ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра юриспруденции Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
История отечественной литературы
Группа ММ20Ж112
Студент
Дарья Владимировна Осипова
МОСКВА 2020
Ответы на практическое задание №2.
1. Беседа по контрольным вопросам для самостоятельной подготовки по теме практического занятия «Повесть временных лет»:
1. Что представляет собой жанр летописи в древнерусской литературе?
Летопись – оригинальный жанр древнерусской литературы. Летописи велись на Руси с XI по XVII века. В летописи по годам фиксировались события русской истории. Составлялась летопись монахами в монастырях или при дворах князей. Авторы летописей основывались на имевшихся у них документах и на устных рассказах, которые носили легендарный характер, а так же на собственных впечатлениях (если летописец был свидетелем того или иного исторического события).
2. Как, когда и кем создавалась «Повесть временных лет»? В каких
летописных статьях летописец называет себя?
«Повесть временных лет» – самый ранний из дошедших до нас источник по истории Древнерусского государства. По версии крупнейшего исследователя «Повести временных лет» А.А. Шахматовой, первую (не сохранившуюся до наших дней) редакцию текста составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор в 1110–1112 гг. Вторая редакция была создана по приказу Владимира Мономаха игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть текста, которая описывает время княжения Святополка, политического противника Владимира Мономаха. В 1118 г. неизвестным автором составляется третья редакция «Повести временных лет» по поручению новгородского князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха. В ней добавлены летописные статьи, описывающие события 1111–1117 гг. Имя Нестора из дошедших до нас списков ПВЛ упоминается лишь в одном: в позднем по происхождению Хлебниковском списке (XVI в.). С другой стороны, в самом раннем из сохранившихся Лаврентьевском списке в летописной статье под 6559 (1051) г. повествование ведется от первого лица, и автор прямо пишет о том, как он попал в Киево-Печерский монастырь: «Когда же жил Феодосий в монастыре [...], пришел к нему и я – худой и недостойный раб, – и принял меня, а лет мне было от роду 17».
3. С какого времени и события мировой истории начинает повествование составитель «Повести временных лет»? Почему?
Повествование в Повести временных лет начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета – вместе со своими родами (в византийских хрониках начальной точкой отсчета было сотворение мира). Этот рассказ заимствован из Библии. Русские считали себя потомками Иафета. Таким образом, русская история включалась в состав истории всемирной. Целью Повести временных лет было объяснение происхождения русских (восточных славян), происхождения княжеской власти и описание крещения и распространения христианства на Руси.
4. С какого года и события начинается датированная часть «Повести временных лет»? Как соотносится это событие с призванием на княжение варягов? Какой вывод о присутствии скандинавов на Руси можно сделать, исходя из сравнения этих эпизодов?
Датированная часть «Повести временных лет» начинается с 852 года. В 852 году на славянской земле начинает царствовать царь Михаил и называться она стала Русской землей. В 866 году Аскольд и Дир идут войной на греков, Михаил царствовал четырнадцатый год.
5. До какого года доведено изложение событий «Повести временных лет»?
В разных редакциях "Повести временных лет" изложение событий доведено до 1110 или до 1117 гг.
6. Перескажите содержание эпизода о хождении по водному пути «из варяг в греки» апостола Андрея. Какой еще апостол упоминается в ПВЛ?
Апостол Андрей совершил путешествие из Херсонеса в Рим через Новгород-на-Волхове. По пути, он остановился под горами на берегу. Своим ученикам он сказал, что в этих горах будет великий город, в котором будет много церквей. Он поднялся в горы, благословил их и поставил там крест. В дальнейшем, на этом месте появился Киев. Дальше, вверх по Днепру Андрей отправился к славянам в Новгород. Его удивил местный обычай париться и мыться в бане. Когда он пришел в Рим, он поведал об этом обычае. Рассказал, что на славянской земле стоят деревянные бани, что люди сильно натапливают их, раздеваются догола, обливаются квасом и хлещут себя вениками до изнеможения. После обливаются холодной водой. И для них это удовольствие, а не наказание. Те, кто слушал апостола Андрея тоже удивлялись. После Рима он направился в Синоп.
В «Повести временных лет» так же упоминается апостол Петр. Говорится, что его брат Андрей учил Петра на берегах русского моря.
7. Перескажите содержание эпизода о призвании варягов на княжение.
