ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
году Владимир пошел с войском на Корсунь, жители закрылись в городе. Долго и безрезультатно осаждал он город, пока корсунянин Анастас не пустил стрелу к князю с запиской, в которой давалась инструкция перекрыть воду, которая шла по трубам в город. Владимир тогда дал себе слово, что если получится взять этот город, то он примет крещение. Воду он перекрыл и город сдался. После этого Владимир сообщил греческим царям, что взял их город и попросил отдать их сестру за него замуж, пригрозил, что в случае отказа пойдет на на их столицу. Цари ответили, что отдадут сестру свою, только если Владимир примет крещение. Владимир согласился. Отправили Анну к князю против воли. Прибыла Анна в Корсунь, а тем временем у князя научились проблемы со зрением. Царица сказала ему, что если он хочет избавиться от болезни, ему необходимо креститься. Владимира крестили и он тут же прозрел. Крещение проходило в церкви Святого Василия. Сразу после этого Князь женился на Анне. Когда Владимир вернулся в Киев, приказал разрубить всех идолов и сжечь. Перуна князь приказал привязать к конскому хвосту и тащить с горы к ручью, 12 человек колотили его палками. Делалось это для поругания беса, который в этом облике обманывал людей. Когда Перуна тащили к Днепру, люди плакали, потому что еще не приняли новой веры. Идола бросили в воду и было приказано, отталкивать его от берега, если пристанет. Приказ был исполнен, но Перуна ветром выбросило на отмель, так и стало называться это место Перунья отмель. На следующий день Владимир с попами вышли на Днепр. Началось массовое крещение. Приказал князь строить церкви на тех местах, где стояли идолы. В других городах стали крестить людей, способных детей забирали у родителей и отдавали в книжное обучение.
12. Передайте содержание эпизода о юноше-кожемяке. Каково
происхождение названия города Переяславль?
В 992 году после возвращения Владимира с хорватской войны, пришли печенеги. Встали печенеги с одной стороны Днепра, а Владимир с другой. Печенежский князь предложил Владимиру выбрать с каждой стороны по человеку, чтобы они боролись. Если победит человек Владимира, то две стороны заключат мир на три года, а если борец печенегов, то будут печенеги разорять его три года. Владимир начал искать, кого отправить на бой, поиски были безуспешны. Пришел к Владимиру старый человек и сообщил о том, что у него есть младший сын. Что сын силен и никогда никем не был побежден в борьбе. Рассказал, что однажды его сын мял кожу, а в этот момент отец ругал его, мальчик так рассердился, что разодрал руками кожу. Князь послал за юношей.
Когда юноша явился к Владимиру, он попросил прежде сразиться с большим и сильным быком, чтобы проверить свою силу. Быка разъярили и выпустили, юноша на бегу схватил быка за бок и вырвал ему кусок мяса с кожей. На следующее утро сошлись обе стороны и выпустили борцов своих. Началась борьба и печенежина юноша задушил голыми руками. Так и прогнали печенегов. Владимир обрадовался и заложил у брода, где проходил бой, город Переяславль, ибо перенял славу отрок тот. Этого юношу Владимир сделал великим человеком, как и его отца.
13. Передайте содержание эпизода об обороне Белгорода
Печенеги во время отсутствия князя Владимира пришли и встали под Белгородом, не давая никому покинуть город. В Белгороде начался страшный голод. Князь помочь своему городу ничем не мог, т.к. у него не было воинов, а печенегов было много. Собрали в городе вече, на котором приняли решение сдаться печенегам. Один из старцев убедил остальных не сдаваться печенегам еще три дня. Приказал старец выкопать два колодца и наполнить один колодец киселем из отрубей, а второй медом. На следующий день послали за печенегами. Отдали им заложников и пригласили десять человек посмотреть, что происходит у них в городе. Привели белгородцы печенегов к колодцу и сказали, что пищу они имеют от земли. Печенеги не поверили своим глазам, вернувшись, рассказали свои князьям о том, что видели. Князья поверили и удивились. Отпустили заложников и отступили от города.
14. Передайте содержание эпизодов об убиении Бориса и Глеба. К какому жанру древнерусской литературы относятся эти фрагменты текста?
