Файл: Во что верили наши предки. Праздник Ивана Купалы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект по окружающему миру 3 класс

Тема: Во что верили наши предки. Праздник Ивана Купалы.

Цель: приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям на основе

изучения национальных традиций.

Задачи: - знакомить обучающихся с обычаями и традициями русского народа,

православными праздниками Пасха и Вербное воскресение;

Оборудование: смарт доска, видеоролик, раздаточный материал (п

ЦЕЛЬ: Создание оптимальных условий для развития читательской грамотности детей, посредством включения их в разнообразные виды деятельности.

Задачи:

Обучающая: Познакомить учащихся с народным праздником, обогатить знания о традициях русского народа.

Развивающая: Развивать читательскую активность детей.

Воспитательная: . Воспитывать уважение и гордость к традициям русского народа.

Ход урока:

1) Организационный момент:

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём

Урок окружающего мира начнём
2.Проверка домашнего задания:
. - Ребус отгадать слово « Праздник» Масленица ( о чем говорят эти слова?)

- На прошлом уроке окружающего мира мы познакомились с праздником « Масленица»

- Какой это праздник? А какие еще бывают праздники ( народные, государственные ,религиозные) Расскажите о самых важных моментах этого праздника

Вывод : Праздник « Масленица является народным праздником, это праздник проводов зимы и встречи весны. Каждый день пекли блины, веселились, шутили.

3.Сообщение темы урока , мотивация познавательной деятельности

Мы сегодня познакомимся с еще одним праздником, а каким вы сами мне скажете

Для этого мы разделимся на группы:

1 группа 3 человека (доска, собирают картину)- соберите картину и определите какой это праздник?(народный, религиозный, государственный)

2 группа3 человека: Название ( из букв составить название праздника)

Остальные: работают со мной: вопросы- назовите времена года. Летние месяцы, загадка про июль число 7

1)Назовите времена года, 2) Какие летние месяцы вы знаете?

3) Солнце обжигается, От жары все маются, Что за месяц это В середине лета? (Июль)


3) Едут с ярмарки купцы –
Удалые молодцы:
Фрол, Степан, Панкрат, Тимошка,
Ванька, Сенька и Антошка.
Мы пожмем им руки всем,
Превратив их в цифру…(7)

Итак : давайте определим тему нашего урокам: Народный праздник Ивана Купалы отмечается 7 июля

Вы определили тему урока, теперь мы узнаем что это за праздник, как проходил ,что интересного необычного в этом празднике

4, Работа с учебником

Открыли с.88 окружающего мира

-Прочитайте внимательно текст и готовьтесь отвечать вопросы по содержанию, какие непонятные слова встретились

5 Словарная работа- нечистый- грязный , нечестный, связанный с колдовством(колдовская сила) 6. Задание по тексту:

Найдите ответы на вопросы:

1)Почему устраивали этот праздник?

2)Чему верили люди?

3) Что делали на этом празднике?

4) Почему использовали огонь и воду?

Вывод: Этот праздник устраивали, чтобы Иван Купала помогал людям, не наказывал их, люди верили в силу папоротника, что он зацветает именно в эту ночь и помогает найти клад, Конечно же зажигались на празднике костры, прыгали через них водили хороводы и играли

7.Физминутка ,Игра «Прыганье « прыгаем 3 раза каждый раз все выше

Представим, что мы прыгаем через костер, сначала чуть отрываемся от пола, нам счет 2 выше ,3 –еще выше

8 Работа с текстом дополнительная литература: А сейчас мы еще больше узнаем об этом празднике из дополнительной литературы

Перед вами текст, , вам нужно найти новые интересные, необычные факты об этом празднике Дети делятся на группы:1г-текст №1 2- текст №2 3г- текст 4г.-текст №4

Читают , обсуждают, один представитель группы рассказывает интересные факты, другие дополняют

9 Закрепление идет по презентации


10 Игра – Ручеек музыка

11 Итог игра « да нет( вопросы)

