Файл: Российский государственный социальный университет практическое задание 2 по дисциплине Социология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Российский государственный социальный университет



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2

по дисциплине «Социология»
Статистический анализ результатов

социологического исследования: описательная и аналитическая статистика
(тема практического задания)

ФИО студента

Маркезини Артём Фабиович

Направление подготовки

Гостиничное дело

Группа

ГСД-Б-0-Д-2022-2

Москва


Оглавление


Статистический анализ результатов социологического исследования: описательная и аналитическая статистика 3

Описательная статистика  9

Аналитическая статистика 13

Заключение  15

Список литературы 15


Статистический анализ результатов социологического исследования: описательная и аналитическая статистика
В первую очередь данная тема актуальна для изучения потому, что она поможет понять непосвященным личностям то, как же выявляются различные статистики из экспериментов и что эти статистики под собой подразумевают в целом. 

Описательная и аналитическая статистики являются одними из самых распространенных в научном мире, что дает нам возможность ознакомиться с тем, на чем основывается большое количество процентов исследований не только в социологии, но и в других сферах науки 
С самого начала хотелось бы разобрать, что подразумевает Статистический анализ результатов. И уже позже разобрать описательную и аналитическую статистику.
 

Использование количественных методов сбора данных в социологических исследованиях (опросах) обязательно предполагает последующий анализ полученных данных. К примеру, после проведения опроса социолог собрал 1000 анкет, каждая из которых состоит из 100 вопросов. Чтобы получить результаты исследования, надо посчитать, сколько респондентов и как отвечали на все поставленные вопросы. При этом простого подсчета бывает недостаточно; эти ответы надо дифференцировать по полу, возрасту, социальному статусу и другим важным для исследователя характеристикам респондентов. Кроме того, нужно выяснить, существует ли взаимосвязь между ответами респондентов на тот или иной вопрос, выявить группы респондентов, для которых характерны близкие ответы на вопросы, и ответить на многие другие вопросы, соответствующие задачам данного социологического исследования. Таким образом, модель количественного анализа данных должна конструироваться социологом еще на этапе программирования исследования - в процессе формулировки его задач, интерпретации и операционализации основных понятий.


Количественный анализ данных социологических исследований получил свое развитие па основе общей теории статистики, которая сформировалась еще в XIX в. В тот период постепенное накопление данных первичного учета, повышение потребности общества в количественных измерениях явлений общественной жизни, вызванных запросами практической деятельности и наук, изучающих общество, а также одновременное развитие математических наук привели к необходимости выделения в отдельную область знания такой науки, которая позволяла бы не только осуществлять сбор количественной информации, но и эффективно обрабатывать, классифицировать, обобщать и интерпретировать ее. Бельгийский статистик А. Кетле сформулировал теорию статистики, определил основные принципы статистического познания, тем самым положив начало повой науке. С тех пор статистика стала неотъемлемой частью научных исследований, управления, экономической деятельности, охватывая практически все сферы жизнедеятельности общества.

Современную статистику можно рассматривать как комплекс статистических наук, с различных сторон удовлетворяющих потребности людей в многообразной количественно-качественной информации. Основа этого комплекса - общая теория статистики, базирующаяся на теории вероятностей и являющаяся важнейшим инструментом исследования во всех науках, оперирующих массовыми фактическими данными. Поскольку каждая наука имеет свой специфический объект исследования, то и использование общей теории статистики в конкретных научных дисциплинах имеет свои особенности, определяемые характером той или иной отрасли знания. Это позволяет избежать математического формализма и упрощенно-схематического подхода к изучению реально существующих явлений и процессов.

Поскольку данные социологических исследований представляют собой результаты массовых опросов, то и количественный анализ таких данных осуществляется методами и приемами специальной науки, имеющей дело с количественными характеристиками массовых явлений, а именно статистики. За уже достаточно длительный период развития практики такого анализа в социологии сформировалось целое научное направление, которое получило название «прикладная статистика в социологии» или «статистический анализ данных социологических исследований».

Отметим, что статистическому анализу подвергаются не индивидуальные данные какого-либо респондента, а статистическая совокупность этих данных, полученная от целой группы респондентов (опрошенных людей).



Естественно, весьма актуальным является вопрос соответствия результатов социологического исследования реальным характеристикам изучаемой группы населения. Как известно, в ходе проведения социологического исследования опрашивается, как правило, не вся интересующая исследователя группа людей (это зачастую просто невозможно или очень долго и дорого), а лишь ее часть. Затем по данным опроса части этой группы социолог получает результаты своего исследования, которые потом распространяются на всю изучаемую совокупность людей. Например, чтобы исследовать, как проводят свой досуг студенты, опрашивают не всех студентов страны, а их часть. Вся изучаемая совокупность при этом называется генеральной совокупностью, а те люди, которые приняли участие в исследовании в качестве респондентов, - выборочной совокупностью исследования (выборкой). Выборка строится по определенным правилам, в зависимости от целей и задач исследования, а также характеристик самой генеральной совокупности. То есть если известна численность и структура генеральной совокупности (например, все население страны), то выборочная совокупность строится по статистическим правилам, ее объем и структура рассчитываются по определенным формулам. Генеральная и выборочная совокупности являются фундаментальными понятиями статистического анализа данных социологического исследования.