После смерти отца Святополк начал править в Киеве. Он задаривал жителей подарками, но те помнили, что их братья с Борисом. В это же время отцовская дружина предложила Борису вернуться в Киев и сесть на престол, но тот ответил, что не поднимет руки на брата и что будет брат ему теперь вместо отца. Услышав это, воины разошлись. Святополк же ночью пришел в Вышгород, тайно созвал Путшу и бояр и приказал им убить своего брата. Те пришли на Альту ночью и услышали, как Борис поет заутреннюю молитву, он уже знал о планах брата. На Бориса напали и прокололи копьями вместе с его слугой. Завернули они еще дышавшего Бориса в шатер и привезли Святополку. Тот, узнав, что брат еще жив, отправил двух варяг, чтобы добить его. Что те и сделали, ударом меча. Тело Бориса тайно принесли в Вышгород и положили в церкви Василия. Дальнейшей целью Святополка было убить Глеба. Он послал Глебу весть, о том, что отец очень болен и зовет его. Глеб, взяв небольшую дружину тот час же отправился. По пути ему пришла весть от Ярослава, что отец его уже мертв, а Святополк убил Бориса. Глеб стал оплакивать отца и брата и молиться о смерти. Внезапно пришли люди посланные Святополком и зарезали Глеба. Тело его положили рядом с телом брата Бориса в церкви святого Василия.
Данные фрагменты текста я отношу к житию.
15. Сравните легенду о сотворении человека из «Повести временных лет» с записью 1911 г., какие выводы о структуре этиологической легенды и о времени ее бытования в народной культуре можно сделать на основании этого сравнения?
Легенда о сотворении человека из «Повести временных лет» это миф, приписываемый языческим волхвам, но восходящий, видимо, к дуалистическому учению богомилов. Легенда 1911 года появилась, когда в народе уже установилась и сформировалась религия христианства.
16. Передайте содержание «Поучения Владимира Мономаха»
Владимир Мономах в своем поучении призывает детей своих не лениться, а трудиться, давать щедрую милостыню. Говорит он о том, что нужно верить в Бога, не соревноваться с нехорошими людьми, не завидовать тем, кто творят беззаконие. Нужно иметь искренние намерения, держать слово. Старших не перебивать и слушаться, мудрых слушать, с ровесниками жить в дружбе и мире. Не связываться с дурными женщинами, не сплетничать, много не смеяться. Если чего-то лишили – не мстить, если тебя ненавидят – люби. Гонят - терпи, а ругают – молчи. Надо уметь раскаиваться, молиться. Просит Владимир детей своих помогать слабым людям и защищать их, не наказывать невиновных. Следить за своим домом самостоятельно, ни на кого не полагаясь. Выйдя на войну нельзя лениться, мало есть, рано вставать. Остерегаться нужно блуда и пьянства, от этого гибнет тело. Навестите больного, вспомните о покойнике. Надо быть приветливым и добрым. Жену любить, но не позволять ей властвовать. Получать новые знания и не забывать старые.
17. Передайте содержание эпизода об ослеплении князя Василька
Теребовльского. Какую роль этот эпизод играет в утверждении идеи единства Русской земли?
Пришли Святополк с Давыдом в Киев. Злые языки стали наговаривать Давыду Игоревичу, что Владимир с Васильком воссоединились против них со Святополком. Начал Давыд Святополка против Василька настраивать, тот и поверил. 4 ноября пришел Василько в монастырь поклониться святому Михаилу, Святополк прислал ему просьбу, чтобы тот не спешил возвращаться. Василько же отказался задерживаться, тогда попросил его задержаться Давыд, но и на его просьбу не откликнулся. А Давыд в это время Святополку говорит, что Василько вернется в свою волость и все города его займет. Послушался Святополк и позвал Василька поприветствовать его с братом. Василько согласился, не подозревая для чего его зовут. По пути ему сообщили, что на него готовится нападение, не поверил Василько, ведь была между ними договоренность. Приехал князь, встретили его братья, и повели в избу. Обманом оставили его там одного и заперли. Хотел Святополк отпустить брата, но Давыд начал настаивать на ослеплении Василька. В ту же ночь привезли Василька в Белгород, завели его в избу, с трудом повалили на пол и ножом разрезали глаза и лицо. Князь потерял сознание, его ввалили на телегу и повезли во Владимир. По пути Василько очнулся. По прибытию его посадили под стражу.