1) Праздник Ивана Купалы отмечается 7 июля

2)Он посвящен летнему солнцестоянию

3)Обязательным обычаем являлось работа на лугу

4)Молодежь водила хороводы и прыгала через костер

5)Люди верили , что в этот день зацветает сосна

6)Обязательным атрибутом праздника являлся купальский венок

11 Домашнее задание: На уроках технологии и изо мы продолжим изучения традиций этого праздника, а домашнее задание у вас будет составить кроссвод используя текст учебника и дополнительного текста12 слои более

1 Приложение

1.Полюбившийся многим летний народный праздник Ивана Купала появился ещё в дохристианские времена. Его возникновением мы обязаны восточным славянам, поклонявшимся различным божествам, верившим в силы природы. Одним из самых важнейших божеств был для них бог Солнца – Ярило.

Праздник Купала наши предки отмечали по старому стилю 24 июня (по новому 7 июля). Посвящен он летнему солнцестоянию, расцвету природы и победе света над тьмой. По времени проведения Купала совпадает с Рождеством Иоанна Предтечи – крупным христианским праздником.

Этот день в народном календаре имеет и другие названия:

  • Иванов день;

  • Купала;

  • Ярило;

  • Ярилин день;

  • Иван-травник;

  • Праздник летнего солнцеворота и др.

2

Ближе к закату на берегах водоёмов или на возвышенностях разжигали костры. Иногда огонь добывали трением дерева об дерево. Молодежь приносила со всего села большое количество хвороста, который складывали в высокую пирамиду. В центре пирамиды устанавливали шест, а на него насаживали смоляную бочку, колесо и череп коровы или лошади. Костры разжигали поздним вечером, огонь горел до самого утра. В некоторых селениях огонь из костра несли в жилища, от него разжигали новый огонь в очаге. К костру должны были выйти все женщины, проживающие поблизости. Тех, кто не вышел, подозревали в колдовстве.

Вокруг костра водили хороводы, пели купальские песни, прыгали через огонь. Кто выше всех прыгнет, тому быть счастливым. Верили, что прыжки через купальский костёр помогут очиститься от порчи и сглаза, а также защитят от нападения русалок. Девушек, которые не прыгнули через огонь, называли ведьмами. 


3.

Обязательным обычаем праздника является массовое купание в водоемах. Считалось, что на Ивана Купала из рек выходит вся нечисть, поэтому купаться без опасений можно было до Ильина дня (2 августа). Вода в этот день наделялась магическими и целебными свойствами. Именно поэтому довольно часто её набирали и использовали для проведения различных ритуалов.

Обязательным атрибутом праздника является купальский венок, который изготавливали из полевых трав и цветов до праздника. Существует два способа изготовления – витьё и плетение. Верили, что каждое растение добавляет венку особые свойства. Для изготовления венков в основном использовали:

  • барвинок, защищающий от сглаза и порчи, отгоняющий злых духов;

  • базилик, укрепляющий семейные узы, увеличивающий сексуальность;

  • герань, оберегающая от ссор и конфликтов;

  • папоротник, защищающий от злых духов;

  • розу, привлекающую в жизнь человека любовь;

  • ежевику – защитницу от ведьм.

Во время праздника венок чаще всего уничтожали. Его бросали в реку, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома, относили на кладбище. Иногда венок сохраняли, чтобы в дальнейшем использовать для лечения или защиты огородов и полей от града и насекомых.

4

Важной традиций праздника является собирание целебных трав. Согласно поверью, именно в этот день травы получают от Земли и Солнца большую силу. Одни из них собирают днём, другие – ночью. Считается, что лучше, если сбором целебных трав будут заниматься старики и дети – При сборе трав чаще всего читали специальные молитвы.

Много купальских преданий связано с папоротником и цветком Иван-да-Марья. В купальских песнях часто фигурируют названия этих растений.

Наши предки верили, что раз в году (в ночь на Ивана Купала) распускается цветок папоротника. Человек, сорвавший его, получит чудесные возможности. Он станет обладать даром ясновидения и предвидения, начнёт понимать язык животных, сможет открывать любые замки и находить закопанные глубоко в земле клады.

Цветок Иван-да-марья символизирует союз огня и воды.