Варяг изгнали за море и перестали платить им дань. Между ними начались усобицы, что порождало беспорядки. Сами они не могли наладить свои взаимоотношения, оттого решили найти себе справедливого князя, который рассудит их споры. Варяги пошли к Руси и попросили о княжении. Для княжения над варягами были избраны три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Братья разделили между собой территорию. Рюрик сел в Новгороде, Синеус – на Белозере, а Трувор в Изборске. Через 2 года Синеус и Трувор умерли. Рюрик начал править один. Бояре Аскольд и Дир отпросились у Рюрика переехать в Царьград, по пути они увидели небольшой городок. Выяснилось, что правители города умерли и их потомкам приходится платить дань хазарам. Аскольд и Дир остались в этом городе, собрали вокруг себя много варяг и стали владеть землей полян. Рюрик же остался княжить в Новгороде.
8. Перескажите содержание эпизода об изобретении славянской азбуки.
После крещения славян, их князья Ростислав, Святополк и Коцел обратились к царю Михаилу с просьбой отправить к ним учителей, чтобы научили понимать смысл святых книг. Царь Михаил собрал своих философов и передал им просьбу, те ответили, что в Селуни есть мужчина по имени Лев, сыновья которого знают славянский язык и являются искусными философами. Михаил послал за сыновьями Льва и когда те прибыли, он отправил их в Славянскую землю. По прибытию Константин и Мефодий начали составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие. Затем перевели Псалтырь, Октоих и другие книги. Одни славяне были очень рады услышать о величии Бога на своем языке, другие начали ругать славянские книги, считая что кроме евреев, греков и латинян ни один народ не вправе иметь свою азбуку т.к. Пилат оставил надписи на кресте Христа только на этих языках. Папа Римский осудил этих людей. Тех, кто был против славянской грамоты – отлучали от церкви, до тех пор, пока человек не исправится. Константин вернулся назад и отправился учить болгарский народ, а Мефодий остался в Моравии. Затем князь Коцел назначил Мефодия епископом в Паннонии. За полгода Мефодий перевел все книги с греческого языка на славянский язык.
9. Перескажите эпизод о смерти князя Олега от его коня.
Князь Олег княжил в Киеве, находился в мире со всеми странами. Когда-то он спрашивал кудесника о причине своей смерти и тот ответил ему, что причиной смерти станет любимый конь князя. Князя напугали эти слова, и он зарекся больше никогда не видеть своего коня и не ездить на нем верхом. Коня кормили, но не водили к Олегу. Спустя 4 года разлуки с конем, он призвал старейшину конюхов и спросил о состоянии своего коня. Старейшина ответил, что конь умер. Тогда Олег посмеялся над словами кудесника. Поехал он посмотреть на кости своего коня. Со смехом наступил на череп, оттуда выползла змея и ужалила его в ногу. После этого князь разболелся и умер. Похоронили его на горе Щековица. Правил Князь Олег тридцать три года.
10. Передайте содержание эпизодов об убийстве князя Игоря древлянами и о мести княгини Ольги древлянам; о крещении княгини Ольги в Константинополе. Какие сказочные черты прослеживаются в образе княгини Ольги?
В 945 году князь Игорь пошел к древлянам за данью. Дань он увеличил, и его дружина творили насилие над древлянами. Когда они отправились домой, Игорь решил с малой частью дружины вернуться, желая большего богатства, а большую часть дружины отправил с данью домой. Князь древлян Мал решил, что если не убьют его, то покоя им не будет никогда. Древляне вышли из города и убили князя Игоря вместе с его дружинниками, так как тех было мало. Игорь был погребен у Искоростеня.