Как узнал Владимир о случившемся, собрал он Давыда и Олега Святославичей и сказал, что если так и дальше будет продолжаться борьба между братьями, то Русская земля обречена на гибель. Хотели братья разобраться в сложившийся ситуации, да пришли к Владимиру митрополит и Всеволодова вдова и молили его не устраивать междоусобиц. Данный эпизод сыграл важную роль в утверждении идеи единства Русской Земли. Так князья начали понимать, что важно сохранять единство, чтобы сохранить землю, которая была так старательно собрана их предками. Что если продолжать междоусобные конфликты, то Русскую землю ждет погибель.
18. Каково, согласно историческим преданиям, зафиксированным в ПВЛ, происхождение названий города Киева, села Ольжичи?
Жили три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев.
Ольжичи - это село, созданное княгиней Ольгой и названное ее именем.
19. Каково происхождение паремий «погибли, как обры», «беда, как в Родне», «пищанцы Волчьего хвоста бегают»
« Погибли, как обры», так говорят о чём-либо бесследно исчезнувшем. Обрами, называлось погибшее племя аваров. «Беда как в родне, в «Повести временных лет» говорится о горе испытанным Ярополком от голода при осаде его войска Владимиром. «Пищанцы Волчьего хвоста бегают», здесь отсылка к походу Владимира на радимичей. У Владимира был вoeвoдa «Boлчий Xвocт». Boлчий Xвocт пoбeдил paдимичeй нa peкe Пи-щaнe. В летописи сказано, что этой фразой дразнили русские радимичей.
20. Какие еще легенды и предания нашли вы при чтении «Повести
временных лет»?
В повести временных лет содержатся следующие легенды и предания:
- Ноев Ковчег;
- Легенда об основании Киева;
- Хождение апостола Андрея по пути «из варяг в греки»;
- Призвание варягов на княжение;
- Легенда о смерти князя Олега;
- Месть княгини Ольги древлянам;
2. Беседа по контрольным вопросам для самостоятельной подготовки:
1. В.В. Кусков (История древнерусской литературы: учеб. для филол.спец.вузов) относит «Слово о полку Игореве» к жанру воинской повести. А.А. Зализняк подчеркивает сходство СПИ с народными жанрами (былинами). Как вам кажется, кто из них прав?
На мой взгляд, прав В.В. Кусков. Воинская повесть – это жанр древнерусской литературы, посвященный описанию воинских подвигов, бит, воинского быта и т.п. Она проникнута патриотизмом, тревогой за судьбу родины, отражает борьбу русского народа за свою независимость. «Слово о полку Игореве», произведение, проникнутое сильной любовью к своей отчизне. В ней повествуется о военных походах князя Игоря Святославича Новгород – Северского против половцев в 1185 году. В повести описываются детали воинского снаряжения, тактика и ход битвы, последствия.
2. Найдите в СПИ характерные для народной поэзии сравнения и уподобления героев (Ярославны, Игоря, Всеволода и др.) различным животным и птицам. В чем вы видите смысл этих сопоставлений?
Ярославна сравнивается с кукушкой, которая «безвестно рано кукует». Она готова полететь кукушкой, чтобы омочить шелковый рукав в Каяле-реке и утереть любимому мужу кровавые раны. Уподобление Ярославны кукушке символизирует ее горе, говорит о готовности быстро прилететь на помощь. Плач Ярославны заставляет силы природы помочь Игорю бежать. Отвага и храбрость младшего брата Игоря князя Всеволода выражены в сопоставлении его с туром — «яр тур», «буй тур». В его образе воплощены лучшие черты русских князей-воинов, которые сражаются до последнего. Князь Игорь сопоставляется с горностаем, с белым гоголем во время своего побега из плена. Его тяга к свободе заставляет автора сравнить своего героя с соколом, сильной и красивой птицей. Боян сравнивается с серым волком. С волками сопоставляются хан Кончак, дружина — с соколами и стаями галок, Всеслав — с лютым зверем, половцы — с барсовым гнездом. Эти сравнения подчеркивают значимость природных сил, птиц и животных, в мировосприятии древнерусского человека.
