Файл: Контрольная работа по дисциплине Социология Культура как основа общественной жизни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
__________________________________________________________________
Контрольная работа
по дисциплине «Социология»
«Культура как основа общественной жизни»
Выполнил: Студент | Проверил: Преподаватель |
Владивосток.
Содержание
Введение 3
1.Понятие культуры и её основные типы 4
2.Основные элементы культуры 11
3.Основные формы и разновидности культуры в современном обществе 13
4.Культура как фактор социальных изменений, взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Введение
Для современной России является весьма характерным тот факт, что в социальном развитии страны призваны сыграть социально-культурные факторы обеспечения социального благополучия населения, которые должны быть ориентированы на преодоление культурной дезинтеграции и духовного кризиса общества, восстановление социокультурного его потенциала. Катастрофические социальные последствия отечественных реформ в 1990-е годы во многом обусловлены были общим состоянием социальной и политической культуры в стране. Вследствие этого особенное внимание должно быть уделено проблемам осмысления и поиска путей формирования новой социальной культуры, призванной сыграть существенную роль в развитии отечественного общества, реализации насущных задач модернизации общества в его различных сферах.
Целью настоящей работы выступает исследование культуры как основы общественной жизни.
В соответствии с целью в работе будут решены перечисленные задачи:
-
Изучить понятие культуры и ее основные типы. -
Охарактеризовать основные элементы культуры. -
Определить основные формы и разновидности культуры в современном обществе. -
Проанализировать культуру как фактор социальных изменений, взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
1. Понятие культуры и её основные типы
Культура — это система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях.
Культура — это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и т. д.
В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
В узком смысле под культурой понимают процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Понятие культуры выступает в качестве центрального в соотношении общества и человека. Общество и культура друг с другом находятся в отношении конкретного, а не абстрактного тождества, предусматривающего на только совпадение, но и различие. Можно различным образом интерпретировать отношения между обществом и культурой. Можно сказать, что культура представляет собой продукт деятельности общества, а общество является субъектом данной деятельности. Можно также взять за исходное представление о культуре как функции общества.
Общество представляет собой некоторую целостную систему, в которой большое количество людей объединены совокупностью связей (отношений). Взаимодействие людей и образует общественную жизнь, оно и создает общество как некоторый целостный организм. Общество является системой институтов и отношений, иными словами, средств и способов социального воздействия на человека.
Культура является совокупностью достижений общества в его духовном и материальном развитии – материальных предметов, идей и текстов, сохраняемых и применяемых обществом от поколения к поколению.
Здесь могут быть выделены выделить следующие аспекты:
-
культура является продуктом общества. Культура отличает человеческую жизнь от животных и служит двум целям защиты человека от природы и урегулированию отношений между людьми; -
аксиологический. Культура выступает в качестве совокупности достигнутых в процессе освоения мира духовных и материальных ценностей (культура – это система ценностей, при помощи которых общество интегрируется, поддерживает взаимосвязь и функционирование своих институтов);
-
гуманистический. Культура – это развитие самого человека творческих, его способностей; -
нормативный. Культура – система, которая регулирует социальные отношения в обществе, ориентирует человека в мире; -
социологический. Культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта [7, с 117].
Культура представляет собой виды преобразовательной деятельности, а также результаты материальной и духовной деятельности.
Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа.
В культурологии различают следующие типы культуры: кровнородственные; этнические и национальные; социальные; природно-хозяйственные; региональные; конфессиональные; конкретно-исторические и др. [5, с. 35].
Рассмотрим некоторые примеры оригинальных и общепринятых типологий культур.
Типология М. Вебера (1864-1920). Он предложил для типологизации культур сравнивать их с абстрактными идеальными типами. Общество, где господство обусловлено рациональными интересами подчиняющихся и господствующих, – рациональный тип культуры. Этому типу соответствует правовой тип государства, в котором население подчиняется закону, а не авторитету. Общество, в котором господство основано на традициях, – традиционный тип культуры. Этому типу соответствует патриархальная общность, где господство основано на святости существующих обычаев и традиций. Общество, в котором господство связано с эмоциональным восприятием власти, – эмоциональный тип культуры. Этот тип господства М. Вебер назвал «харизматическим», т. к. люди в таком обществе увлекаются и вдохновляются идеями сильных личностей, обладающих определенными качествами – харизмой. По мнению Вебера, харизмой обладали основатели мировых религий (Будда, Иисус Христос, Мухаммед), великие полководцы, основатели мировых империй (Александр Македонский, Чингисхан, Цезарь, Тамерлан, Наполеон), выдающиеся политики (Авраам Линкольн, Петр Великий, Наполеон) [1, с. 454].
