Файл: Составьте подборку упражнений наиболее способствующих развитию лексического строя речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Второй уровень развития речи дифференцируют с другими степенями речевой недостаточности (ОНР 1 и ОНР 3 уровня), а также тугоухостью, системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении. При проведении диагностики важно понять, какая именно речевая патология лежит в основе ОНР – от этого будут зависеть формы и приемы коррекционного процесса.
Коррекция ОНР 2 уровня
Логопедическая работа должна строиться в тесном контакте с медицинскими специалистами: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. В связи с основным неврологическим нарушением ребенок должен получать курсы медикаментозной терапии, лечебного массажа, физиотерапии. При открытой ринолалии выполняется хирургическая коррекция деформаций лица («волчьей пасти», «заячьей губы»). С 3-4 летнего возраста дети зачисляются в логопедическую группу ДОУ на 3 года обучения. За это время речь ребенка должна стать грамматически и фонетически правильной и приблизиться к возрастной норме. Содержание работы включает:
-
Активизацию и наращивания словаря. В соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки. Ребенка учат называть предметы, признаки и действия, понимать обобщающие слова, пространственные взаимоотношения между предметами. -
Развитие лексико-грамматических средств. В рамках направления ведется работа по выработке навыков словообразования, словоизменения, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж, род. К концу обучения ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически правильно отвечать на вопросы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?» и др. -
Формирование фразовой и связной речи. Закрепляются навыки построения простых предложений, формируются умения составления коротких рассказов. С ребенком разучиваются потешки и двустишья. Его учат адекватно и полно отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно их формулировать. -
Совершенствование произносительных умений. На начальном этапе осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции. При дизартрии, ринолалии показан логопедический массаж. После уточнения правильности произношения сохранных фонем начинается работа над постановкой звуков в той последовательности, в которой они появляются в онтогенезе. Автоматизация и дифференциация проводится по общепринятым правилам.
Прогноз и профилактика
В большинстве случаев речевой прогноз при ОНР 2 уровня благоприятный. В процессе коррекционного обучения происходит постепенное расширение вербальной активности и повышение уровня развития речи. При переходе в начальную школу дети должны продолжать заниматься на школьном логопункте, т. к. они составляют группу риска по формированию нарушений письма и чтения. Первичная профилактика ОНР заключается в предупреждении ранних повреждений речевых центров и органов, приводящих к тяжелой логопатологии. С целью предотвращения учебных трудностей и отставания в когнитивном развитии необходимо своевременное выявление тяжелых речевых дефектов и их коррекция
Задание 5. Разработать конспект обследование ребёнка с ФФН (конспект).
Тема: Сказка о весёлом Язычке. Звуки [А], [У].
Цели:
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционную моторику;
- учить детей выделять гласный звук из ряда звуков;
обозначать звуки [А], [У] картинками-символами (по Т.А. Ткаченко);
- вырабатывать направленную воздушную струю;
- развивать голосовые модуляции;
- развивать мелкую и общую моторику.
Оборудование:
Кукла – мальчик-Язычок, зеркала по количеству детей, демонстрационные и раздаточные (на каждого ребёнка) картинки–символы звуков [А], [У], салфетки, магнитофон, диски Каплуновой И.Н., Новоскольцевой И.А. для детей средней возрастной группы.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто пришёл сегодня к нам на занятие (показ игрушки)?
Дети: Мальчик-Язычок.
Логопед: Сегодня я расскажу вам сказку о весёлом Язычке. А вы мне будете помогать. Садитесь на стульчики, спинка ровная. Пододвиньте к себе зеркала, руки положите на колени, внимательно слушайте.
II. Основная часть
Логопед: Жил-был мальчик Язычок. Жил он в своём домике, он назывался …
Дети: Ротик.
Логопед: Открыл Язычок в домике окошко.
(Дети широко открывают рот – упражнение «Окошко»)
Логопед: Посмотрите на свой рот в зеркале. Открыли окошко (удерживают позу несколько секунд), закрыли (повторить упражнение два раза).
Логопед: Выглянул Язычок из домика, спрятался.
(Дети высовывают язык изо рта
, потом убирают; повторяют упражнение несколько раз, контролируют выполнение упражнения в зеркале).
Логопед: Погода хорошая, решил Язычок погреться на солнышке.
(Дети выполняют упражнение «Лопатка», удерживают позу под счёт логопеда до 5).
Логопед: Посмотрите на свой язычок, какой он широкий, как спокойно лежит на нижней губе.
Логопед: Сел Язычок на свою лошадку и поскакал на прогулку.
(Дети выполняют упражнение «Лошадка», сопровождая его движениями пальцев по столу – лошадка скачет).