3. Какую роль играют образы природы в «Слове о полку Игореве»?
Почему солнце прикрывает тьмой воинов Игоря? Вспомните обращение Ярославны к солнцу. Связаны ли эти два эпизода? Приведите еще примеры.
Силы природы участвуют в судьбах людей. Солнечное затмение как бы предсказывает грядущую катастрофу и предостерегает от заведомо неудачного похода. Ярославна упрекает солнце, что оно в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов, жаждой им луки скрутило, истомой им колчаны замкнуло. Так что в какой-то мере эти эпизоды связаны друг с другом.
Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки — все это бескрайние просторы родины, восприятие которых усиливает патриотическое звучание произведения.
12. Передайте содержание эпизода о юноше-кожемяке. Каково
происхождение названия города Переяславль?
В 992 году после возвращения Владимира с хорватской войны, пришли печенеги. Встали печенеги с одной стороны Днепра, а Владимир с другой. Печенежский князь предложил Владимиру выбрать с каждой стороны по человеку, чтобы они боролись. Если победит человек Владимира, то две стороны заключат мир на три года, а если борец печенегов, то будут печенеги разорять его три года. Владимир начал искать, кого отправить на бой, поиски были безуспешны. Пришел к Владимиру старый человек и сообщил о том, что у него есть младший сын. Что сын силен и никогда никем не был побежден в борьбе. Рассказал, что однажды его сын мял кожу, а в этот момент отец ругал его, мальчик так рассердился, что разодрал руками кожу. Князь послал за юношей.
Когда юноша явился к Владимиру, он попросил прежде сразиться с большим и сильным быком, чтобы проверить свою силу. Быка разъярили и выпустили, юноша на бегу схватил быка за бок и вырвал ему кусок мяса с кожей. На следующее утро сошлись обе стороны и выпустили борцов своих. Началась борьба и печенежина юноша задушил голыми руками. Так и прогнали печенегов. Владимир обрадовался и заложил у брода, где проходил бой, город Переяславль, ибо перенял славу отрок тот. Этого юношу Владимир сделал великим человеком, как и его отца.
13. Передайте содержание эпизода об обороне Белгорода
Печенеги во время отсутствия князя Владимира пришли и встали под Белгородом, не давая никому покинуть город. В Белгороде начался страшный голод. Князь помочь своему городу ничем не мог, т.к. у него не было воинов, а печенегов было много. Собрали в городе вече, на котором приняли решение сдаться печенегам. Один из старцев убедил остальных не сдаваться печенегам еще три дня. Приказал старец выкопать два колодца и наполнить один колодец киселем из отрубей, а второй медом. На следующий день послали за печенегами. Отдали им заложников и пригласили десять человек посмотреть, что происходит у них в городе. Привели белгородцы печенегов к колодцу и сказали, что пищу они имеют от земли. Печенеги не поверили своим глазам, вернувшись, рассказали свои князьям о том, что видели. Князья поверили и удивились. Отпустили заложников и отступили от города.
14. Передайте содержание эпизодов об убиении Бориса и Глеба. К какому жанру древнерусской литературы относятся эти фрагменты текста?
После смерти отца Святополк начал править в Киеве. Он задаривал жителей подарками, но те помнили, что их братья с Борисом. В это же время отцовская дружина предложила Борису вернуться в Киев и сесть на престол, но тот ответил, что не поднимет руки на брата и что будет брат ему теперь вместо отца. Услышав это, воины разошлись. Святополк же ночью пришел в Вышгород, тайно созвал Путшу и бояр и приказал им убить своего брата. Те пришли на Альту ночью и услышали, как Борис поет заутреннюю молитву, он уже знал о планах брата. На Бориса напали и прокололи копьями вместе с его слугой. Завернули они еще дышавшего Бориса в шатер и привезли Святополку. Тот, узнав, что брат еще жив, отправил двух варяг, чтобы добить его. Что те и сделали, ударом меча. Тело Бориса тайно принесли в Вышгород и положили в церкви Василия. Дальнейшей целью Святополка было убить Глеба. Он послал Глебу весть, о том, что отец очень болен и зовет его. Глеб, взяв небольшую дружину тот час же отправился. По пути ему пришла весть от Ярослава, что отец его уже мертв, а Святополк убил Бориса. Глеб стал оплакивать отца и брата и молиться о смерти. Внезапно пришли люди посланные Святополком и зарезали Глеба. Тело его положили рядом с телом брата Бориса в церкви святого Василия.
