Файл: Документация учителя логопеда и требования к ее оформлению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Доклад
Дисциплина: Портфолио учителя - логопеда
Тема: «Документация учителя – логопеда и требования к ее оформлению»
Авторы:
Студенты группы 3Ф-109-101-3-1 Изиляева Л. Бердышева Ю. Иликбаева И. Кобелева Сапожникова Коршакова Галямшина Курганова Ю. Лаврова И. Миронюк В. Набиулина |
Преподаватель кафедры СПП ПМ:
Колотилова У.В.
2022 г.
Содержание
1.Основная документация учителя-логопеда……………………3
2.Основные требования к оформлению документации…………
Заключение
Список использованных источников
-
Документация учителя - логопеда
Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы, грамотного оформления и ведения документов.
Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, регионального, локального.
С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителем-логопедом оформляются следующие документы:
- Паспорт кабинета;
- Речевые карты;
- Годовой план работы;
- Циклограмма и расписание логопедических занятий;
- План ежедневной работы;
- Тетрадь посещаемости детей логопедических занятий;
- Индивидуальные маршруты развития детей;
- Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы и другими специалистами образовательного учреждения;
- Отчеты о результатах работы за последние 1-5 лет;
- Тематические консультации для родителей и педагогов учреждения;
- Тематика профессионального самообразования;
- Заключение ПМПК на каждого ребенка.
Паспорт кабинета. Где учитель-логопед прописывает полностью все зоны в кабинете и их оснащения. Не зависимо от того есть отдельный кабинет или нет. Включается перечисление всего того, что есть у логопеда:
- оборудование;
- наглядные, учебные и методические пособия;
- учебники и методическая литература;
- дидактические игры и тренажеры;
Может быть представлен в виде схемы, таблиц, рисунков по разделам или по центрам (зависит от творчества логопеда).
Речевые карты. Существует 2 вида речевых карт для детей с ОНР и ФФН. Речевые карты заполняются логопедом на каждого ребенка в течение сентября месяца по результатам логопедического обследования. В карту вносятся ошибки и недочеты, допущенные детьми при выполнении заданий. Обязательно записываются образцы речи с ее лексико-грамматическими и фонетическими ошибками. К речевой карте должны прилагаться:
- педагогические характеристики, которые составляет воспитатель группы, которую посещал ребенок до поступления в логопедическую группу или на логопункт;
- справка (выписка из медицинской карты с заключением психоневролога, окулиста и отоларинголога).
По окончании обследования, в речевой карте формулируется логопедическое заключение в соответствии с рекомендациями по логопедической диагностике и составляется перспективный план индивидуальной работы с ребенком на период обучения. В конце учебного года в речевой карте необходимо указать итог логопедической работы: какие нарушения еще имеются, какие стороны речевого процесса требуют закрепления или уточнения.
Годовой план работы, утверждённый руководителем ОУ. Пишется в 2-х экземплярах (1 учителя-логопеда, 2 прикладывается к годовому плану ДОУ). В конце учебного года составляется годовой план работы
, в нем предусматриваются следующие разделы:
- обследование речи детей, там указывается работа по заполнению речевых карт и оформлению документации;
- комплектование групп и подгрупп, составление расписания логопедических занятий;
- направления, задачи и основное содержание коррекционной работы по разделам, в соответствии с направлениями работы;
- взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя групп (обычных и логопедических); со специалистами ДОУ (психолог, музыкальный руководитель, воспитатель ИЗО и т.д.). Так же прописывается работа с родителями на учебный год (родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, оформление уголков для родителей и стендов и т.д.);
- мероприятия по улучшению оснащения логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом и т.д.;
- повышение квалификации учителя-логопеда (посещение курсов, методических объединений, конференций, вопросы по самообразованию, аттестация и т.д.);
- план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей.
Циклограмма и расписание логопедических занятий на неделю. После проведенного всестороннего обследования речи детей составляется расписание занятий, в котором отражаются все виды логопедических занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные).
План ежедневной работы. На титульном листе плана указывается номер ДОУ, учебный год, ФИО учителя-логопеда. План можно вести в виде журнала, в котором есть графы:
- дата;
- фамилия, имя ребенка;
- форма занятия (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная);
- краткое содержание занятий;
В плане указываются все виды работ, которые проводятся логопедом в данный день (обследование речи детей, заполнение речевых карт, проведение диагностики, оформление логопедических уголков или буклетов, проведение консультаций, выступление на родительских собраниях, на педсоветах, участие в развлечениях, утренниках, посещение методических объединений и т.д.)
Тетрадь посещаемости детей логопедических занятий
. В тетради посещаемости указывается весь список логопедической группы или логопункта. Если ребенок длительно не посещал детский сад, то рекомендуется указывать причину не посещения.
Рабочая программа, разработанная логопедом, на основе общеобразовательной программы ДОУ и соответствующих коррекционных программ.
Тетрадь взаимодействия с воспитателями и план взаимодействия со специалистами ДОУ.
Индивидуальные маршруты развития детей
Наличие основных видов документации - обязательное условие работы логопеда. Правильность ее оформления и ведения оценивается в ходе проверки специалистами управления образования и учитывается при определении квалификационного разряда при аттестации. Документы должны храниться в течение пяти лет.
Список использованных источников
-
Бачина О.В., Вилочева М. П. Школьный логопункт: Организация и содержание работы. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 63 с. -
Логопедия: учебное пособие/ Под ред. Л.С. ВолковойМ., 2003. -
Методы обследования речи детей (пособие по диагностике речевых нарушений) /под ред. Чиркиной Г. В.- М., 2003. (www. pedlib. ru)
4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению /под ред Т. В. Волосовец. М., 2002.