравнение личных примеров из жизни с событиями, которые не подвергались логичному объяснению, для создания правдоподобных толкований.

Религиозное мировоззрение. На смену мифологии пришла религия, призывавшая верить в богов и их проявления силы в повседневной жизни. Основной отличительной чертой религиозного типа является вера в сверхъестественное существование высших существ, которые находятся за пределами понимания в обыденной жизни.

Философское мировоззрение. Наиболее близкой к современному пониманию мира служит философская модель восприятия жизни и роли каждого человека в ней. В отличие от предыдущих вариантов философия всегда опирается на научные знания, имеет чёткую структуру и организацию своей деятельности. В качестве доказательства своих идей и мыслей философия использует аргументированные доводы, подтверждённые научными знаниями.

Задание 3. Какова роль образования в современном обществе?
Современное общество сложное, динамично развивающееся, противоречивое. Мир находится на стадии перехода к информационному типу общества. Информация становится «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе экономического развития. Это радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни.



С изменением общества изменяются и подходы к пониманию образованности. Сегодня образованный человек – это не столько «человек знающий», со сформированным мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, свободно ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни.

«Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности – и всех сторон человека, о которых мы еще недостаточно знаем», - говорит современный философ. Трудно не согласиться с этим. Образовательная система эффективно выполняет свои функции, если она четко представляет, какого представителя общества она хочет сформировать в новых поколениях. То есть, четко нужно определить, кого и как создавать.

Окружающий мир изменяется, совершенствуются человек, общество, ноосфера. Сегодняшние дети завтра будут взрослыми, будут жить в другом мире. Следовательно, совершенствоваться должна и система образования. Поэтому надо готовить человека, развивать не таким, какими были мы, а таким, каким он должен быть в будущем.

«Если мы посмотрим на общественную жизнь России, то увидим, что у нас вся страна расслоена, есть два полюса: на одном полюсе – люди чрезвычайно интеллигентные, высококультурные и неуспешные в делах. На другом полюсе – люди совершенно бескультурные, но чрезвычайно деловые и хваткие, которые, не обладая образованностью, добиваются необычайных практических успехов» (ректор СПб ГУП А.С.Запесоцкий). Сложившаяся ситуация выдвигает на первый план задачи воспитания и формирования личности современного человека, который был бы одновременно и высококультурным, с собственным мировоззрением, и деловым человеком, а не бездушным «винтиком» в системе общественных отношений.

Советская образовательная система давала глубокие фундаментальные знания, необходимые для развития индустриального общества, для того, чтобы обеспечить деятельность человека в какой-либо одной отрасли на протяжении всей жизни. Теперь же, поскольку изменения происходят очень быстро, необходимо создавать систему непрерывного образования, способную формировать творческую компетентность, готовность к переобучению.

Современную эпоху все чаще определяют, как «век образования», в которой само образование – главная гарантия будущего человека. Что было вчера – уже не вернется, что будет завтра – мы можем только предполагать. Изменения все более приобретают глобальный характер:
изменяется цивилизация, развивается техника и технология, меняется природа, появляются новые формы взаимодействия людей. Это требует от человека новых черт характера, менталитета, универсальных знаний, связанных не только с его профессиональной деятельностью.

В условиях рыночной экономики, развития демократических ценностей, формирования гражданского общества человек выступает активным субъектом экономической и политической жизни. Поэтому необходимо учитывать то, что сегодняшнее образование должно вооружать молодых людей, выпускников умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, умением определять четкую жизненную позицию. Им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть гибкими, предприимчивыми, обладать коммуникативными навыками, мы

слить творчески, делать осознанный выбор и нести за него ответственность.

Мы пришли к пониманию, что от образования зависят перспективы развития общества, социальный и экономический прогресс, что важнейшей ценностью общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию порой нестандартных решений. Но очень важно не растерять способность чувствовать, размышлять, сопереживать, видеть и оценивать красоту окружающего мира, красоту человеческих отношений. Поэтому необходимо обеспечить и общекультурное, личностное развитие человека.

Образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных институтов общества, взаимодействующей личности. Оно выступает ведущим мотивом деятельности человека, обусловливает взаимодействие, интеграцию в обществе.

Образование должно быть инновационным, формирующим в человеке способность к проективной детерминации будущего, ответственность, веру в себя и свои способности, умение влиять на это будущее.