Файл: Биологическое и социальное в индивидуальном развитии личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Биологическое и социальное в индивидуальном развитии личности

Содержание

Введение ………………………………………………………………………

3

Основная часть ……………………………………………………………….

4

Заключение …………………………………………………………………..

9

Список использованных источников………………………………………

10


Введение

Личность – понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, – это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок.

Проблема человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной из самых актуальных в наше время. Эти вопросы приобретают особую значимость в период обновления нашего общества. Биологические и социальные стороны в патологическом функционировании человеческого организма едины и противоречивы, они одновременно обуславливают и отрицают друг друга. Их единство и противоположность вытекают из самой сущности человека как природного индивида и общественной личности.

Раздвоение единой природы человека на взаимоотрицающие биологические и социальные свойства являются конкретным выражением диалектики его природной и общественной жизни.

Отсюда возникает проблема развития противоречий между биологическим и социальным.

Цель исследования - анализ соотношения социального и биологического в личности человека и разработка приемов укрепления физического, психологического и интеллектуального здоровья молодежи, которые являются эффективными и актуальными в современных условиях.

Основная часть

Говоря о личности, необходимо уточнить, что же представляет собой сам термин. Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски (ср. русское «личина»), которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком.


Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность» куда входят и духовные, и телесные качества индивида.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего «лица», т.е. личности – это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX и в начале нынешнего века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности).

Человек, с одной стороны, – часть природы, с другой – существо социальное, социальный индивид, член конкретного общества. Человек как биологическое существо разделяет судьбу своих «меньших братьев», то есть животных: рождается, болеет, испытывает потребность в пище, продолжает жизнь в потомстве, умирает. Однако это не означает, что биологическое в человеке – это только то, что генетически сближает и роднит человека с животным предком, но и то биологически новое, чем мы отличаемся от животного.

Индивидом считается всякий человек в онтогенезе, то есть от рождения до смерти. Он приобретает индивидуальность в результате каких-либо биолого-социальных преобразований и становится личностью лишь по достижению определенных вершин в своем интеллектуальном и социальном развитии, не раньше. Под становлением личности здесь подразумевается приобретение определенных свойств (качеств), которые характеризуют индивида как личность.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие. Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.

Биологическое развитие связано с изменениями:

  • морфологическими (роста, веса, объема);

  • физиологическими (пищеварения, кровообращения полового развития и созревания);

  • биохимическими (состава крови, костей, мышц).

Социальное развитие связано с изменениями:

  • психическими (совершенствованием памяти, мышле­ния, воли, характера);

  • интеллектуальными (углублением и расширением знаний, интеллектуальным ростом);

  • духовными (нравственным становлением, изменени­ем сознания).

Можно сделать вывод, что человек, появляясь на свет существом исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количе­ственных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Ха­рактерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преоб­разования физических, психических и духовных характе­ристик личности.


Безусловно, важная составляющая в иерархии ценностей жизни – здоровье, которое занимает высшее место в линейке потребностей любого человека. Здоровье рассматривается как один из важнейших компонентов человеческого бытия и счастья, также это одно из ведущих условий успешного карьерного, социального и экономического роста. Только в здоровом обществе возможна полная реализация интеллектуальной, физической и репродуктивной системы человека. Ведь именно благодаря этим системам члены общества могут полноценно трудиться и всесторонне гармонично развиваться. Это и есть главнейшая задача самопознания и познания окружающего мира, самоутверждения, обыденного счастья человека.

Работа по формированию здорового образа жизни обязательно должна включать в себя моменты, которые касаются достаточной физической динамичности. Ведь не секрет, что достижения науки и техники в полной мере облегчили жизнь человека, но при этом все это количественно и качественно сократило нашу двигательную активность.

Обязательным является движение организма, которое очень важно для самосохранения его функционала.

Двигательная энергичность – один из немногих факторов, оказывающих прямое влияние на здоровье человека. Это процесс целенаправленной, сознательной, системной работы над собой, включающий важный компонент формирования физической культуры зрелой личности. Он содержит в себе методы, приемы и виды деятельности, регулирующие эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья.

Следующим немаловажным пунктом по формированию здорового образа жизни следует считать работу по ограничению и отказу от вредных привычек, соблюдению основ правильного питания. Общеизвестно, что злоупотребление алкоголем, табачными и наркотическими веществами негативно влияет на весь организм человека.

Индивид, практикующий пагубные привычки, постепенно снижает свою социальную активность, замыкается в кругу своих интересов. Предлагается проведение различных игр, тренингов, показ связи с нутрициологией, медициной, репродуктологией, витаминологией и др. современными течениями. Рекомендуется проводить работу по упрочнению знаний о питании. Эти знания выстраиваются на принципах достижения энергетического баланса, установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами – белками, жирами, углеводами – и интервальностью приема пищи. Данную работу также можно тесно связать с укреплением иммунной системой организма.


Успешным также будет считаться функционирование открытых спортивных площадок, лыжных баз, тренажерных и спортивных залов, с соблюдением единых санитарных норм и правил.

Состояния внутренней психологической и эмоциональной гипертревожности, агрессии, неудовлетворенности решались бы эффективнее с помощью современных практик по работе с самосознанием молодежи, подсознанием и саморазвитием личности. К счастью, их разнообразие в данное время велико.

Также доказывается один из доступных способов регулирования психического состояния – саморегуляция. Такая регуляция может производиться посредством аутогенной тренировки. Основой таких тренировок является длительное или глубокое расслабление мышц, тренировка которых вызывает закрепление рефлексов в коре головного мозга и действует на внутренние органы человека.

В целом для развития психологически здоровой молодежи необходима ценностно-смысловая и нормативная реконструкция социо- культурного пространства функционирования отечественной культуры и системы образования современного российского общества. Необходимо преодолеть ценностный вакуум, который разъедает культуру, стирает временную перспективу и смысловую конструкцию общества. Но для этого само общество должно пройти нелегкий путь самосознания, понять самое себя, осознать свой цивилизационный путь и выбор, понять, каким ему быть. Для современной молодежи наличие ценностной шкалы – это гарантия ее национальной и социокультурной идентичности, а для общества и страны – это гарантия будущего.

Заключение

Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность – это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.

Биологические и психологические свойства в процессе изучения должны быть взяты в «социальном контексте», в единстве с социальной направленностью личности, с тем чтобы формируемые качества отвечали потребностям общественного развития. Именно в единстве этих аспектов проявляется полная зрелость личности