Жена князя Ольга находилась в Киеве с их ребенком Святославом. Древляне заявили, что вдова Игоря, станет женой их князю Малу, а со Святославом сделают что захотят. Древляне отправили свою делегацию к Княгине Ольге. Та приняла их как добрых гостей, выслушала просьбу выйти замуж за их князя Мала. Ольга сказала, что мужа ей уже не воскресить и что она хочет воздать завтра честь древлянам перед своими людьми, попросила древлян чтобы те просили ее людей нести их в ладье. В эту же ночь приказала она выкопать глубокую яму во дворе. Утром, княгиня отправила своих людей за древлянами. Киевляне понесли их в ладье, по пути сбросив ладью в выкопанную яму, так и закопали живьем. После этого Ольга сообщила древлянам, что если те действительно хотят, чтобы она стала женой их князя, то пусть пришлют за ней лучших мужей. Древляне выбрали лучших мужей и отправили за ней. Когда древляне пришли, Ольга приказала затопить для них баню. Когда те зашли в баню, дверь заперли и подожгли, все кто был заперт - сгорели. После этого Ольга написала древлянам, что уже готова прийти к ним. Но для этого они должны приготовить много медовухи, чтобы оплакать и помянуть ее погибшего мужа. Все было готово. Ольга, с небольшой дружиной, пришла к могиле мужа, оплакала его. После этого напоила всех древлян их же медовухой и когда те, опьянели, приказала своим дружинникам убить их. Княгиня вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся древлян. В 946 состоялась схватка между киевлянами и древлянами. Древляне были повержены, они отступили и закрылись в городе Искоростень. Все лето велась осада и тогда Ольга пошла на хитрость. Она обратилась к древлянам, говоря о том, что пока они ведут осаду, все другие города уже сдались ей, заплатили дань и живут нормальной жизнью. Древляне переживали, что Ольга и дальше будет мстить им за смерть мужа, но она убедила тех, что ей нужна только дань. И брать как погибший муж много, она не собирается. Княгиня отказалась от меда и мехов и попросила всего лишь по три голубя и три воробья с каждого двора. Обрадовались этому древляне и отдали птиц с поклоном. Ольга сообщила им, что завтра ее войска отступят, а сама приказала привязать к каждой птице трут.
Когда стало смеркаться, птиц отпустили, те полетели в свои дворы, таким образом, загорелись все дворы. Люди начали выбегать из города, их ловили – убивали и брали в плен. Весь город сожгла княгиня Ольга, а оставшихся в живых обложила данью.
Отправилась Ольга в Царьград. Правил там Константин, он счел Ольгу очень красивой, разумной женщиной и предложил ей царствовать с ним с ним в столице. Ольга была язычницей и попросила царя крестить ее, царь вместе с патриархом крестили ее. Патриарх дал ей наставления в вере, заповеди, молитвы. Благословил и отпустил ее с миром. После крещения Константин предложил Ольге стать его женой, на что та ответила, что он ведь теперь ее крестный отец, а у христиан так не принято. Тогда царь признался, что перехитрила его княгиня, одарил ее золотом и серебром и отпустил, назвав своей дочерью.
Ольгу можно сравнить с колдуньей. Красивая, мудрая женщина, но в то же время очень жестокая, расчетливая и мстительная.
11. Передайте содержание эпизодов о «поставлении» в Киеве языческих кумиров, о выборе веры, крещении Руси князем Владимиром и свержении языческих идолов. Каково, согласно преданию, происхождение названия места Перунья отмель?
Стал Владимир править Киевом один. На холме за теремом он установил языческих кумиров: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. Их называли богами, люди приносили им жертвы, даже собственных детей. На том холме после поставили церковь святого Василия.
В 987 году Владимир созвал бояр и старцев, рассказал о визите болгаров, которые просили принять их веру. Рассказал, что были немцы и евреи. Все они рассказывали о своей вере. Последними пришли греки, они восхваляли свою веру, рассказали о начале мир, о бытии. Они говорили мудро и чудно. Рассказывали греки про перерождение, про ад. Бояре и старцы предложили князю проверить каждую веру на деле. Отправить 10 человек, что бы те на своей шкуре испытали какого это служить тому или иному Богу. Первым делом пошли эти 10 человек к болгарам, увидели их скверные дела и поклонение в мечети, вернулись. Затем отправились к немцам, увидели их церковную службу и пошли в Царьград. Здесь же свою веру представили во всей красе, патриарх провел праздничную службу, пели хоры. Русских проводили в церковь, выделили им лучшие места. Те оказались в восхищении. По прибытию рассказали они князю, что в Болгарии молятся люди в мечети как безумные. И показалась их вера недоброй. К немцам же остались равнодушны, никакой красоты в их вере не увидели. А про греческую веру рассказывали, что когда ввели их в храм, не понимали они где находятся, на небе или на земле. И Бояре сказали, что не зря ведь Ольга в свое время приняла христианство, а была она очень мудрой женщиной. В 988