Генеральная совокупность - это полная совокупность объектов, имеющих отношение к изучаемой проблеме (все население страны, молодежь, студенты, потребители или покупатели и т.д.).

Выборочная совокупность - та часть генеральной совокупности, которую социолог непосредственно изучает путем опроса ее членов.

Сначала изучается выборочная совокупность: путем статистического анализа данных социологического исследования (опроса) устанавливаются ее характеристики в соответствии с целями и задачами исследования. Затем результаты исследования выборочной совокупности распространяются па всю генеральную совокупность и социолог делает выводы относительно всей совокупности населения, которую он изучает.

Чтобы результаты исследования выборочной совокупности отражали ситуацию, характерную для генеральной совокупности, выборочная совокупность должна обладать высоким уровнем репрезентативности.


Репрезентативность выборки - это свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности. Различие характеристик выборочной и генеральной совокупностей называют ошибкой репрезентативности. Ошибка репрезентативности есть мера отклонения статистической структуры выборки от структуры, соответствующей генеральной совокупности. Репрезентативность выборки характеризуется двумя взаимосвязанными параметрами - уровнем ошибки и вероятностью. Говорить, что какая-либо выборка репрезентативна, не совсем верно, так как любая выборка имеет определенный уровень репрезентативности, хотя этот уровень может и не устраивать исследователя. Правильнее было бы сказать, что ошибка репрезентативности данной выборки с вероятностью Р не превышает А (величина ошибки в процентах).

Высокий уровень репрезентативности выборки является залогом высокого уровня репрезентативности результатов исследования, т.е. соответствия их параметрам генеральной совокупности. Последнее в свою очередь является главной целью статистического анализа данных социологического исследования. При этом обязательно оцениваются ошибки репрезентативности. Можно выделить два типа таких ошибок - систематические и случайные.

Систематические ошибки - это ошибки неслучайного характера, искажающие результаты измерений в одну сторону, вызывающие неадекватное воспроизведение в выборке генеральных распределений. Неадекватность выражается либо в резком завышении, либо в резком занижении характеристик генеральной совокупности. Систематические ошибки дают постоянное смещение, которое не уменьшается при увеличении числа опрошенных людей. Например, если социолог делает опрос всего населения через интернет, то он может получить систематическую ошибку, поскольку охватит только пользователей интернета, которые могут иметь свои специфические характеристики и взгляды, отличные от этих же параметров всего населения. Или, проводя исследования всего населения, социолог опрашивает только жителей городов или только занятое население и т.п.
Систематическую ошибку можно устранить, изменяя процедуру формирования выборки.

Случайные ошибки - это статистические погрешности, присущие выборочному методу, и ошибки, вызываемые случайными нарушениями в процедурах сбора информации (ошибки наблюдения).


Ошибки наблюдения возникают при замене намеченных по плану выборки единиц наблюдения другими, более удобными, которые, однако, оказываются неполноценными с точки зрения выработанного плана выборки. Такие ошибки наблюдаются при использовании недостаточно квалифицированных анкетеров и интервьюеров и могут быть предотвращены с помощью контроля за их деятельностью. Кроме того, ошибки наблюдения могут возникать из-за неполного охвата выборочной совокупности, например из-за недополучения почтовых анкет. Эти ошибки устанавливаются путем сравнения реально сформированной выборки с ее планом. Они устраняются организацией дополнительного сбора недостающей информации.

К другому виду случайных ошибок относятся те ошибки, которые при повторных измерениях изменяются по вероятностным законам. Например, если мы определяем некоторую характеристику выборки (пусть это будет среднее арифметическое), то, извлекая из генеральной совокупности все новые и новые выборки того же объема, будем получать результат, отклоняющийся то в одну, то в другую сторону от значения этой характеристики в генеральной совокупности. Эти отклонения происходят с приблизительно одинаковой частотой и не имеют преимущественного направления в сторону преувеличения или преуменьшения значения изучаемого признака, т.е. случайная ошибка такого вида подчиняется определенным статистическим законам и поддается оценке.

Случайная ошибка будет присутствовать всегда и при любом выборочном опросе. Важнейшим свойством случайных ошибок является то, что они уменьшаются с увеличением объема выборки. Систематическая ошибка в отличие от случайной намного опаснее, так как ее невозможно оценить по выборке.

Для оценки достоверности результатов, получаемых на выборочной совокупности, в плане их соответствия генеральной совокупности в прикладной статистике сформировано целое направление статистического анализа данных, называемое теорией статистического вывода. В целом можно выделить три основных этапа статистического анализа данных.
Описательная статистика
Первый этап - описательная (дескриптивная) статистика,