Пальчиковая игра «Лошадка»
По дорожке ровной гладкой
Скачут пальцы как лошадки.
Логопед: Скакал Язычок, скакал и прискакал на полянку. А там домик стоит.
Пальчиковая игра «Домик»
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
Логопед: А в этом домике жила бабушка. Она варила очень вкусное варенье. Съел Язычок варенье и стал облизывать верхнюю губу.
(Дети выполняют упражнение «Вкусное варенье», контролируют выполнение в зеркале).
Логопед: Во дворе у бабушки стояли качели. Качели качались вверх – вниз.
(Дети вместе с логопедом поднимают, а затем опускают правую ладошку).
Логопед: Захотел Язычок покачаться на качелях.
(Дети выполняют упражнение «Качели» - движение языка вместе с движением ладони – вверх, вниз, смотрят на свой язычок в зеркале).
Логопед: Наелся Язычок, накачался на качелях. Сказал бабушке …
(Дети: Спасибо. До свидания.)
Логопед: Сел на лошадку и поскакал дальше.
(Дети выполняют упражнение «Лошадка»).
Логопед: Прискакал Язычок на полянку. Вся полянка была засыпана снегом. Захотел Язычок поиграть. А вы хотите поиграть?
(Дети: Да!)
Динамическая пауза
«Снежинки»
Вот пришла к нам зима,
Кружатся пушинки,
На кусты, на дома
Падают снежинки.
Землю побелили,
Замели тропинки,
Все поля укрыли
Белые снежинки.
(Дети выполняют движения по показу логопеда под музыку).
Дыхательные упражнения:
Логопед: Мне на ладошку упала снежинка. Протяните свои ладошки, поймайте снежинки. Подуйте на свою снежинку.
(Дети вытягивают губы трубочкой и дуют на воображаемую снежинку).
Логопед: Поиграли со снежинкой. Замёрзли ручки! Давайте их погреем.
(Дети, глядя на логопеда, трут ладошки рук, дышат поочерёдно на каждую руку: Х – Х – Х – Х).
Логопед: А чтобы совсем согреться будем лепить снежную крепость.
Двигательное упражнение (со сменой темпа музыки)
(Дети идут по кругу друг за другом, затем останавливаются, «катают» комки, «лепят» снежки и бросают).
Логопед: Покажите, какие снежки вы умеете лепить.
Раз, два, три, четыре, Мы с тобой комок слепили. Круглый, Крепкий, Очень гладкий И совсем, совсем несладкий. Раз – подбросим, Два – поймаем, Три – уроним И сломаем! | Загибают пальцы в кулачок. «Лепят» комок. «Рисуют» руками круг. «Замок» Гладят одной рукой другую. Грозят пальцем. Поднимают руки вверх. Прижимают руки к груди. Опускают руки вниз. Топают ногой. |
Логопед: Наигрался Язычок, сел на лошадку и поскакал дальше.
(Дети садятся за столы, выполняют упражнение «Лошадка»).
Логопед: Прискакал Язычок в гости к звукам–песенкам. Отгадайте, какие там жили звуки. Смотрите внимательно на мои губы, какой звук я хочу спеть?
(Логопед беззвучно артикулирует гласные звуки. Дети произносят их.)
Логопед: Какой это звук?
(Логопед показывает символ звука [А].
(Дети произносят звук).
Логопед показывает символ звука [У].
(Дети произносят звук).
Логопед: Звук [А] можно спеть по-разному:
как Аня плачет: А-А-А;
покажем доктору горлышко: А-А-А (протяжно);
девочка уколола пальчик: А- -А- -А (отрывисто);
Мишка поёт: А-А-А (низким голосом);
Зайка поёт: А-А-А (высоким голосом).
Логопед: Звуки-песенки хотят с нами поиграть. Положите перед собой карточки (символы звуков [А], [У]). Я произнесу звук, а вы покажите нужную карточку.
(Логопед произносит гласные звуки [А], [У]. Дети поднимают соответствующие карточки-символы).
Логопед: Молодцы! Поиграл Язычок со звуками-песенками, сказал им…
(Дети: До свидания). И поскакал на лошадке домой.
(Дети выполняют упражнение «Лошадка»).
Логопед: Прискакал Язычок домой. Он очень устал, лёг Язычок на кроватку и заснул. Откройте рот, покажите, как ваш язычок лежит спокойно во рту, за зубками.
(Дети открывают рот, смотрят на свои языки в зеркала).
III. Итог
Логопед: Вот и закончилась сказка. Ребята, вам она понравилась?
(Дети: Да).
Логопед: Вы сегодня все очень старались. Молодцы. Мальчик-Язычок говорит вам: «До свидания». Но он обязательно придёт к нам в гости ещё раз и расскажет новую сказку.