Данные фрагменты текста я отношу к житию.
15. Сравните легенду о сотворении человека из «Повести временных лет» с записью 1911 г., какие выводы о структуре этиологической легенды и о времени ее бытования в народной культуре можно сделать на основании этого сравнения?
Легенда о сотворении человека из «Повести временных лет» это миф, приписываемый языческим волхвам, но восходящий, видимо, к дуалистическому учению богомилов. Легенда 1911 года появилась, когда в народе уже установилась и сформировалась религия христианства.
16. Передайте содержание «Поучения Владимира Мономаха»
Владимир Мономах в своем поучении призывает детей своих не лениться, а трудиться, давать щедрую милостыню. Говорит он о том, что нужно верить в Бога, не соревноваться с нехорошими людьми, не завидовать тем, кто творят беззаконие. Нужно иметь искренние намерения, держать слово. Старших не перебивать и слушаться, мудрых слушать, с ровесниками жить в дружбе и мире. Не связываться с дурными женщинами, не сплетничать, много не смеяться. Если чего-то лишили – не мстить, если тебя ненавидят – люби. Гонят - терпи, а ругают – молчи. Надо уметь раскаиваться, молиться. Просит Владимир детей своих помогать слабым людям и защищать их, не наказывать невиновных. Следить за своим домом самостоятельно, ни на кого не полагаясь. Выйдя на войну нельзя лениться, мало есть, рано вставать. Остерегаться нужно блуда и пьянства, от этого гибнет тело. Навестите больного, вспомните о покойнике. Надо быть приветливым и добрым. Жену любить, но не позволять ей властвовать. Получать новые знания и не забывать старые.
17. Передайте содержание эпизода об ослеплении князя Василька
Теребовльского. Какую роль этот эпизод играет в утверждении идеи единства Русской земли?
Пришли Святополк с Давыдом в Киев. Злые языки стали наговаривать Давыду Игоревичу, что Владимир с Васильком воссоединились против них со Святополком. Начал Давыд Святополка против Василька настраивать, тот и поверил. 4 ноября пришел Василько в монастырь поклониться святому Михаилу, Святополк прислал ему просьбу, чтобы тот не спешил возвращаться. Василько же отказался задерживаться, тогда попросил его задержаться Давыд, но и на его просьбу не откликнулся. А Давыд в это время Святополку говорит, что Василько вернется в свою волость и все города его займет. Послушался Святополк и позвал Василька поприветствовать его с братом. Василько согласился, не подозревая для чего его зовут. По пути ему сообщили, что на него готовится нападение, не поверил Василько, ведь была между ними договоренность. Приехал князь, встретили его братья, и повели в избу. Обманом оставили его там одного и заперли. Хотел Святополк отпустить брата, но Давыд начал настаивать на ослеплении Василька. В ту же ночь привезли Василька в Белгород, завели его в избу, с трудом повалили на пол и ножом разрезали глаза и лицо. Князь потерял сознание, его ввалили на телегу и повезли во Владимир. По пути Василько очнулся. По прибытию его посадили под стражу.
Как узнал Владимир о случившемся, собрал он Давыда и Олега Святославичей и сказал, что если так и дальше будет продолжаться борьба между братьями, то Русская земля обречена на гибель. Хотели братья разобраться в сложившийся ситуации, да пришли к Владимиру митрополит и Всеволодова вдова и молили его не устраивать междоусобиц. Данный эпизод сыграл важную роль в утверждении идеи единства Русской Земли. Так князья начали понимать, что важно сохранять единство, чтобы сохранить землю, которая была так старательно собрана их предками. Что если продолжать междоусобные конфликты, то Русскую землю ждет погибель.