Типология П. Сорокина (1889-1968). Разделяя теорию духовной элиты, он подчеркивал неразрывную связь общественных явлений и культурных процессов. Исторический процесс представлялся ему циклической сменой перетекающих друг в друга типов культур. Сорокин выделял три типа культуры:
-
чувственный, в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности с утилитарной точки зрения, т.е. преобладает «истина чувств» и «истина наслаждений»; -
идеациональный, где преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу, Идее, т.е. «истина веры», самоотречения; -
идеалистический, представляющий синтез первых двух, где чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой.
Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, общественных отношениях, преобразование и смена которых сопровождается кризисами, войнами и революциями.
Типология культур Н.Я. Данилевского. В работе «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский (1822-1885) обосновал существование так называемых культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и окружающей средой; проходят естественные стадии возмужания, старения и неизбежной гибели. Автор выделяет четыре стадии их исторического самопроявления:
-
религиозный; -
культурный; -
политический; -
социально-экономический.
С точки зрения Данилевского, ход истории выражается в смене культурно-исторических типов. Существование единой мировой культуры им отрицается. Все самобытные цивилизации автор разделил на три группы:
-
положительные (египетская, греческая, римская, романо-германская и др.), содействующие историческому прогрессу человечества; -
отрицательные (гунны, монголы, турки) – те, которые «помогают» погибнуть стареющим цивилизациям; -
начинающие развиваться цивилизации, служащие чужим интересам (финны и др.) – эти цивилизации не сыграют никакой роли в истории человечества, т.к. они войдут в состав других цивилизаций в качестве этнографического материала [10, с. 127].
Рассмотрим общепринятые типы культуры.
Кровнородственные типы. Эти культурные типы являются наиболее древними, т. к. представляют собой первую форму групповой солидарности. Степень солидарности зависит от степени близости их кровного родства. Этим определяются и все формы поведения одного человека по отношению к другому. Кровнородственные типы культуры, как в древности, так и сейчас обладают спецификой жизненного уклада, различаются по образу жизни, по оценочным установкам.
В индустриальном обществе семейные отношения складываются иначе, чем в обществе патриархального типа: иные взаимоотношения между возрастными группами, разный характер соподчиненности между мужем и женой. Возникновение моногамной семьи характеризует определенный уровень развития общества. В то же время состав семьи – моногамия или многоженство – позволяет определить принадлежность данного общества к тому или иному типу религиозной культуры, хотя здесь большую роль играет и государственное законодательство. Важное значение имеет характер наследования детьми этнической принадлежности в смешанных семьях: у некоторых народов национальность определяется по матери, у других – по отцу.
Этнические и национальные типы культуры. Основанием для данной типологии является принадлежность исследуемой культуры к тому или иному этносу или нации. В основе социальной солидарности культурных систем подобного типа лежит опыт совместного проживания большой группы людей на единой территории, необходимость обороны от общих врагов, а также схожесть хозяйственной деятельности. На этой базе складываются общий язык, обычаи, нравы, способы хозяйствования, мифологические и религиозные представления, территориально-соседская солидарность, специфика быта, что и формирует единую этническую культуру.
Этнос понимается как исторически возникший и устойчивый вид социальной группировки людей, представленный племенем, народностью и нацией. Понятие «этнос» в этнографическом значении близко к понятию «народ». Народ может состоять из одного или многих этносов, а также отражать обособленные единицы в самом этносе. Так, русский, украинский, белорусский, болгарский и некоторые другие этносы образуют славянскую этническую общность, славянский народ. Камчадалы, ижора (финно-угорский народ) выражают этническую специфику внутри русского народа.
Национальный тип культуры представляет собой чрезвычайно трансформировавшийся вариант этнической культуры. Национальные типы появляются с возникновением буржуазных наций. Эти типы объединяет кроме этнических признаков еще и экономический интерес. Национальный тип культуры стремится к государственному объединению. В нем смешиваются самые различные основания для интеграции людей, но в основе их организации остается национальное государство.
Государство стандартизирует основные символические составляющие культуры (объявляет государственным язык, организует границы проживания своего населения, конкретизирует моральные нормы в законах и указах и т. д.). В то же время государство способствует взаимодействию различных культурных аспектов. Например, в одном государстве могут находить общий язык разные религии, противоположные мировоззрения, разные стили одежды, способы кулинарии, т.е. в национальных типах культуры доминирующим остается принцип территориально-соседской солидарности [3, с. 192].
Региональные типы культуры. Для этой типологии основанием служит территориальное расположение, повлиявшее при формировании культуры на мировоззренческие установки, общественно-экономические и политические структуры. В данном случае уместно говорить о крупных регионах