18. Каково, согласно историческим преданиям, зафиксированным в ПВЛ, происхождение названий города Киева, села Ольжичи?
Жили три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев.
Ольжичи - это село, созданное княгиней Ольгой и названное ее именем.
19. Каково происхождение паремий «погибли, как обры», «беда, как в Родне», «пищанцы Волчьего хвоста бегают»
« Погибли, как обры», так говорят о чём-либо бесследно исчезнувшем. Обрами, называлось погибшее племя аваров. «Беда как в родне, в «Повести временных лет» говорится о горе испытанным Ярополком от голода при осаде его войска Владимиром. «Пищанцы Волчьего хвоста бегают», здесь отсылка к походу Владимира на радимичей. У Владимира был вoeвoдa «Boлчий Xвocт». Boлчий Xвocт пoбeдил paдимичeй нa peкe Пи-щaнe. В летописи сказано, что этой фразой дразнили русские радимичей.
20. Какие еще легенды и предания нашли вы при чтении «Повести
временных лет»?
В повести временных лет содержатся следующие легенды и предания:
- Ноев Ковчег;
- Легенда об основании Киева;
- Хождение апостола Андрея по пути «из варяг в греки»;
- Призвание варягов на княжение;
- Легенда о смерти князя Олега;
- Месть княгини Ольги древлянам;
2. Беседа по контрольным вопросам для самостоятельной подготовки:
1. В.В. Кусков (История древнерусской литературы: учеб. для филол.спец.вузов) относит «Слово о полку Игореве» к жанру воинской повести. А.А. Зализняк подчеркивает сходство СПИ с народными жанрами (былинами). Как вам кажется, кто из них прав?
На мой взгляд, прав В.В. Кусков. Воинская повесть – это жанр древнерусской литературы, посвященный описанию воинских подвигов, бит, воинского быта и т.п. Она проникнута патриотизмом, тревогой за судьбу родины, отражает борьбу русского народа за свою независимость. «Слово о полку Игореве», произведение, проникнутое сильной любовью к своей отчизне. В ней повествуется о военных походах князя Игоря Святославича Новгород – Северского против половцев в 1185 году. В повести описываются детали воинского снаряжения, тактика и ход битвы, последствия.
2. Найдите в СПИ характерные для народной поэзии сравнения и уподобления героев (Ярославны, Игоря, Всеволода и др.) различным животным и птицам. В чем вы видите смысл этих сопоставлений?
Ярославна сравнивается с кукушкой, которая «безвестно рано кукует». Она готова полететь кукушкой, чтобы омочить шелковый рукав в Каяле-реке и утереть любимому мужу кровавые раны. Уподобление Ярославны кукушке символизирует ее горе, говорит о готовности быстро прилететь на помощь. Плач Ярославны заставляет силы природы помочь Игорю бежать. Отвага и храбрость младшего брата Игоря князя Всеволода выражены в сопоставлении его с туром — «яр тур», «буй тур». В его образе воплощены лучшие черты русских князей-воинов, которые сражаются до последнего. Князь Игорь сопоставляется с горностаем, с белым гоголем во время своего побега из плена. Его тяга к свободе заставляет автора сравнить своего героя с соколом, сильной и красивой птицей. Боян сравнивается с серым волком. С волками сопоставляются хан Кончак, дружина — с соколами и стаями галок, Всеслав — с лютым зверем, половцы — с барсовым гнездом. Эти сравнения подчеркивают значимость природных сил, птиц и животных, в мировосприятии древнерусского человека.
3. Какую роль играют образы природы в «Слове о полку Игореве»?
Почему солнце прикрывает тьмой воинов Игоря? Вспомните обращение Ярославны к солнцу. Связаны ли эти два эпизода? Приведите еще примеры.
Силы природы участвуют в судьбах людей. Солнечное затмение как бы предсказывает грядущую катастрофу и предостерегает от заведомо неудачного похода. Ярославна упрекает солнце, что оно в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов, жаждой им луки скрутило, истомой им колчаны замкнуло. Так что в какой-то мере эти эпизоды связаны друг с другом.
Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки — все это бескрайние просторы родины, восприятие которых усиливает патриотическое звучание произведения.